Однородные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бутусова Олеся Николаевна

Цель: познакомить учащихся с однородными членами предложения.

Задачи:

1.     понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

2.     распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;

3.     определять, каким членом предложения являются однородные члены;

4.     распознавать однородные второстепенные члены;

5.     соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами;

6.     наблюдать за постановкой запятой в предложениях с однородными членами;

7.     повторить правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением;

8.     расширять словарный запас, кругозор;

9.     формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

10.                       формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.49 КБ
Файл презентация к уроку66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения.

Цель: познакомить учащихся с однородными членами предложения.

Задачи: 

  1. понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  2. распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;
  3. определять, каким членом предложения являются однородные члены;
  4. распознавать однородные второстепенные члены;
  5. соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами;
  6. наблюдать за постановкой запятой в предложениях с однородными членами;
  7. повторить правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением;
  8. расширять словарный запас, кругозор;
  9. формировать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  10. формировать умение высказывать своё отношение, свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент

У.: Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку русского языка.

II. Словарно-орфографическая минутка

У.: Начнем наш урок с орфографической минутки. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и слова «классная работа».

У.: Запишите через запятую: картофель, морковь, капуста, огурец, помидор. Подчеркните орфограммы. Объясните почему вы написали слово так.

У.: Что обозначают эти слова?

Д.: Название огородных растения и плоды этих растений.

У.: Подберите общее название для этих слов.

Д.: Растение или овощи.

1. Работа со шмуцтитулом.

У.: Продолжим работать. Откройте учебник на стр.25 и прочитайте название раздела.

Д.: Предложение.

У.: Что вы уже знаете о предложении?

Д.: Какие бывают предложения по цели высказывания, по интонации.

У.: Прочитайте, чему мы будем учиться в этом разделе?

Дети читают по учебнику чему будут учиться в этом разделе.

У.: Какие новые слова вы встретили?

Д.: Однородные члены предложения.

У.: Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с однородными членами.

2. Чтение темы и постановка целей урока.

У.: Откройте стр. 26 учебника и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Д.: Однородные члены предложения.

У.: Прочитайте задачу сегодняшнего урока?

Д.: Что такое однородные члены предложения?

У.: Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Слушаю ответы детей.

У.: Сегодня мы будем учиться распознавать однородные члены, предложения с однородными членами; определять, каким членом предложения являются однородные члены и правильно выделять однородные члены при письме.

II. Открытие нового знания

1. Чтение пар предложений, сопоставление их по смыслу и наличию нескольких пленов предложения, отвечающих на один и тот же вопрос и являющихся одним и тем же членом предложения.

Упр. 32, стр. 26.

У.: Прочитайте первую пару предложений. В чем различие пары предложений?

У.: Каким членом предложения являются выделенные слова? На какой вопрос они отвечают?

Д.: Выделенные слова являются сказуемыми.

У.: Прочитайте вторую пару предложений. В чем различие пары предложений?

У.: Каким членом предложения являются выделенные слова? На какой вопрос они отвечают?

Д.: Выделенные слова являются второстепенными членами.

У.: Прочитайте третью пару предложений. В чем различие пары предложений?

У.: Каким членом предложения являются выделенные слова? На какой вопрос они отвечают.

Д.: Выделенные слова являются подлежащими.

У.: В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными.

У.: Я сейчас еще раз прочитаю предложения с однородными членами, а вы понаблюдаете за интонацией, с которой я буду перечислять однородные члены предложения.

Д.: С интонацией перечисления.

У.: Спишите только предложения с однородными членами.

2. Чтение сведений о языке под рубрикой «Обратите внимание!». Введение термина однородные.

У.: Прочитайте сведения под рубрикой «Обратите внимание!».

У.: Что вы узнали из этой рубрики?

У.: Как называются несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному слову?

Д.: Такие члены предложения называются однородными.

3. Упражнение в определении однородных членов предложения и признаков, по которым они различаются.

Упр. 33, стр. 26.

У.: Прочитайте предложения.

У.: Прочитайте первое предложение. Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения? Докажите.

Д.: Выделенные слова являются подлежащим.

У.: Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные подлежащие.

У.: Прочитайте второе предложение. Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?

Д.: Выделенные слова являются сказуемым.

У.: Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные сказуемые.

У.: Прочитайте третье предложение. Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?

Д.: Выделенные слова являются второстепенными членами.

У.: Несколько второстепенных членов, которые отвечаю на один и тот же вопрос и зависят от одного слова – это однородные второстепенные члены.

У.: На какой вопрос отвечают однородные члены?

1-кто? 2-что делают? 3-какие?

У.: К какому слову они относятся?

У.: Обратите внимание на то, что к однородным членам предложения ставится один вопрос, а отвечать на этот вопрос нужно не одним словом, а группой однородных членов: синицы (какие?) юркие, непоседливые.

У.: Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.

У.: Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?

Д.: Запятая.

У.: 1 ряд – спишите предложение с однородными подлежащими.

2 ряд – спишите предложение с однородными сказуемыми.

3 ряд – спишите предложение с однородными второстепенными членами.

4. Работа с определением.

У.: Прочитайте определение на стр. 27 учебника.

У.: Какие члены предложения могут быть однородными?

Д.: Главные и второстепенные члены.

У.: Как найти в тексте предложение с однородными подлежащими? Однородными сказуемыми? Однородными второстепенными членами?

У.: С какой интонацией произносятся однородные члены?

Д.: С интонацией перечисления.

III. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение в нахождении однородных членов предложения, определении их синтаксической роли, правильном интонировании предложений.

Упр. 34, стр. 27.

У.: Прочитайте предложения.

У.: Найдите предложения с однородными подлежащими. Докажите, что это однородные подлежащие (На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся?)

Д.: Тракторы, комбайны (что делают?) работают.

У.: Найдите предложения с однородными сказуемыми. Докажите, что это однородные сказуемые (На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся?)

Д.: Пашут, разрыхляют (кто?) тракторы.

У.: Найдите предложения с однородными второстепенными членами. Докажите, что это однородные второстепенные члены (На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся?)

У.: Обратите внимание на второе предложение, там однородные члены имеют зависимые слова для сообщения полной информации.

У.: Прочитайте предложения еще раз и объясните написание слов с пропущенными буквами.

У.: Запишите любые два предложения и вставьте пропущенные буквы.

У.: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и зеленой пастой проверьте.

2. Работа со словарным словом

У.: Посмотрите на рисунки в учебнике. На каком рисунке изображен комбайн?

Д.: На втором рисунке.

У.: А кто-нибудь знает, что обозначает слово комбайн?

Слушаю ответы детей.

У.: Слово комбайн обозначает «объединение», «комбинация». Это имя дали машине, в которой объединены, скомбинированы и дружно работают разные машины и механизмы.

У.: А как называют человека который управляет комбайном?

Д.: Комбайнер, комбайнёр.

У.: Обратите внимание, что в корне этих слов есть орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова О.

У.: Запишите в тетрадь три этих слова, подчеркните орфограммы и запомните написание этих слов.

У.: Составьте и запишите свое предложение со словами комбайн и комбайнёр.

IV. Подведение итогов урока

У.: Какие члены предложения называются однородными?

У.: Что узнали об однородных членах предложения?

У.: Из слов, которые мы записали в начале урока, составьте и запишите предложение с однородными членами.

У.: А что узнали о значении и написании слов комбайн, комбайнер и комбайнёр?

V. Домашнее задание

Выучить определение на стр. 27, ТПО упр. 37-39.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложение

Слайд 2

Однородные члены предложения Что такое однородные члены предложения?

Слайд 3

В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .

Слайд 4

Несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими . Несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными сказуемыми . Несколько второстепенных членов, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова, называются однородными второстепенными членами .

Слайд 5

К о мбайн К о мбайн е р К о мбайнёр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....