Урок русского языка "Второстепенные члены предложения" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пугина Ирина Аркадьевна

Фрма урока "Копилка знаний", по программе "Школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Знаменская СОШ»

Боградского района

Урок русского языка «Копилка знаний» по теме «Второстепенные члены предложений»

по программе «Школа 21 века» под ред. Н.Ф. Виноградовой

3 класс

Разработала: учитель начальных классов

Пугина И.А.

2010 – 2011 уч. год

Пояснительная записка

Уже не один год работаю по теме «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Приобретённый опыт постаралась показать на своём уроке русского языка в 3 классе по программе «Школа 21 века» под ред. Н.Ф. Виноградовой по теме «Второстепенные члены предложения». Работаем по учебнику С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой. Согласно учебному плану МОУ «Знаменска сош» рабочая программа предусматривает обучение в объёме 175 часов, недельная нагрузка 5 часов.

Класс среднего уровня обученности в количестве 10 обучающихся, 1 из них обучается на домашнем обучении по «Коррекционной программе VIII вида».

Это урок комплексного использования знаний.

Цель: выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия.

Достичь цель урока стало возможным через решение задач:

  • Обобщить и систематизировать знания о второстепенных членах предложения;
  • Развивать умения точно употреблять второстепенные члены предложения в устной и письменной речи;
  • Формировать потребность в охране здоровья.

Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный (во время работы со словарными словами);
  • Репродуктивный (проверка восстановленного предложения, текста);
  • Проблемно-поисковый метод (творческо-поисковое домашнее задание);
  • Исследовательский метод (при составлении предложений в игре «Серпантин фраз»);
  • Частично-поисковый (использован при работе со словарными словами);
  • Метод самостоятельной работы (при придумывании предложений с одним из словарных слов, при работе в парах);

Форма урока комплексного использования знаний позволила заинтересовать детей и достичь результата. На каждом этапе работы использовались разные формы:

  • Фронтальные;
  • Работа в парах;
  • Работа по вариантам;
  • Индивидуальные;

Данные формы работы позволили разнообразить учебную деятельность учеников. Во время этой работы чётко прослеживалась связь:

  • учитель – ученик (диалог учителя  ученика в качестве равных собеседников);
  • ученик-ученик (Диалог ученика и ученика в качестве равного собеседника);
  • внутренний диалог ученика-мыслителя с самим собой.

Помогли на уроке активизировать познавательную деятельность обучающихся, а также достичь поставленной цели разнообразные средства обучения:

  • картинный словарный запас;
  • карточки трёх видов («Ударение имеет значение», «Серпантин фраз», «Работа с деформированным предложением»);
  • музыкальное сопровождение урока;
  • художественное слово;
  • обучающая динамическая пауза.

Этапы урока:

  • Организационный момент;
  • Минута чистописания;
  • Словарная работа;
  • Актуализация знаний;
  • Физминутка;
  • Работа в парах;
  • Работа по вариантам;
  • Работа с деформированным предложением;
  • Рефлексия;
  • Творческо-поисковое домашнее задание;
  • Релаксация.

Познавательная деятельность обучающихся была организована следующим образом:

  • Организация деятельности мышления и воображения в процессе закрепления знаний и умений (закрепление знаний о второстепенных  членах предложения,  обучение ранее усвоенных навыков на новые условия работы);
  • Активность и самостоятельность мышления стимулировались с помощью следующих приёмов: участие в беседе, анализ, обобщение и осмысление материала, создание проблемных ситуаций и поиск их решения, задания с недостающими данными, самостоятельная работа, частично-мыслительный эксперимент);
  • Знания гуманной педагогики помогли в обеспечении условий для продуктивной работы учащихся: если ребёнок живёт на уроке в терпимости, он учится принимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благородным; если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Таким образом, опираясь на заповеди гуманной педагогики, отношения с ребятами выстраиваю на следующих принципах:

  • Установка на свободное общение, равноправие мнений в оценке предлагаемой проблемы;
  • Создание условий для работы без принуждения;
  • Уважение к любому высказанному мнению;
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • Поощрение ученической импровизации на уроке;
  • Помощь в формулировке ответов в затруднительных ситуациях;
  • Тактичность оценки ответов обучающихся.

Проблема здоровьесбережения очень остро стоит уже с начальных классов, поэтому на уроке были использованы разные виды деятельности, релаксационная пауза, яркая наглядность, поддерживалась спокойная радостная атмосфера искреннего общения.

Содружество учителя и ученика на уроке воспитывало в ребятах веру в свои силы, возможности. Они ощущали себя важными участниками событий и пополняли багаж своих знаний, воспитывая новые качества личности.

Конспект урока

Тема: Второстепенные члены предложения.

Цель: Выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о второстепенных членах предложения;
  • Развивать умения точно употреблять второстепенные члены предложения в устной и письменной речи;
  • Формировать потребность в охране здоровья.

Оборудование:

  • Девиз урока;
  • План урока;
  • Художественное слово;
  • Карточки для работы в парах, по вариантам;
  • Музыкальный центр, аудиозапись;

Ход урока:

- Сегодня у нас урок необычный – «Урок копилка знаний». Мы будем учиться самостоятельно применять знания и использовать их при выполнении разных заданий.

Учитесь знаний накоплять,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку 5!

- Работать мы будем под девизом (на доске):

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!

- Работаем по плану: (на доске):

  • Минута чистописания;
  • Словарная работа;
  • Актуализация знаний;
  • Физминутка;
  • «Ударение имеет значение»;
  • Игра «Серпантин фраз»;
  • Работа с деформированным предложением;
  • Рефлексия;
  • Творческо-поисковое домашнее задание;
  • Релаксация.

- Итак, открыли тетрадь, записали число, классная работа.

Минута чистописания: элементы букв у, я, м, н  (Взаимопроверка, подчеркнули карандашом лучшее написание букв. У кого 5 и больше подчёркнутых соединений- получают жетон).

Словарная работа.

Здесь у нас аукцион,

Подведёт итоги он:

Тот, кто больше, лучше знает –

Тот награду получает.

(Картинный словарный диктант. Самопроверка по доске – напечатаны слова. У кого 5 или 4 - получают жетон).

- С одним из этих слов составить предложение (кто составил правильное предложение -получают жетон).

- Записываем это предложение, разбор вслух (Получает жетон. Обращать внимание на правильную посадку при письме).

Актуализация знаний (беседа по вопросам)

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- Что знаете об обстоятельстве?

- Что знаете об определении?

- Что знаете о дополнении?

(Ответы полные, подтверждая примером, получают жетон).

Физминутка под музыку:

- Найди глазками вопросы, на которые отвечает определение, обстоятельство, дополнение.

- Найди предложение в котором второстепенные члены предложения только определение, обстоятельство, дополнение.

- Найди глазками, как подчёркиваем определение, дополнение, обстоятельство.

(Задания развешены по классу).

«Ударение имеет значение»

- Какое значение имеет ударение в слове? (Работа в парах. Вставить в предложения одинаковые по написанию слова, поставьте в них ударение. Например: Мы…тёплое парное молоко. Возьми пилу и…дрова. У каждой пары разные предложения). Проверка – получают жетон.

Поиграем в игру «Серпантин фраз» (По вариантам)

- Продолжить фразу. Например: я читаю книгу … Добавляем только одно слово.

- Зачитаем, какие получились предложения. Запишем их и разберём. (Проверка – как разобрали, получают жетон).

Работа с деформированным предложением

(Работ в парах, получают конверты со словами, надо составить предложения, зачитывают вслух).

- А теперь попробуем составить мини-сочинение. (Дети прикрепляют свои предложения на магнитную доску. Проверяем, получилось ли сочинение. Пробуем озаглавить. Получают жетон).

- Запишем в тетрадь. 1-я группа разбирает по членам предложения 5-е предложение, 2-я группа – 2-е предложение. (Проверка. Получают жетон).

Физминутка

Пальчиковая гимнастика под музыку.

Творческо-поисковое домашнее задание

На доске слова: морозный, пушистый, зима, снежинки.

- Какое задание вы можете предложить, используя данные слова?

Д/з: 1 группа – составить мини-сочинение «Пришла зима»;

       2 группа – разбор по составу, «зима» - фонетический разбор.

Рефлексия

(Считают жетоны)

- Побудь учителем минутку,

  Поставь оценку, но не в шутку!

- Кто «отлично» работал? (5 и более жетонов)

- Кто «хорошо» работал? (4 жетона)

- Кто не доволен своей работой?

Релаксация

- Подойдите ко мне, встаньте в круг, предаём свечу друг другу с пожеланием. (Дети поочерёдно говорят пожелания друг друга, заканчивает учитель своим пожеланием). А гостям пожелаем: (учитель показывает карточки с пожеланиями, дети хором читают) здоровья, счастья, успехов в работе.

- Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Однородные члены предложения».

 Использование исторического наследия Санкт-Петербурга для развития общеучебных умений младшего школьника на уроках русского языка.     Тип урока: изучение нового материала. Деятельностный подход в из...

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Главные члены предложения"

Урок русского языка в 3 классе по теме: Главные члены предложения". Урок с презентацией, компьютерной поддержкой. Дети сами работают за компьютерами выполняя тест. За урок,  каждый ученик получит...

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Урок русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

Я  работаю  над  реализацией  совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарс...

Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"

Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивани...

Урок русского языка в 4 классе Тема урока. Главные члены предложения. Сказуемое.

Цель урока: узнать способы выражения сказуемого, объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого; учиться находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительны...