Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Целью урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание глаголов" является совершенствование умения правильно писать глаголы, отработка орфограмм, связанных с глаголами. На уроке применялись следующие технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология, игровая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку для 4 класса"Правописание глаголов" | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4Б классе.
Система: «Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой».
Автор программы: С.В. Иванов.
Учитель: Баукина Ю.А.
Тема урока: «Правописание глаголов».
Цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Задачи урока: 1) повторить правила правописания глаголов,
провести комплексный орфографический тренинг;
2)развивать орфографическую зоркость, мышление,
внимание учащихся;
3) воспитывать самостоятельность, творческую активность,
доброжелательное отношение друг к другу.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные:
Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
- Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме « Правописание глаголов»;
- Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
- Личностные:
Освоение личностного смысла учения.
Оборудование урока:
- Учебник С.В. Иванов «Русский язык» 4 класс, часть 2;
- Рабочая тетрадь М.И. Кузнецова «Пишем грамотно», 4 класс, часть 2;
- карточки для работы в группах;
- карточки для индивидуальной работы;
- слайд-презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд № 1
Учитель: “Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Прочитайте высказывание: «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.»
Ашар М.
Пусть это высказывание будет девизом нашего урока.
2. Актуализация знаний.
Начать урок хочу с упражнения «Лишнее слово».
Найдите задание № 1.
Перед вами транскрипция слов.
Сделайте буквенную запись слов. Слайд № 2
/ /
[и з а б р а ж а т’ ], [ ч’у с т в а в а т’ ],
/ /
[п у т’и ш э с т в а в а т’ ], [а р а м а т ] ,
/ /
[ж ы л а т’], [с в’ и р к а т’].
Проверка:
Какие слова записали? Прочитайте орфографически. Слайд № 3
Что объединяет все эти слова? ( они словарные)
Какое слово лишнее? (аромат)
Почему? (имя существительное)
Подчеркните его.
3. Формулировка темы и цели урока.
Какой частью речи являются неподчёркнутые слова? (глаголами)
Вы знаете, что наш курс русского языка разделён на 3 блока. Какие? Слайд №4.
( «Правописание», «Как устроен наш язык», «Развитие речи»).
Сегодня мы работаем в блоке «Правописание». Неподчёркнутые слова – глаголы, блок «Правописание».
Сформулируйте тему урока. Слайд № 5.
4. Основной этап.
Раз речь пойдёт о глаголе, вспомним, что такое глагол?
А теперь будем отрабатывать орфограммы, связанные с написанием глаголов.
И сразу вы оказываетесь в «ситуации выбора».
Найдите на карточке 2 задание.
Рубрика «Давай подумаем». Проблемный вопрос. Слайд № 6.
Учительница из московской школы задала ребятам вопрос:
«Когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголах?
Света: мягкий знак пишется только в одном случае в окончаниях глаголов в форме
2 л., ед. ч.
Миша: Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах.
Правильного ответа нет. Мой ответ……..
Выберите правильный ответ, отметьте галочкой. Если вы считаете, что правильного ответа нет, напишите свой.
Проверка.
С кем согласились? Объясните почему?
А когда ещё пишется ь после шипящих?
Прочитайте слова. Слайд № 7.
Прилеч(?), подготовиш (?), сторож (?), нет туч(?), мелоч(?), потерпиш(?), свеж(?), отреж(?), глуш(?), жди удач(?), ждёш(?), колюч(?), чертёж(?).
Какая орфограмма встретилась?
Распределите слова по столбикам. Предложите варианты классификации.
( существительные, прилагательные, глаголы;
ь пишется, ь не пишется).
Делаем два столбика в тетради.
ь пишется ь не пишется
Учащиеся выходят по одному к доске и записывают по одному слову в нужный столбик. Ь подчеркивают.
Найдите на карточке задание № 3.
Прочитайте стихотворения. Слайд № 8.
1. Орлу случае[ца]
И ниже курицы спуска [ца],
А кури[ца] не сможет
До облаков подня[ца].
2. Уляже[ ца ] медведи[ца ]
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседи[ца],
И так лежат они.
Что значит присоседится? ( приляжет рядом)
Какая орфограмма встретилась в выделенных словах?
Когда пишется ться, а когда тся? Когда напишите ца?
Предлагаю поработать в парах в с таблицей.
ь пишется | Ь ь НЕ пишется | |
слово является глаголом | ||
слово НЕ является глаголом |
Слайд №9.
Прочитайте внимательно строчки и столбики таблицы. Запишите выделенные слова, заменяя транскрипцию буквенной записью, в нужную часть таблицы.
Проверяем. Какие слова записали в 1 часть? Во 2, 3, 4 часть?
Найдите на карточке задание № 4.
Какую орфограмму повторяем дальше? (безударные личные окончания глаголов).
Правило вы знаете. Я его спрашивать не буду. Правило знать мало.
Что ещё надо уметь делать? ( применять правило).
Давайте вспомним пошагово алгоритм применения правила. Слайд № 10.
Дополните недостающие пункты алгоритма.
Алгоритм применения правила.
1. Определить вид глагола.
2 ……………………………………….
3. ………………………………………
4. Определить спряжение глагола.
5. Выбрать нужную букву для написания окончания.
Самостоятельная работа. Слайд № 11.
Из слов первого и второго столбика составьте пары слов. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. Выделите окончания глаголов.
метель, туман, гром, дождь, ветер | стел…тся, капа…т, грохоч…т, замета…т, во…т |
Проверяем. Слайд №12
Какие пары слов составили? Какие буквы вставили? Объясните.
Найдите задание № 5. Слайд № 13.
Сейчас будете работать в группах. Перед вами текст. В нём нарушена последовательность абзацев. Отредактируйте текст. Восстановите правильную последовательность абзацев. Вставьте пропущенные буквы.
Берёза.
Состар…тся берёза, рухн…т на землю, придав….т лесную травку. Сгниёт древ…сина и превратит(?)ся в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягк…й трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тян…т листики-ладошки.
Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цед…т, и ветки на веники л…мают, и берёсту дерут на туески.
Как чудесно гулять по светлой берёзовой рощ…! Прижмёш(?)ся щекой к берёзке и почувству…шь её теплоту. Стоит она, покачива…тся от ветра, раду…т всех своей красотой.
(по Ю. Фролову)
Проверяем.
Берёза.
Как чудесно гулять по светлой берёзовой роще! Прижмёшься щекой к берёзке и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует всех своей красотой.
Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и берёсту дерут на туески.
Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянет листики-ладошки.
Что такое туески?
(по Ю. Фролову)
Спишите 1 и 2 абзац текста. Выделите безударные окончания глаголов.
Найдите последнее 6 задание.
Продолжаем работу в группах. Но теперь будет три группы.
Игра «Зажигаем огоньки». Слайд №14.
Серёжа из другой школы записал отрывок из стихотворения И.Бунина. Найдите ошибки в работе Серёжи, исправьте их. Зажигайте красный огонёк тогда, когда находите ошибку.
Раздаю пакетики с красными огоньками.
Еще ранние птицы непели,
Чуть сереют вверху небеса,
Влажно - зелены темные ели,
Пахнит летнею хвоей роса.
И пускай несветает подольше.
Этот медленный путь по лесам,
Эта ноч - не воротиться больше,
Но легко пред разлукою нам...
(И. Бунин)
Проверка.
Сколько красных огоньков зажгли?
Назовите ошибки Серёжи. Объясните их причину.
Запишите по вариантам.
1 вариант – первое четверостишие.
2 вариант – второе четверостишие.
5. Подведение итогов. Слайд № 15.
Закончить урок мне хотелось бы интервью, которое дал для вас глагол.
Интервью – шутка.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем одну частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята.
Только на «пять" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Выделены слова одну, пять. У нас был урок, на котором мы знакомились с самостоятельными и служебными частями речи. Может кто-то сможет определить, какой частью речи является слово одну, пять?
Следующий наш урок в блоке «Как устроен наш язык». Слова одну, пять – числительные.
Чему будем учиться на следующем уроке? (узнаем о числительном, познакомимся с теоретическими сведениями об этой части речи).
Молодцы! Урок окончен.
Карточка № 1.
Задание № 1.
Сделайте буквенную запись слов. Найдите лишнее слово.
/ / / /
[и з а б р а ж а т’ ], [ ч’ у с т в а в а т’ ], [п у т’ и ш э с т в а в а т’ ], [а р а м а т ] ,
/ /
[ж ы л а т’ ], [с в’ и р к а т’ ].
Задание № 2.
Рубрика «Давай подумаем». Проблемный вопрос.
Учительница из московской школы задала ребятам вопрос:
«Когда пишется мягкий знак после шипящих в глаголах?
Света: мягкий знак пишется только в одном случае в окончаниях глаголов в форме
2 л., ед. ч.
Миша: Мягкий знак после шипящих пишется во всех глагольных формах.
Правильного ответа нет. Мой ответ____________________________________________
Прочитайте слова.
Прилеч(?), подготовиш (?), сторож (?), нет туч(?), мелоч(?), потерпиш(?), свеж(?), отреж(?), глуш(?), жди удач(?), ждёш(?), колюч(?), чертёж(?).
Распределите слова по столбикам. Предложите варианты классификации.
Задание № 3.
Прочитайте стихотворения.
1. Орлу случае[ца] И ниже курицы спуска [ца], А кури[ца] не сможет До облаков подня[ца]. | 2. Уляже[ ца ] медведи[ца ] Под деревом, в тени, Сын рядом присоседи[ца], И так лежат они. |
ь пишется | ь НЕ пишется | |
слово является глаголом | ||
слово НЕ является глаголом |
Задание № 4.
Алгоритм применения правила.
1. Определить вид глагола.
2 . __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
4. Определить спряжение глагола.
5. Выбрать нужную букву для написания окончания.
Самостоятельная работа.
Из слов первого и второго столбика составьте пары слов. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. Выделите окончания глаголов.
метель, туман, гром, дождь, ветер | стел…тся, капа…т, грохоч…т, замета…т, во…т |
Карточка № 2
Задание № 5.
Прочитайте текст. В нём нарушена последовательность абзацев. Отредактируйте текст. Восстановите правильную последовательность абзацев. Вставьте пропущенные буквы.
Берёза.
Состар…тся берёза, рухн…т на землю, придав….т лесную травку. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадет сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тян…т листики-ладошки.
Жизнь у берёзы нелёгкая. И сок из неё цед…т, и ветки на веники ломают, и берёсту дерут на туески.
Как чудесно гулять по светлой берёзовой роще! Прижмёш(?)ся щекой к берёзке и почувству…шь её теплоту. Стоит она, покачива…тся от ветра, раду…т всех своей красотой.
(по Ю. Фролову)
Задание № 6.
Игра «Зажигаем огоньки».
Серёжа из другой школы записал текст. Найдите ошибки в работе Серёжи, исправьте их. Зажигайте красный огонёк тогда, когда находите ошибку.
Еще ранние птицы непели,
Чуть сереют вверху небеса,
Влажно - зелены темные ели,
Пахнит летнею хвоей роса.
И пускай несветает подольше.
Этот медленный путь по лесам,
Эта ноч - не воротется больше,
Но легко пред разлукою нам...
(И. Бунин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"
Конспект урока+ презентация по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)
Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...