Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Баукина Юлия Александровна

Целью урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов" является совершенствование умения правильно писать глаголы, отработка орфограмм, связанных с глаголами. На уроке применялись следующие технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология, игровая. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4Б классе.

Система: «Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой».

Автор программы: С.В. Иванов.

Учитель: Баукина Ю.А.

Тема урока: «Правописание глаголов».

Цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Задачи урока: 1) повторить правила правописания глаголов,

                                   провести комплексный орфографический тренинг;

                              2)развивать орфографическую зоркость, мышление,

                                  внимание учащихся;

                             3) воспитывать самостоятельность, творческую активность,  

                                  доброжелательное отношение друг к другу.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: 

Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

  • Познавательные: 

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме « Правописание глаголов»;

  • Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
 аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,  предвидеть последствия коллективных решений.

  • Личностные: 

Освоение личностного смысла учения.

Оборудование урока:

  1. Учебник С.В. Иванов «Русский язык» 4 класс, часть 2;
  2. Рабочая тетрадь М.И. Кузнецова «Пишем грамотно», 4 класс, часть 2;
  3. карточки для работы в группах;
  4. карточки для индивидуальной работы;
  5. слайд-презентация к уроку.

        Ход урока.

1. Организационный момент.   Слайд № 1

Учитель: “Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Прочитайте высказывание: «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.»

                                                                                                                                         Ашар М.

Пусть это высказывание будет девизом нашего урока.

2. Актуализация знаний.

Начать урок хочу с упражнения «Лишнее слово».

Найдите задание № 1.

  Перед вами транскрипция слов.

Сделайте буквенную  запись слов.   Слайд № 2

                             /             /

[и з а б р а ж а т’ ], [ ч’у с т в а в а т’ ],  

                     /                                               /

[п у т’и ш э с т в а в а т’ ], [а р а м а т ] ,

              /                             /

[ж ы л а т’],  [с в’ и р к а т’].

Проверка:

Какие слова записали? Прочитайте орфографически.   Слайд № 3

Что  объединяет все эти слова? ( они словарные)

Какое слово лишнее? (аромат)

Почему? (имя существительное)

Подчеркните его.

3. Формулировка темы и цели урока.

Какой частью речи являются неподчёркнутые слова? (глаголами)

Вы знаете, что наш курс русского языка разделён на 3 блока. Какие?   Слайд №4.

( «Правописание», «Как устроен наш язык», «Развитие речи»).

Сегодня мы работаем в блоке «Правописание». Неподчёркнутые слова – глаголы, блок «Правописание».

Сформулируйте тему урока.    Слайд № 5.

4.  Основной этап.

Раз речь пойдёт о глаголе, вспомним, что такое глагол?

А теперь будем отрабатывать орфограммы, связанные с написанием глаголов.

И сразу вы оказываетесь в «ситуации выбора».

Найдите на карточке 2 задание.

Рубрика «Давай подумаем». Проблемный вопрос. Слайд № 6.

Учительница из московской школы задала ребятам вопрос:

 «Когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголах?

Света: мягкий знак пишется  только в одном случае в окончаниях глаголов в форме

              2 л., ед. ч.

Миша:  Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах.

Правильного ответа нет. Мой ответ……..

Выберите правильный ответ, отметьте галочкой. Если вы считаете, что правильного  ответа нет, напишите свой.

Проверка.

С кем согласились? Объясните почему?

А когда ещё пишется ь после шипящих?

Прочитайте слова.                                                  Слайд № 7.

Прилеч(?), подготовиш (?), сторож (?), нет туч(?), мелоч(?), потерпиш(?),  свеж(?),   отреж(?), глуш(?),  жди удач(?),  ждёш(?),  колюч(?), чертёж(?).

Какая орфограмма встретилась?

Распределите слова по столбикам. Предложите варианты классификации.

( существительные, прилагательные, глаголы;

ь пишется, ь не пишется).

Делаем два столбика в тетради.

ь пишется                                                                           ь не пишется

Учащиеся выходят по одному к доске и записывают  по одному слову в нужный столбик. Ь подчеркивают.

Найдите на карточке задание № 3.

Прочитайте стихотворения.   Слайд № 8.        

1.  Орлу случае[ца]        

    И ниже курицы спуска [ца],

    А кури[ца]  не сможет

    До облаков подня[ца].

2.  Уляже[ ца ] медведи[ца  ]

     Под деревом, в тени,

     Сын рядом присоседи[ца],

     И так лежат они.

Что значит присоседится? ( приляжет рядом)

Какая орфограмма встретилась в выделенных словах?

Когда пишется ться, а когда тся? Когда напишите  ца?

Предлагаю поработать в парах в с таблицей.

   

ь   пишется

Ь ь НЕ пишется

слово является глаголом

слово НЕ является глаголом

                                                                                                                                           Слайд №9.

Прочитайте внимательно строчки и столбики таблицы. Запишите выделенные слова, заменяя транскрипцию буквенной записью, в нужную часть таблицы.

Проверяем.  Какие слова записали в 1 часть? Во 2, 3, 4 часть?

Найдите на карточке задание № 4.

Какую орфограмму повторяем дальше? (безударные личные окончания глаголов).

Правило вы знаете. Я его спрашивать не буду. Правило знать мало.

Что ещё надо уметь делать? ( применять правило).

Давайте вспомним пошагово алгоритм применения правила.   Слайд № 10.

Дополните недостающие пункты  алгоритма.

Алгоритм применения правила.

1. Определить вид глагола.

2 ……………………………………….

3. ………………………………………

4. Определить спряжение глагола.

5.  Выбрать нужную букву для написания окончания.

Самостоятельная работа.                                                                  Слайд № 11.

Из слов первого и второго столбика составьте пары слов. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. Выделите окончания глаголов.

метель, туман, гром,  дождь, ветер

стел…тся,  капа…т, грохоч…т, замета…т, во…т

Проверяем.                                                                                            Слайд №12

Какие пары слов составили? Какие буквы вставили? Объясните.

Найдите задание № 5.        Слайд № 13.

Сейчас будете работать в группах. Перед вами текст. В нём нарушена последовательность абзацев. Отредактируйте текст. Восстановите правильную последовательность абзацев. Вставьте пропущенные буквы.

Берёза.

   Состар…тся берёза, рухн…т на землю, придав….т лесную травку. Сгниёт древ…сина и превратит(?)ся в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягк…й трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тян…т листики-ладошки.

   Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цед…т, и  ветки на веники л…мают, и берёсту дерут на туески.

     Как чудесно гулять по светлой берёзовой рощ…! Прижмёш(?)ся щекой к берёзке и почувству…шь её теплоту. Стоит она, покачива…тся от ветра, раду…т всех своей красотой.

        (по Ю. Фролову)

Проверяем.

        Берёза.

     Как чудесно гулять по светлой берёзовой роще! Прижмёшься щекой к берёзке и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует всех своей красотой.

   Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цедят, и  ветки на веники ломают, и берёсту дерут на туески.

   Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянет листики-ладошки.

Что такое туески?

        (по Ю. Фролову)

Спишите 1 и 2 абзац текста.  Выделите безударные окончания глаголов.

Найдите последнее 6  задание.

Продолжаем работу в группах. Но теперь будет три группы.

Игра «Зажигаем огоньки».                                                                     Слайд №14.

Серёжа из другой школы записал отрывок из стихотворения И.Бунина. Найдите ошибки в работе Серёжи, исправьте их. Зажигайте красный огонёк тогда, когда находите ошибку.

Раздаю пакетики с красными огоньками.

Еще ранние птицы непели,

Чуть сереют вверху небеса,

Влажно - зелены темные ели,

Пахнит летнею хвоей роса.

И пускай несветает подольше.

Этот медленный путь по лесам,

Эта ноч - не воротиться больше,

Но легко пред разлукою нам...

        (И. Бунин)

Проверка.

Сколько красных огоньков зажгли?

Назовите ошибки Серёжи. Объясните их причину.

Запишите по вариантам.

1 вариант – первое четверостишие.

2 вариант – второе  четверостишие.

5. Подведение итогов.                               Слайд № 15.

Закончить урок мне хотелось бы  интервью, которое дал для вас  глагол.

Интервью – шутка.

- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем
 одну частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята.
  Только на «
пять" знали.
  На письме и в разговоре 
  Меня употребляли.

Выделены слова одну, пять.  У  нас был урок, на котором мы знакомились с самостоятельными и служебными частями речи. Может кто-то сможет определить, какой частью речи является слово одну, пять?

Следующий наш урок в блоке «Как устроен наш язык». Слова одну, пять – числительные.

Чему будем учиться на следующем уроке? (узнаем о числительном, познакомимся с теоретическими сведениями об этой части речи).

Молодцы! Урок окончен.  

Карточка № 1.

Задание № 1.

Сделайте буквенную запись слов. Найдите лишнее слово.

                             /                  /                                                    /                                              /

[и з а б р а ж а т’ ],   [ ч’ у с т в а в а т’ ],   [п  у т’ и ш э с т в а в а т’ ],   [а р а м а т ] ,

              /                              /

[ж ы л а т’ ],  [с в’ и р к а т’ ].

Задание № 2.

Рубрика «Давай подумаем». Проблемный вопрос.

Учительница из московской школы задала ребятам вопрос:

 «Когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголах?

 Света: мягкий знак пишется  только в одном случае в окончаниях глаголов в форме

              2 л., ед. ч.

 Миша:  Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах.

Правильного ответа нет. Мой ответ____________________________________________

Прочитайте слова.

Прилеч(?), подготовиш (?), сторож (?), нет туч(?), мелоч(?), потерпиш(?),  свеж(?),   отреж(?), глуш(?),  жди удач(?),  ждёш(?),  колюч(?), чертёж(?).

Распределите слова по столбикам. Предложите варианты классификации.

Задание № 3.

Прочитайте стихотворения.

1.  Орлу случае[ца]                

    И ниже курицы спуска [ца],

    А кури[ца]  не сможет

    До облаков подня[ца].

2.  Уляже[ ца ] медведи[ца  ]

     Под деревом, в тени,

     Сын рядом присоседи[ца],

     И так лежат они.

ь   пишется

 ь НЕ пишется

слово является глаголом

слово НЕ является глаголом

Задание № 4.

Алгоритм применения правила.

1. Определить вид глагола.

2 .  __________________________________________________________

3.   __________________________________________________________

4. Определить спряжение глагола.

5.  Выбрать нужную букву для написания окончания.

Самостоятельная работа.                                                                  

Из слов первого и второго столбика составьте пары слов. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. Выделите окончания глаголов.

метель, туман, гром,  дождь, ветер

стел…тся,  капа…т, грохоч…т, замета…т, во…т

Карточка № 2

Задание № 5.

Прочитайте текст. В нём нарушена последовательность абзацев. Отредактируйте текст. Восстановите правильную последовательность абзацев. Вставьте пропущенные буквы.

Берёза.

   Состар…тся берёза, рухн…т на землю, придав….т лесную травку. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тян…т листики-ладошки.

   Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цед…т, и  ветки на веники ломают, и берёсту дерут на туески.

     Как чудесно гулять по светлой берёзовой роще! Прижмёш(?)ся щекой к берёзке и почувству…шь её теплоту. Стоит она, покачива…тся от ветра, раду…т всех своей красотой.

        (по Ю. Фролову)

Задание № 6.

Игра «Зажигаем огоньки».                                                                    

Серёжа из другой школы записал текст. Найдите ошибки в работе Серёжи, исправьте их. Зажигайте красный огонёк тогда, когда находите ошибку.

Еще ранние птицы непели,

Чуть сереют вверху небеса,

Влажно - зелены темные ели,

Пахнит летнею хвоей роса.

И пускай несветает подольше.

Этот медленный путь по лесам,

Эта ноч - не воротется больше,

Но легко пред разлукою нам...

        (И. Бунин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)

Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...