Гласный звук и буква А
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Иванюта Кристина Валерьевна

Данный материал поможет педагогу построить урок в соответствии с ФГОС НОО. В нем предложена интересная вариативность предоставления материала учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnyy_zvuk_i_bukva_a.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласный звук [а], буква А, а»

Цели: - знакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать устную и письменную речь.

 УУД:

- познавательные: характеризовать звук а], различать печатные и письменные буквы, анализировать слова, составлять предложения, тексты;

- регулятивные: ставить цель, принимать её, удерживать цель до получения результата;

- коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы.

Оборудование: схемы слов, табличка букв А, а, иллюстрации: астра, айва, азбука, счётные палочки

План урока

1. Организационная часть

2. Постановка цели, определение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство со звуком

3.2. Знакомство с буквой.

Физкультминутка.

3.3. Работа с иллюстрацией «Лесная школа»

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Гласный звук а, буква А,а.

4.2. Чтение и анализ стихотворения

4.3. Работа с пословицами.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Организационная часть

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать 
Должен научиться!

2. Постановка цели, определение темы урока.

-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв. 
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Какой бывает речь? (устной и письменной)

- Что мы произносим, когда говорим? (звуки)

- Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами)

- А какие две группы делятся звуки?  (гласные и согласные)

- Какой учебник лежит перед вами? (Азбука)

- Как вы понимаете пословицу «Азбука к мудрости ступенька»?

- Кто может жить в стране Букв?

Мы познакомимся с первой буквой этой страны.

Что узнаем? Чему научимся?

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство со звуком

(На доске картинка – астра)

- Что изображено на картинке?

- Какой первый звук в слове астра? (а)

Произнесём хором.

- Какой это звук: гласный или согласный? Почему?  

(При произнесении звука выдыхаемый воздух не встречает преград, звук поется.)

- Каким цветом звук [а]  будем изображать на схемах? (Красным)

Проведем слого-звуковой анализ слова астра.

- Звук [а] гласный или согласный? Почему?

- Звук [а] в словах может быть ударным или безударным.

3.2. Знакомство с буквой.

Звук [а] на письме обозначатся буквой А,а. (Учитель показывает карточку с буквами)

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква А.

- На что похожа буква А?

- Найдите букву А на ленте букв.

- Выложите букву из счетных палочек.

Физкультминутка.

3.3. Работа с иллюстрацией «Лесная школа»

- В стране букв есть тое скола, а какая она посмотрим на с. 20 учебника.

- Кто изображен на иллюстрации? (звери в лесной школе)

- Почему вы решили, что это школа?

- Кто пришёл учиться в школу?

- Кто выступает в роли учителя? (Мудрая Сова)

-- Что изображено на доске в лесной школе: звук или буква?

- Какую букву изучают звери?

- Почему в тетради у зверят чистые листы?

- Какую букву они будут писать?

- Составим рассказ о зверях в лесной школе.

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Гласный звук а, буква А,а.

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля -

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

- Я хочу быть агрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А?

- Назовите слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.

- Проведем звукобуквенный анализ слов азбука, айва.

- Звук [а] гласный или согласный? Почему?

- Звук [а] в словах может быть ударным или безударным. Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

4.2. Чтение и анализ стихотворения

- Прочитайте стихотворение на с. 21

- О чем говорится в стихотворении?

- Что такое астра, азбука, айва? Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

4.3. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы:

Аккуратность человека красит.

Чтение – вот лучшее учение.

- Найдите буквы А в пословицах. Сколько их?

- Почему так говорят?

5. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Что узнали?

- Чему научились?

-Достигли ли целей?

Список литературы

  • Горецкий В. Г., Кирюшин В. А., Виноградская Л. А. Азбука. Учебник для 1 класса. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
  • Волина В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя.  —М.: Просвещение. 1991. —368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...