тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_2_kl.docx410.99 КБ
Файл rus._yaz_2_kl.docx410.99 КБ
Файл rus._yaz_2_kl.docx410.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\teacher.SCHOOL\Desktop\Титульники\2017-09-11-0004.jpg

Рабочая программа по русскому языку

2 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная  записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В., Евдокимовой А. О. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.

На реализацию программы по математике во 2 классе отводится 170 часов (34 учебные недели). Русский язык проводится 5 раз в неделю.

Планируемые  результаты освоения курса «русский язык»

        Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

Планируемые результаты обучения во 2 классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Содержание курса

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Фонетика 

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е,  е,  Ё,  ё,  Ю,  ю,  Я,  я,  их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

10ч

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

гласные и согласные буквы и звуки; твердые и мягкие буквы и звуки, звонкие и глухие буквы и звуки, правила русской графики 

распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Диктант (текущий)

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14).

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

слова изменяемые, неизменяемые;

окончание

( на материале уроков 1-24).

Словарные диктанты

Слово и предложение

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. 

6 ч

правила  переноса слов, правила подбора проверочных слов на орфограмму парные согласные на конце слова, роль ударения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; слова, которые обозначают предмет, признак и действие предмета.

переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

корень слова;

суффикс (на материале уроков 1-59).

Словарные диктанты

Состав слова

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.

(Курсивом здесь и далее обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.)

19ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания;

образовывать слова с помощью суффиксов;

образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова.

Диктант (текущий)

Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49).

Текущая контрольная работа

Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56).

Словарные диктанты

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм.

Фразеологизм  и слово.

Использование фразеологизмов.

22ч

понятия «текст», «антоним», «синоним», омоним», «заимствованные слова»;  слова исконные и заимствованные; лексическое значение слова и состав слова.

различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила;

Тест

(вариант итоговой контрольной работы)

Тема: состав слова;

значение слова;

синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108).

Текущая контрольная работа

Тема: лексика (на материале уроков 111-133).

Словарные диктанты

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня башенка, чашка — чашечка).

Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

58ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

писать и находить безударные гласные в корне слова;

писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне,

писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость; писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А;

Диктант (текущий)

Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77).

Итоговый диктант

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

перенос слова, безударные гласные в корне слова;

согласные в корне слова;

непроизносимые согласные в корне слова;

правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60).

Словарные диктанты

Развитие речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.

34ч

понятия «текст», «абзац», «план текста»;  почему у оного текста бывают разные заголовки; что значит начало и окончание текста, понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение».  

сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану,  сочинять тексты описание, повествование и рассуждение.  

Словарные диктанты

Повторение

материал по русскому языку за 2 класс  

применять на практике УУД по русскому языку  за 2 класс.

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117).

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм.

Словарные диктанты

Резерв

16ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Звуки речи и буквы.

1

2

Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

3

Обозначение звуков речи на письме.

1

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

5

Входная контрольная работа.

1

6

Согласные звуки.

1

7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

8

Звонкие и глухие согласные  в конце слова.

1

9

Стартовая диагностика.

1

10

Учимся писать сочетания жи-ши.

1

11

Учимся писать сочетания ча-ща. Словарный диктант.

1

12

Учимся писать сочетания чу-щу.

1

13

Разделительный мягкий знак (ь).

2

14

Слог.

1

15

Учимся переносить слова.

2

16

Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

17

Работа над ошибками. Словарный  диктант.

1

18

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

19

Слово.

1

20

Слова, называющие предмет.

1

21

Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

22

Слово и предложение. Списывание.

1

23

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

24

Слова в предложении.

1

25

Окончание как часть слова.

1

26

Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант.

1

27

Неизменяемые слова.

1

28

Вспоминаем правило написания заглавной буквы.

2

29

Корень  как часть слова. Контрольный словарный диктант.

1

30

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

3

31

Корень как общая часть родственных слов.

1

32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

2

33

Контрольный диктант (итоговый) по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова».

1

34

Итоговая проверочная работа.

1

35

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

36

Контрольная работа «Пробую свои силы»

1

37

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

38

Однокоренные слова

1

39

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

40

Учимся писать буквы согласных в корне слова Словарный диктант.

1

41

Учимся писать буквы согласных в корне слова

2

42

Корень слова с чередованием согласных.

1

43

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

44

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

45

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

46

Суффикс как часть слова

1

47

Значение суффиксов

1

48

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

49

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.

1

50

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными  в корне.

1

51

Контрольный диктант  по теме «Правописание согласных в корне слова».

1

52

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

53

Значение суффиксов

1

54

Учимся писать слова  с суффиксами -ёнок; -онок.

1

55

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов.

1

56

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек.

1

57

Значение суффиксов.

1

59

Правописание слов с суффиксом -ость-.  Контрольный словарный диктант 

1

59

Образование слов при помощи суффиксов.

1

60

Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов.

1

61

Контрольный диктант.

1

62

Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы в словах.

1

63

Промежуточная диагностика. Итоговая проверочная работа за  первое полугодие.

1

64

Работа над ошибками. Закрепление изученных тем.

1

65

Резерв

3

66

Приставка как часть слова

1

67

Значения приставок.

1

68

Учимся писать приставки.

2

 69

Различаем приставки с буквами о, а.

1

70

Образование слов с помощью приставок.

1

71

Учимся писать разделительный твердый знак. Словарный диктант. 

1

72

Различаем слова с  разделительными Ь и Ъ знаками.

1

73

Как образуются слова.

1

74

Различаем разделительные Ь и Ъ знаков.

1

75

Основа слова.

1

76

Учимся разливать предлоги и приставки. Словарный диктант. 

2

77

Повторяем состав  слова.

1

78

Повторяем правописание частей  слова.

2

79

Слово и его значение.

1

80

Значение слова

1

81

Повторяем правописание частей  слова.

1

82

Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов».

1

83

Текст.

1

84

Заголовок текста. Списывание.

1

85

Как сочетаются слова.

1

86

Значение слова в словаре и тексте.

1

87

Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов».

1

88

Один текст – разные заголовки.

1

89

Учимся озаглавливать текст.

1

90

Слово в толковом словаре и тексте.

1

91

Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант.

1

92

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

93

Учимся озаглавливать текст.

1

94

Как строится текст. Окончание текста.

1

95

Как появляются многозначные слова.

1

96

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.  Контрольный словарный диктант.

1

97

Учимся заканчивать текст.

1

98

Слова – синонимы.

1

99

Сочетание синонимов с другими словами

1

100

Учимся применять орфографические правила.

1

101

Как строится текст. Начало текста.

1

102

Сочиняем начало текста. Тест.

1

103

Как используются синонимы.

1

104

Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила.

1

105

Последовательность предложений в тексте.

1

106

Слова -антонимы.

1

107

Сочетания антонимов с другими словами. Промежуточная диагностика.

1

108

Учимся применять орфографические правила. Связь предложений в тексте.

1

109

Слова-омонимы. Слова исконные и заимствованные.

1

110

Учимся применять орфографические правила.

1

111

Резерв

1

112

Итоговый контрольный диктант.

1

113

Работа над ошибками. Абзац.

1

114

Учимся выделять абзацы.

1

115

Итоговая проверочная  работа.

1

116

Работа над ошибками. Значение заимствованных слов. Учимся применять орфографические правила.

1

117

Резерв

1

118

Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев.

1

119

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

1

120

Устаревшие слова. Учимся применять орфографические правила.

1

121

Резерв

1

122

План текста. Словарный диктант.

1

123

Учимся составлять план текста.

1

124

Фразеологизмы.

1

125

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.

1

126

Контрольный диктант.

1

127

Работа над ошибками. Составляем текст по плану.

1

128

Учимся писать письма по плану.

1

129

Учимся применять орфографические правила. Использование фразеологизмов.

1

130

Резерв.

1

131

Особенности текста – описания.

1

132

Учимся сочинять текст-описание.

1

133

Учимся применять орфографические правила.

1

134

Учимся сочинять текст-описание.

1

135

Учимся сочинять яркий текст-описание. Словарный диктант

1

136

Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

137

Текст-описание.

1

138

Текст-повествование.

1

139

Особенности текста - повествования. Контрольный словарный диктант.

1

140

Резерв

1

141

Учимся применять орфографические правила.

1

142

Проверочная  работа по теме «Лексика».

1

143

Учимся сочинять текст-повествование.

1

144

Описание и повествование в тексте.

1

145

Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

146

Работа над ошибками. Текст-рассуждение.

1

147

Контрольное списывание.

1

148

Резерв

1

149

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

150

Итоговая проверочная  работа. 

1

151

Итоговая диагностическая работа.

1

152

Работа над ошибками. Комплексное повторение пройденного.

1

153

Комплексное повторение пройденного.

3

                                                                              Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
  • Учебники  - Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Кузнецова М. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2012г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  • В. А. Шукейло.  Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2009.



Предварительный просмотр:

C:\Users\teacher.SCHOOL\Desktop\Титульники\2017-09-11-0004.jpg

Рабочая программа по русскому языку

2 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная  записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В., Евдокимовой А. О. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.

На реализацию программы по математике во 2 классе отводится 170 часов (34 учебные недели). Русский язык проводится 5 раз в неделю.

Планируемые  результаты освоения курса «русский язык»

        Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

Планируемые результаты обучения во 2 классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Содержание курса

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Фонетика 

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е,  е,  Ё,  ё,  Ю,  ю,  Я,  я,  их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

10ч

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

гласные и согласные буквы и звуки; твердые и мягкие буквы и звуки, звонкие и глухие буквы и звуки, правила русской графики 

распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Диктант (текущий)

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14).

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

слова изменяемые, неизменяемые;

окончание

( на материале уроков 1-24).

Словарные диктанты

Слово и предложение

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. 

6 ч

правила  переноса слов, правила подбора проверочных слов на орфограмму парные согласные на конце слова, роль ударения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; слова, которые обозначают предмет, признак и действие предмета.

переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

корень слова;

суффикс (на материале уроков 1-59).

Словарные диктанты

Состав слова

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.

(Курсивом здесь и далее обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.)

19ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания;

образовывать слова с помощью суффиксов;

образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова.

Диктант (текущий)

Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49).

Текущая контрольная работа

Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56).

Словарные диктанты

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм.

Фразеологизм  и слово.

Использование фразеологизмов.

22ч

понятия «текст», «антоним», «синоним», омоним», «заимствованные слова»;  слова исконные и заимствованные; лексическое значение слова и состав слова.

различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила;

Тест

(вариант итоговой контрольной работы)

Тема: состав слова;

значение слова;

синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108).

Текущая контрольная работа

Тема: лексика (на материале уроков 111-133).

Словарные диктанты

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня башенка, чашка — чашечка).

Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

58ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

писать и находить безударные гласные в корне слова;

писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне,

писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость; писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А;

Диктант (текущий)

Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77).

Итоговый диктант

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

перенос слова, безударные гласные в корне слова;

согласные в корне слова;

непроизносимые согласные в корне слова;

правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60).

Словарные диктанты

Развитие речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.

34ч

понятия «текст», «абзац», «план текста»;  почему у оного текста бывают разные заголовки; что значит начало и окончание текста, понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение».  

сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану,  сочинять тексты описание, повествование и рассуждение.  

Словарные диктанты

Повторение

материал по русскому языку за 2 класс  

применять на практике УУД по русскому языку  за 2 класс.

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117).

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм.

Словарные диктанты

Резерв

16ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Звуки речи и буквы.

1

2

Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

3

Обозначение звуков речи на письме.

1

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

5

Входная контрольная работа.

1

6

Согласные звуки.

1

7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

8

Звонкие и глухие согласные  в конце слова.

1

9

Стартовая диагностика.

1

10

Учимся писать сочетания жи-ши.

1

11

Учимся писать сочетания ча-ща. Словарный диктант.

1

12

Учимся писать сочетания чу-щу.

1

13

Разделительный мягкий знак (ь).

2

14

Слог.

1

15

Учимся переносить слова.

2

16

Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

17

Работа над ошибками. Словарный  диктант.

1

18

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

19

Слово.

1

20

Слова, называющие предмет.

1

21

Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

22

Слово и предложение. Списывание.

1

23

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

24

Слова в предложении.

1

25

Окончание как часть слова.

1

26

Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант.

1

27

Неизменяемые слова.

1

28

Вспоминаем правило написания заглавной буквы.

2

29

Корень  как часть слова. Контрольный словарный диктант.

1

30

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

3

31

Корень как общая часть родственных слов.

1

32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

2

33

Контрольный диктант (итоговый) по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова».

1

34

Итоговая проверочная работа.

1

35

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

36

Контрольная работа «Пробую свои силы»

1

37

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

38

Однокоренные слова

1

39

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

40

Учимся писать буквы согласных в корне слова Словарный диктант.

1

41

Учимся писать буквы согласных в корне слова

2

42

Корень слова с чередованием согласных.

1

43

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

44

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

45

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

46

Суффикс как часть слова

1

47

Значение суффиксов

1

48

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

49

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.

1

50

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными  в корне.

1

51

Контрольный диктант  по теме «Правописание согласных в корне слова».

1

52

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

53

Значение суффиксов

1

54

Учимся писать слова  с суффиксами -ёнок; -онок.

1

55

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов.

1

56

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек.

1

57

Значение суффиксов.

1

59

Правописание слов с суффиксом -ость-.  Контрольный словарный диктант 

1

59

Образование слов при помощи суффиксов.

1

60

Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов.

1

61

Контрольный диктант.

1

62

Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы в словах.

1

63

Промежуточная диагностика. Итоговая проверочная работа за  первое полугодие.

1

64

Работа над ошибками. Закрепление изученных тем.

1

65

Резерв

3

66

Приставка как часть слова

1

67

Значения приставок.

1

68

Учимся писать приставки.

2

 69

Различаем приставки с буквами о, а.

1

70

Образование слов с помощью приставок.

1

71

Учимся писать разделительный твердый знак. Словарный диктант. 

1

72

Различаем слова с  разделительными Ь и Ъ знаками.

1

73

Как образуются слова.

1

74

Различаем разделительные Ь и Ъ знаков.

1

75

Основа слова.

1

76

Учимся разливать предлоги и приставки. Словарный диктант. 

2

77

Повторяем состав  слова.

1

78

Повторяем правописание частей  слова.

2

79

Слово и его значение.

1

80

Значение слова

1

81

Повторяем правописание частей  слова.

1

82

Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов».

1

83

Текст.

1

84

Заголовок текста. Списывание.

1

85

Как сочетаются слова.

1

86

Значение слова в словаре и тексте.

1

87

Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов».

1

88

Один текст – разные заголовки.

1

89

Учимся озаглавливать текст.

1

90

Слово в толковом словаре и тексте.

1

91

Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант.

1

92

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

93

Учимся озаглавливать текст.

1

94

Как строится текст. Окончание текста.

1

95

Как появляются многозначные слова.

1

96

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.  Контрольный словарный диктант.

1

97

Учимся заканчивать текст.

1

98

Слова – синонимы.

1

99

Сочетание синонимов с другими словами

1

100

Учимся применять орфографические правила.

1

101

Как строится текст. Начало текста.

1

102

Сочиняем начало текста. Тест.

1

103

Как используются синонимы.

1

104

Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила.

1

105

Последовательность предложений в тексте.

1

106

Слова -антонимы.

1

107

Сочетания антонимов с другими словами. Промежуточная диагностика.

1

108

Учимся применять орфографические правила. Связь предложений в тексте.

1

109

Слова-омонимы. Слова исконные и заимствованные.

1

110

Учимся применять орфографические правила.

1

111

Резерв

1

112

Итоговый контрольный диктант.

1

113

Работа над ошибками. Абзац.

1

114

Учимся выделять абзацы.

1

115

Итоговая проверочная  работа.

1

116

Работа над ошибками. Значение заимствованных слов. Учимся применять орфографические правила.

1

117

Резерв

1

118

Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев.

1

119

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

1

120

Устаревшие слова. Учимся применять орфографические правила.

1

121

Резерв

1

122

План текста. Словарный диктант.

1

123

Учимся составлять план текста.

1

124

Фразеологизмы.

1

125

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.

1

126

Контрольный диктант.

1

127

Работа над ошибками. Составляем текст по плану.

1

128

Учимся писать письма по плану.

1

129

Учимся применять орфографические правила. Использование фразеологизмов.

1

130

Резерв.

1

131

Особенности текста – описания.

1

132

Учимся сочинять текст-описание.

1

133

Учимся применять орфографические правила.

1

134

Учимся сочинять текст-описание.

1

135

Учимся сочинять яркий текст-описание. Словарный диктант

1

136

Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

137

Текст-описание.

1

138

Текст-повествование.

1

139

Особенности текста - повествования. Контрольный словарный диктант.

1

140

Резерв

1

141

Учимся применять орфографические правила.

1

142

Проверочная  работа по теме «Лексика».

1

143

Учимся сочинять текст-повествование.

1

144

Описание и повествование в тексте.

1

145

Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

146

Работа над ошибками. Текст-рассуждение.

1

147

Контрольное списывание.

1

148

Резерв

1

149

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

150

Итоговая проверочная  работа. 

1

151

Итоговая диагностическая работа.

1

152

Работа над ошибками. Комплексное повторение пройденного.

1

153

Комплексное повторение пройденного.

3

                                                                              Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
  • Учебники  - Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Кузнецова М. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2012г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  • В. А. Шукейло.  Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2009.



Предварительный просмотр:

C:\Users\teacher.SCHOOL\Desktop\Титульники\2017-09-11-0004.jpg

Рабочая программа по русскому языку

2 класс. «Начальная школа 21 века»

Пояснительная  записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области», примерной программой по математике и на основе авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В., Евдокимовой А. О. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова), федеральным перечнем учебников, требованиям к результатам освоения ООП НОО.

На реализацию программы по математике во 2 классе отводится 170 часов (34 учебные недели). Русский язык проводится 5 раз в неделю.

Планируемые  результаты освоения курса «русский язык»

        Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

Планируемые результаты обучения во 2 классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Содержание курса

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

Фонетика 

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е,  е,  Ё,  ё,  Ю,  ю,  Я,  я,  их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

10ч

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

гласные и согласные буквы и звуки; твердые и мягкие буквы и звуки, звонкие и глухие буквы и звуки, правила русской графики 

распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Диктант (текущий)

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14).

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

слова изменяемые, неизменяемые;

окончание

( на материале уроков 1-24).

Словарные диктанты

Слово и предложение

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. 

6 ч

правила  переноса слов, правила подбора проверочных слов на орфограмму парные согласные на конце слова, роль ударения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; слова, которые обозначают предмет, признак и действие предмета.

переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

корень слова;

суффикс (на материале уроков 1-59).

Словарные диктанты

Состав слова

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.

(Курсивом здесь и далее обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.)

19ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания;

образовывать слова с помощью суффиксов;

образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова.

Диктант (текущий)

Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49).

Текущая контрольная работа

Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56).

Словарные диктанты

Лексика

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм.

Фразеологизм  и слово.

Использование фразеологизмов.

22ч

понятия «текст», «антоним», «синоним», омоним», «заимствованные слова»;  слова исконные и заимствованные; лексическое значение слова и состав слова.

различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила;

Тест

(вариант итоговой контрольной работы)

Тема: состав слова;

значение слова;

синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108).

Текущая контрольная работа

Тема: лексика (на материале уроков 111-133).

Словарные диктанты

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня башенка, чашка — чашечка).

Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

58ч

понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»;  

писать и находить безударные гласные в корне слова;

писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне,

писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость; писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А;

Диктант (текущий)

Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77).

Итоговый диктант

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

перенос слова, безударные гласные в корне слова;

согласные в корне слова;

непроизносимые согласные в корне слова;

правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60).

Словарные диктанты

Развитие речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.

34ч

понятия «текст», «абзац», «план текста»;  почему у оного текста бывают разные заголовки; что значит начало и окончание текста, понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение».  

сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану,  сочинять тексты описание, повествование и рассуждение.  

Словарные диктанты

Повторение

материал по русскому языку за 2 класс  

применять на практике УУД по русскому языку  за 2 класс.

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117).

Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм.

Словарные диктанты

Резерв

16ч

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Звуки речи и буквы.

1

2

Гласные и согласные звуки и их буквы.

1

3

Обозначение звуков речи на письме.

1

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове.

1

5

Входная контрольная работа.

1

6

Согласные звуки.

1

7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

8

Звонкие и глухие согласные  в конце слова.

1

9

Стартовая диагностика.

1

10

Учимся писать сочетания жи-ши.

1

11

Учимся писать сочетания ча-ща. Словарный диктант.

1

12

Учимся писать сочетания чу-щу.

1

13

Разделительный мягкий знак (ь).

2

14

Слог.

1

15

Учимся переносить слова.

2

16

Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова»

1

17

Работа над ошибками. Словарный  диктант.

1

18

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

1

19

Слово.

1

20

Слова, называющие предмет.

1

21

Слова, называющие признаки и действия предметов.

1

22

Слово и предложение. Списывание.

1

23

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

24

Слова в предложении.

1

25

Окончание как часть слова.

1

26

Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант.

1

27

Неизменяемые слова.

1

28

Вспоминаем правило написания заглавной буквы.

2

29

Корень  как часть слова. Контрольный словарный диктант.

1

30

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

3

31

Корень как общая часть родственных слов.

1

32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

2

33

Контрольный диктант (итоговый) по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова».

1

34

Итоговая проверочная работа.

1

35

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

36

Контрольная работа «Пробую свои силы»

1

37

Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

1

38

Однокоренные слова

1

39

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

40

Учимся писать буквы согласных в корне слова Словарный диктант.

1

41

Учимся писать буквы согласных в корне слова

2

42

Корень слова с чередованием согласных.

1

43

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

44

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

45

Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

2

46

Суффикс как часть слова

1

47

Значение суффиксов

1

48

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

1

49

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.

1

50

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными  в корне.

1

51

Контрольный диктант  по теме «Правописание согласных в корне слова».

1

52

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

53

Значение суффиксов

1

54

Учимся писать слова  с суффиксами -ёнок; -онок.

1

55

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек. Значение суффиксов.

1

56

Учимся писать слова  с суффиксами -ик, -ек.

1

57

Значение суффиксов.

1

59

Правописание слов с суффиксом -ость-.  Контрольный словарный диктант 

1

59

Образование слов при помощи суффиксов.

1

60

Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов.

1

61

Контрольный диктант.

1

62

Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы в словах.

1

63

Промежуточная диагностика. Итоговая проверочная работа за  первое полугодие.

1

64

Работа над ошибками. Закрепление изученных тем.

1

65

Резерв

3

66

Приставка как часть слова

1

67

Значения приставок.

1

68

Учимся писать приставки.

2

 69

Различаем приставки с буквами о, а.

1

70

Образование слов с помощью приставок.

1

71

Учимся писать разделительный твердый знак. Словарный диктант. 

1

72

Различаем слова с  разделительными Ь и Ъ знаками.

1

73

Как образуются слова.

1

74

Различаем разделительные Ь и Ъ знаков.

1

75

Основа слова.

1

76

Учимся разливать предлоги и приставки. Словарный диктант. 

2

77

Повторяем состав  слова.

1

78

Повторяем правописание частей  слова.

2

79

Слово и его значение.

1

80

Значение слова

1

81

Повторяем правописание частей  слова.

1

82

Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов».

1

83

Текст.

1

84

Заголовок текста. Списывание.

1

85

Как сочетаются слова.

1

86

Значение слова в словаре и тексте.

1

87

Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов».

1

88

Один текст – разные заголовки.

1

89

Учимся озаглавливать текст.

1

90

Слово в толковом словаре и тексте.

1

91

Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант.

1

92

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.

1

93

Учимся озаглавливать текст.

1

94

Как строится текст. Окончание текста.

1

95

Как появляются многозначные слова.

1

96

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.  Контрольный словарный диктант.

1

97

Учимся заканчивать текст.

1

98

Слова – синонимы.

1

99

Сочетание синонимов с другими словами

1

100

Учимся применять орфографические правила.

1

101

Как строится текст. Начало текста.

1

102

Сочиняем начало текста. Тест.

1

103

Как используются синонимы.

1

104

Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила.

1

105

Последовательность предложений в тексте.

1

106

Слова -антонимы.

1

107

Сочетания антонимов с другими словами. Промежуточная диагностика.

1

108

Учимся применять орфографические правила. Связь предложений в тексте.

1

109

Слова-омонимы. Слова исконные и заимствованные.

1

110

Учимся применять орфографические правила.

1

111

Резерв

1

112

Итоговый контрольный диктант.

1

113

Работа над ошибками. Абзац.

1

114

Учимся выделять абзацы.

1

115

Итоговая проверочная  работа.

1

116

Работа над ошибками. Значение заимствованных слов. Учимся применять орфографические правила.

1

117

Резерв

1

118

Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев.

1

119

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

1

120

Устаревшие слова. Учимся применять орфографические правила.

1

121

Резерв

1

122

План текста. Словарный диктант.

1

123

Учимся составлять план текста.

1

124

Фразеологизмы.

1

125

Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант.

1

126

Контрольный диктант.

1

127

Работа над ошибками. Составляем текст по плану.

1

128

Учимся писать письма по плану.

1

129

Учимся применять орфографические правила. Использование фразеологизмов.

1

130

Резерв.

1

131

Особенности текста – описания.

1

132

Учимся сочинять текст-описание.

1

133

Учимся применять орфографические правила.

1

134

Учимся сочинять текст-описание.

1

135

Учимся сочинять яркий текст-описание. Словарный диктант

1

136

Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

137

Текст-описание.

1

138

Текст-повествование.

1

139

Особенности текста - повествования. Контрольный словарный диктант.

1

140

Резерв

1

141

Учимся применять орфографические правила.

1

142

Проверочная  работа по теме «Лексика».

1

143

Учимся сочинять текст-повествование.

1

144

Описание и повествование в тексте.

1

145

Контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

146

Работа над ошибками. Текст-рассуждение.

1

147

Контрольное списывание.

1

148

Резерв

1

149

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

150

Итоговая проверочная  работа. 

1

151

Итоговая диагностическая работа.

1

152

Работа над ошибками. Комплексное повторение пройденного.

1

153

Комплексное повторение пройденного.

3

                                                                              Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
  • Учебники  - Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Кузнецова М. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  – М.: Вентана-Граф, 2012.  
  • Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2012г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  • В. А. Шукейло.  Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...