Рабочая программа по предмету "Письмо и чтение" для обучающихся 3 класса с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_chtenie.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Письмо и чтение»  составлена основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
  4. Программно - методический материал под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный, изд. центр ВЛАДОС, 2007.  
  5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Пояснительная записка.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий.

  Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

  На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.

  В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста

  Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.

  Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.

  При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса  и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

  Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

3 «Г» класс

Письмо

(68 ч, 2 ч. в неделю)

Повторение пройденных звуков и букв. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Ии, Зз, Вв, Жж, Бб, Гг, Дд, й, ь. Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.

Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.

Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных двухсложных словах с опорой на наглядность.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.

Письмо отдельных элементов рукописных букв.

Развитие графо моторных навыков.

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

1-й уровень:

  • Правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом, ручкой.
  • Находить заданные буквы среди других букв или знаков;
  • Писать (печатными буквами)  изученные буквы, слоги, слова по обводке самостоятельно или с частичной помощью учителя, и по образцу.
  • Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слов по образцу, под диктовку.
  • Составление  и письмо (печатными буквами) предложений из 2-3 слов, ставить  точку в конце предложения.

2-й уровень:

  • Правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом, ручкой.
  • Находить заданные буквы среди других букв или знаков;
  • Печатание изученных букв, элементов букв по обводке со значительной помощью учителя.
  • Писать изученные буквы, слоги, слова по обводке со значительной помощью учителя.
  • Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги, слова, предложения из 2-3 слов по образцу, под диктовку самостоятельно или с помощью учителя.

3-й уровень:

  • Правильно сидеть за партой во время урока, правильно располагать на парте тетрадь и удерживать в руке ручку и карандаш.
  • Вычерчивать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии, элементы рукописных букв со значительной помощью учителя.
  • Находить заданные буквы среди других букв или знаков самостоятельно или с помощью учителя;
  • Складывание предъявленной буквы из элементов (палочек, полосок).
  • Выкладывание из букв разрезной азбуки слогов и слов по образцу, под диктовку (самостоятельно или с помощью учителя).

Чтение

(66 часов, 2 ч. в неделю)

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: и, з, в, ж, б, г, д, й, ь.

 Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения  в слове (в начале и конце слова).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк)

Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова.   Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко).  Чтение предложений из букваря.

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

1-й уровень:

  • Называть слова по предъявленным предметам, картинкам.
  • Находить изученные буквы среди других букв или знаков;
  • Составлять слоги, слова, предложения  из букв разрезной азбуки, читать их.
  • Глобально читать слова, слоги,  состоящие из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотносить слова с предметами, которые они называют.
  • Чтение предложений состоящих из 2-3 слов, составление подписи под картинками.

2-й уровень:

  • Называть слова по предъявленным предметам, картинкам.
  • Находить изученные буквы среди других букв или знаков;
  • Составлять слоги и слова, предложения  из букв разрезной азбуки, читать их.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из 2-3 слов (Ма-ша ма-ла).
  • Образование и чтение слов, состоящих из изученных букв.

3-й уровень:

  • Называть слова по предъявленным предметам, картинкам.
  • Соотносить звук и букву.
  • Находить заданную букву среди других букв или знаков;
  • Составлять слоги, слова из букв разрезной азбуки, читать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО.

Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО....

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по обучению Ручному труду обучающихся 6 класса по программе 8.2

Представленная методическая разработка может быть полезна педагогам, обучающим детей с умеренной умственной отсталостью...