Тема: «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Агузарова Ивета Георгиевна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе - закрепления знаний об однородных членах предложения;развития умения находить однородные члены в предложении;создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta_rus.yazyk_.docx878.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

русского языка

Тема: «Однородные члены предложения»

Класс 4 «Д»

               

          Составила: Агузарова Ивета Георгиевна

                                   учитель начальных классов

                                           МАОУ БСОШ  №7 им. А.С. Пушкина г. Владикавказ

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Дата: 21.09.15 г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Класс: 4 «Д»

Тема: «Однородные члены предложения»

Цель: - закреплять знания об однородных членах предложения;

 - развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

 - развивать умение находить однородные члены в предложении;

 - создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

 – воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Задачи:

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в умственном плане; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять выбор наиболее эффективного способа.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль результата; ориентация на формирование здорового образа жизни.

Общеучебные УУД:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

 - умение структурировать знания;

 - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

 - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 - давать определения понятиям; извлекать информацию в различных формах( текст, таблица, схема);

 - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

 - устанавливать причинно-следственную связь.

Регулятивные:

 - определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы;

 - выдвигать версии решения проблемы; анализировать собственную работу;

 - оценивать уровень владения учебным действием.

Коммуникативные:

 - уметь сотрудничать в группе; контролировать деятельность партнёра; формулировать собственное мнение;

 - обосновывать свою точку зрения;

 - задавать вопросы; выступать перед аудиторией.

Личностные:

 - выражать положительное отношение к процессу познания;

 - оценивать собственную учебную деятельность;

 - применять правила делового сотрудничества; применять социальную роль обучающегося.

Планируемый результат:

 - знать и уметь  применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

 - знать члены предложения: главные и второстепенные, однородные члены предложения;

 - уметь составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложение по заданным.

Основные понятия:

 - орфограмма;

 - главные члены предложения;

 - второстепенные члены предложения;

 - однородные члены предложения;

 - схема.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы: учебник Т.Г Рамзаевой «Русский язык», методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь.


ХОД УРОКА

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Формируемые УУД

I этап.  Организационный момент.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Активизация учащихся.

Настраивать детей на работу.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог

II этап.  Минутка чистописания 

Самостоятельная работа.

Организует повторение знаний, закрепление умений. Определяет типичные недостатки.

 На доске:

Напишите буквы и предложения.

Шш Шш // Шш Шш // Шш Шш    

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Личностные УУД:

самоопределение к деятельности;

 -развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные УУД:

формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий.

III этап 

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока. Формулируют тему урока.

Делают вывод:

однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Цель нашего урока научиться определять однородные второстепенные члены предложения и выделять их в предложении.

Ответы детей: хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться- соединены  повторяющимся  союзом –и, поэтому, начиная со второго союза, перед  каждым  ставится запятая.

-Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?

И царица  хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

 и прищелкивать перстами,

 и вертеться ,подбочась,

Гордо  в зеркальце глядясь.

Найдите в стихотворениях предложения с однородными членами и прочитайте вслух, объясняя знаки препинания.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Регулятивные УУД:                      - умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог

Познавательные УУД:

- формирование и отработка умений находить однородные члены предлоңения

Сформировать представление о запятой в однородных членах предложения с союзами и, а, но, у чить различать постановку запятых в однородных членах предложениях.

III этап. Актуализация знаний.

Находить в тексте  однородные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами.

 

Что необходимо знать об однородных членах?

создать условия для  нахождения в тексте  однородных членов предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами повторения признаков однородных членов предложения.

На доске написан отрывок стихотворения                           К.Л. Хетагурова

ОСЕНЬ

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят...

Стричь будут овец.

- Спишите стихотворение. Найдите и подчеркните однородные члены  предложения.  

 - Как они связаны между собой?

 - С какой интонацией нужно читать это стихотворение? Почему?

 - При помощи чего могут быть связаны однородные члены в предложении?

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- О чем спрашивает  вопросительный знак? (Почему стоит запятая?)

- Как вы думаете, что необходимо знать об однородных членах?

Познавательные УУД:

- формирование и отработка умений находить однородные члены предлоңения

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

V. этап Физкультминутка

Раз  руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два - три нагнулись. пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно.Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

VI этап.

Закрепление пройденного материала

Закреплять знания об однородных членах предложения;

Участвовать в  практической работе по нахождению однородных членов в предложении

Осуществлять взаимный контроль.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения.

Работа в группах

Контроль за выполнением задания.

1). Работа по учебнику.

а) Чтение правила на стр. 42.

 б) Выполнение упражнения  92.

-Спишите. Поставьте запятые между однородными членами. Докажите, что вы правильно выполнили задание

 - Определите, на какие вопросы они отвечают?

 - Как связаны между собой эти однородные члены?

Познавательные УУД:

- развитие умения находить однородные члены в предложении.

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

VII. этап

НРК

Анализируют текст, находят однородные члены предлоңения.

Упражняться в умении находить однородные члены предложения;

работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  

 -формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Делается вывод: 

Однородные члены предлоңения отвечают на один и тот ңе вопрос и относятся к одному и тому ңе слову, в  одних случаях ставится запятая ( перед союзами а, но), а в других – нет (перед союзом и)

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Создание учебной ситуации

-Детям предлагается по картине составить небольшой рассказ с однородными членами предложения

1484388633_image5

-Как называется это произведение?

-Каких героев нартского эпоса вы знаете?

-Учитель показывает фрагмент из фильма “Свирель Ацамаза” затем читает отрывок из произведения “Свирель Ацамаза”.

Взошел на Черную гору удалец Ацамаз, забрался на самый высокий утес, приложил он свирель к губам и заиграл.

И под чистые звуки его золотой свирели пустились в пляс рогатые олени, бурые медведи, пугливые серны.

Взбежали на обрывы пугливые лани и косули. Не утерпели зайцы, лисицы, наперегонки погнались они друг за другом по гладкой равнине. Раскрыли свои лепестки самые красивые цветы земли, пчелы и беспечные бабочки полетели с одного сладкого цветка на другой, громко запели лесные птицы.

Учитель предлагает найти предложения с однородными членами. Составить схемы предложений.

- Какие однородные члены вам встретились? Назовите их.

- Какими членами предложения они являются?

Познавательные УУД:

- формирование и отработка умений находить однородные члены предлоңения

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий

VII. этап

Работа по картине

Составление однородных членов предложения по картине Магреза Келехсаева «Казбек»

Учитель предлагает рассмотреть картину Составление однородных членов предложения

Примерные предложения:

http://gradus.pro/wp-content/uploads/2017/06/foto-4-1.jpg

Природа нашего края своеобразна и красива

На картине изображено солнечное, веселое утро.

Первые лучи солнца осветили  вершины огромных, величественных и  восхитительных гор.

Теснина гор окутана белесоватой завесой густого тумана. В воздухе повисла необыкновенная немая глушь.

 - Дополните предложения однородными членами:

Внизу в теснине журчит тихая река, цветут ………………..

В лесу запели ………………

Познавательные УУД:

- формирование и отработка умений находить однородные члены предлоңения

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий

Рефлексия (подведение итогов занятия)

На письме: разделяются запятыми; соединяются союзом и, …

Работа в группах: Составление схем соединения и разделения однородных членов предложения

, ,  и .

Соотносить предложения со схемами

По группам соотносят схемы с предложениями на картине  

Какие члены предложения называются однородными?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Как обозначаются в речи и на письме однородные члены предложения?

Учитель предлагает изобразить схемы соединения и разделения однородных членов предложения

  1. О и О.
  2.  О,О.
  3. О, а О. (могут употребляться союзы  но, да)

4. и О, и О, и О, и О.

5. О и О, О

Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Какими выводами вы   хотите поделиться в конце урока?
  • Что вы   чувствуете?  

- Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением).

- Регулятивные:

 оценка своих достижений на уроке. Развитие навыков самоконтроля, саморефлексии.

Научиться работать в парах, группах;

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Однородные члены предложения».

 Использование исторического наследия Санкт-Петербурга для развития общеучебных умений младшего школьника на уроках русского языка.     Тип урока: изучение нового материала. Деятельностный подход в из...

Русский язык . 4 класс Тема: Однородные члены предложения

Конспект урока и презентация к уроку. Тип урока: Урок закрепления...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Однородные члены предложения. Однородные дополнения".

Данный урок в 4 классе составлен с учетом новых ФГОС начального образования. Учащиеся в игровой форме знакомятся с новым учебным материалом....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....