Урок русского языка 3 класс Глаголы,которые без НЕ не употребляются
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Корней Светлана Федоровна

Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка26.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Класс 3

Тема. Глаголы, которые без НЕ не употребляются

Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.

Цель урока: Актуализировать знания учащихся о правописании частицы не с глаголами

Задачи урока:

  1. Формировать у учащихся умение писать не с глаголами
  2. Наблюдать глаголы-исключения
  3. Умение показать морфологический анализ глагола
  4. Продолжить формирование умения употреблять глаголы с целью ее обогащения
  5. Демонстрировать умение маркировать орфограммы.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать свои  действия в  соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в  учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

Познавательные универсальные учебные действия

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение (по  одному или нескольким основаниям, наглядное и по  представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на  основе сравнения;

-проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

- строить простые индуктивные и  дедуктивные  рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

-  допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Предметные результаты

  • определять функцию и значение частицы не;
  • выяснять значение слов по толковому словарю
  • делать морфологический разбор глагола;
  • применять ранее изученные правила правописания.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева); компьютер, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,  разноуровневые индивидуальные карточки, карточки с пословицами.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Сегодня я вижу ваши улыбающиеся лица, значит у вас хорошее настроение, а значит у нас все получится. Наша школьная семья вся в сборе. Вся семья вместе- и душа на месте. У нас сегодня гости, повернулись, поприветствовали и повернулись ко мне. Урок начинается. Готовы работать?

2.Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

Учитель: Вчера вечером, уходя домой, я увидела  оставленный в рекреации листок. Хотела выбросить , но прочитав его у меня разболелась голова. Хотите узнать почему? Сейчас все сами поймете.

СЛАЙД

Код пушок-бальшой проказник.

Он себе устроил празник.

Утром код зобрался в банку,

Сел у бапки всю смитанку.

Отыщите все ошибки, объясните орфограммы, где-нужно подберите проверочные слова.

СЛАЙД

--С орфограммами справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевленной и неодушевленной.

--Как называется эта часть речи?

--О какой части речи говорят что она не называет предметы, а только указывает на них? Есть такая часть речи в этом тексте

-И существительное и местоимение относятся к каким частям речи?

-А знаете ли вы часть речи, которая служит для связи слов в предложении? А в тексте она есть?

--Найдите в тексте часть речи с которыми предлоги не употребляются.

(устроил, забрался, сЪел)

--Расскажите, что вы знаете о глаголах.

3.Морфологический разбор глагола

Письменно сделайте морфологический разбор  глагола, у которого одна буква обозначает сразу два звука и количество букв равно количеству звуков)

Самопроверка

СЛАЙД съел- глагол, что сделал, начальная форма- съесть в прошедшем в., мужском р, единственном числе

4.Повторение изученного о частице НЕ

--Почему же этот ученик допустил столько ошибок? Отвечайте глаголами.

(запись на доске в первый столбик)

не учил                                                                учился

не думал                                                              думал

не слушал                                                            слушал

не трудился                                                         трудился

не работал                                                           работал

---Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он,,,,,,,,,,,,

сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков (Глаголы первого столбика отрицают действие)

--Что указывает на отрицание действий (Частица не)

--Что вы уже знаете про эту частицу? (Служебная часть речи, указывает на отрицание, с глаголами пишется отдельно. )

_А знаете почему?

5.Постановка темы урока и задач

Слушайте сказку:

СИЛА ЛЮБВИ

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальна была эта любовь. Он говорил "люблю", а она ему "не люблю". Он признавался "верю", а она ему  "не верю".Частица не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит : Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

--Теперь вы можете сформулировать тему нашего урока, а сказка эта вам поможет.

Тема. Глаголы, которые без НЕ не употребляются

СЛАЙД

--Какие задачи себе поставим?

СЛАЙД

1.Узнать слова, которые без не не употребляются

2.Научиться их писать правильно

3.Использовать их в речи и письме

Поможем глаголу в поисках.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Добыча новых знаний

Работа в группах.  

А глагол заглянул в библиотеку , нашел там пословицы, а прочитать их не смог. Начало от одной, а конец от другой. Помогите ,кричит.

 Работа в группе (напомнить правила работы в группе)

СЛАЙД правила работы в группе

--У каждой группы карточка с пословицами

--Восстановите смысл и поработайте с орфограммами.

  • Кто (не)работает              торопись делом
  • (Не)спеши языком           ослу (не)сдобровать
  • Кто кого обидит                а (не)волить нельзя
  • Потчевать можно,             тот того и (не)навидит
  • Любишь есть калачи                тот (не)ест
  •  Если лошадь и верблюд дерутся, (не)сиди на печи

--Почитайте пословицы (От каждой группы выступает один человек и работает с одной пословицей)

--Поясните пословицы "Потчевать можно, а неволить нельзя.

Если лошадь и верблют дерутся, ослу (не)сдобровать

( Говорится, когда принимают отказ делать какое-либо дело при угощении)

не избежать беды

--Встретились ли затруднения при работе с орфограммами? 

Как написали глаголы

СЛАЙД (правильно составленные пословицы)

СЛАЙД (не) работает  (Не) спеши   (не) ест     (не)волить    (не)навидит

Если возникли затруднения: на какие две группы мы разобьем эти глаголы

1 глаголы, которые написали с не раздельно ПОЧЕМУ? Эти глаголы можно употреблять и без не. Произнесите: работает спеши (домой) ест

--Что  же со второй группой? А эти глаголы без не не употребляются. Попробуйте прочитать. (Волит, навидит,сдобровать)

8.Вывод

-Какое новое знание вы для себя открыли.

Глаголы могут писаться с не раздельно, а могут слитно.

--Как будем узнавать?

-Что мы посоветуем глаголу? Какие слова надо ему произнести?

-Так и произошло. Вернулся Глагол, а частица закричала: Ненавижу тебя. И оказалась в объятиях глагола

9.Работа с учебником

Одной из задач была узнать глаголы ,которые без не не употребляются. Какие выуже знаете НЕВОЛИТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,НЕСДОБРОВАТЬ запишите их в тетрадь

                     ПИШУТСЯ СЛИТНО

в учебнике в упр.225 найдите еще несколько таких глаголов

НЕДОУМЕВАТЬ- не понимать, теряться в догадках

НЕГОДОВАТЬ- возмущаться, быть недовольным

НЕДОМОГАТЬ- болеть

СЛАЙД с глаголами-исключениями

Объясните значение этих слов

-Чем является не в этих словах (приставкой)

-Запомните эти слова

10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Проверим насколько вы были внимательны на уроке. Поднимите руки над головой, если глаголы надо писать слитно и положите на парту если писать их надо раздельно.

ненавидеть, не решает, неволить, не бегает, недомогать, не боится, негодовать, не знает, недоумевать, не скучает.

МОЛОДЦЫ!

11.Деффиринцированная работа по сложности

-Перед вами лист с двумя заданиями , они двух цветов выберите на свое усмотрение и выполните

1 уровень: Запишите глаголы в два столбика, раскрывая скобки.

(не)боятся, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)здоровиться, (не)навидеть,

(не)понимать, (не)знать

             2 уровень: Пиши предложения, вставляя пропущенные по смыслу слова.

Иван ____________________________________ из-за опоздания на футбол. Ураган __________ второй день.  Ребенок __________________ всю неделю. Дениска ______________________ манную кашу.

Слова для справок: негодовал, невзлюбил, неистовал, недомогал

СЛАЙД Самопроверка

-Кто выполнял задание синего цвета и сделал все правильно. Молодцы .Это задание посложнее.

--Кто выбрал задания красного цвета. Это задание попроще, но если вы его выполнили правильно. Вы тоже умницы.

12.ИТОГ УРОКА

Какая тема была нашего урока

СЛАЙД темы урока

Какое новое знание вы для себя открыли(Узнали глаголы, которые без не  не употребляются)

13.РЕФЛЕКСИЯ

Эмоц. наст.

Если вы довольны своей работой на уроке ,улыбнитесь СЛАЙД

-Поднимите руку, кто понял все и может объяснить  другу

--Поднимите руку, кто понял, но испытывает небольшие затруднения

-Поднимите руку, кому на этом уроке материал оказался сложным и непонятным.

14.Домашнее задание

 учебник стр.131 упр.226 закрепите полученные знания расскажите родителям, что узнали на уроке Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...