Конспект 1 урока "Единственное и множественное число" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Маликова Дина Радиковна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Предмет: русский язык

Класс: 2в

Тема: «Единственное и множественное число имен существительных»

Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Личностные: учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.  «Русский язык» 2 класс 2 часть «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, компьютер, проектор.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Пр.: каллиграфическая минутка,

словарный диктант, самостоятельная работа

Пр.: самопроверка

Сл.:уч.диалог

6 мин

Актуализация знаний

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка

Сегодня повторяем написание буквы Кк.

Словарный диктант

Записывайте под диктовку слова. Будьте внимательны! Выделяйте орфограммы и ставьте ударение. (2 ученика работают у доски)

гор..д, (М,м)..сква, (Р,р)..ссия, ул..ца, с..бака, т..варищ.

горОд, Москва, Россия, улИца, сОбака, тОварищ.

Проверка: 1 ученик читает, остальные проверяют у себя.

- Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку.

- У кого 1 ошибка? 2 и 3? Исправляйте.

-Молодцы!

-Как называется часть речи, обозначающая предметы?

-Как называется им.сущ.,отвечающая на вопрос кто? А на вопрос что?

-Какие им.сущ. относятся к собственным? А как называются остальные?

- Хорошо, вспомнили.

Открывать тетради

Формировать навык  письма

Записывать словарные слова в тетрадь

Осуществлять самопроверку

Отвечать на вопросы

Р: планирование последовательности действий

Л: оценивание усваиваемого материала.

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Н.:уч.доска

Пр.: образование мн.ч. им.сущ.

5 мин

Целеполагание

Посмотрите на доску.

Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Эти слова обозначают один предмет или много?

- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.

(дети по одному выходят к доске и записывают слова во мн.ч.)

-У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?

- Кто уже может сформулировать тему урока?

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Определять части речи слов

Ставить сущ. во мн.ч.

Формулировать тему и задачи урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Пр.: анализ языкового материала

Пр.:

Определение числа имен сущ.

5 мин

Откройте учебник на странице 61. Упражнение 104.

- Вас просят прочитать слова в рамках.

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем похожи эти слова, а чем отличаются?

- В какой рамочке слова обозначают один предмет, а в какой два предмета?

- Какой вывод можете сделать об имени существительном?

- Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали вывод.

Прочитайте правило, которое дано ниже упр. 104.

Игра «Один- много»

(Учитель называет имена существительные в единственном числе-учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе-поднимают две руки.)

Снег, руки, ноги, тетради, букет, кружка, олени, книги.

Доказывать, что слова являются им.сущ.

Формулировать вывод о числе им.сущ.

Знакомиться с правилом

Определять число им. сущ. в словах

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

1 мин

Физминутка

Ребята, встаньте со своих мест. Немножко разомнемся.

Почему повсюду лужи?

(Развестируки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.) 

Выполнять движения вместе с учителем и одноклассниками

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Пр.:

проговаривание правила

Пр.: написание им.сущ. в ед.ч.,

Выделение орфограмм  с пропущенными буквами с комментированием

Пр.: усвоение правила

Пр.: самостоятельная работа

Пр.: проверка по эталону

Н.:уч.презентация

13 мин

Откройте учебник на странице 61. Упражнение 105.

-Найдите у. 105.

-Прочитайте задание.

- Как узнаете, в каком числе употребляются имена существительные?

- Что нужно сделать?

( 1 уч. выходит к доске, остальные записываются в тетради)

- Запишите в тетради упр. 105.

- Вы записываете у себя в тетради, вместе с учеником, который работает у доски.

-Нужно записать сначала им.сущ., которые стоят в ед.ч. Комментируйте написание слов с пропущенными буквами, подчеркивайте их.

(Волга, лЕсник, мОлОток, месЯц, урОжай, Илья, бОльница, Россия, дЕкабрь, МОсква)

(2 ученик выходит к доске)

- Какие теперь им.сущ. будем выписывать? (во мн.ч.)

(ДрузЬя, машИны, мОсквичи, малЬчики, кАртины, тОварищи, мОряки, лИсята.)

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием!

- На все вопросы данного упражнения мы ответили? (нет)

- Нас спрашивают, на какие еще группы можно поделить данные слова? На им. нариц. И им. собств.)

- Устно назовите имена собственные из данного упр.

(Волга, Илья, Россия, Москва)

- Молодцы!

На с. 62 у вас есть еще одно правило. Прочитайте его вслух.

  • При изменении формы меняется значение имени существительного?

- Значит, при изменении числа им.сущ. изменяется только его форма.

Упражнение 107, с.62.

- Найдите у. 107. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать? (изменить число им.сущ.  и выделить орфограммы в словах)

- Запишите в тетради упр.107.

- Самостоятельно выполните это упражнение по образцу, не забудьте выделить орфограммы.

- Посмотрите на слайд и проверьте с тем, как выполнили задание вы.

Если есть ошибки, исправьте карандашом.

Работать с упражнением из учебника

Определять, на какие  группы еще можно разделить им.сущ. из данного упр.

Читать правило из учебника

Самостоятельно выполнять задание на закрепление

Самопроверка по эталону

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Л: оценивание усваиваемого материала.

Рефлексивный

Пр.: упражнение, дидактическая игра

3 мин

Дидактическая игра

-Сейчас я буду называть слова в ед. числе,  кого попрошу, тот мне говорит это же слово во мн.ч.

(корабль, кровать, рубль, квадрат, километр, апельсин, ключ)

- Наоборот, я называю во мн.ч., а вы мне в ед.ч.

(ремни, братья, круги, слова, грибы, названия, имена)

- Молодцы!

Определять число им.сущ.

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2 мин

Информация о домашнем задании

Выучить правила на странице 61, 62.

Страница 62, упражнение 106.

Записывать домашнее задание

П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации.

Пр.: самооценка

2 мин

-О ком признаке имени существительного вы узнали?

-Какое задание вам было трудно выполнять?

- У кого были трудности на уроке и какие?

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Конспект урока математики во 2 классе (программа "Школа России)

Конспект урока отрытия новых  знаний по теме "Порядок действий". Ис на уроке использован проблемный метод изучения нового материала....

План - конспект урока математики во 2 классе (программа "Школа России») Богданова Елена Викторовна .

Тема урока: «Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Закрепление.»                 Цели урока:  сов...

Конспект урока Состав слова 4 класс УМК Школа России

Конспект урока. Предмет:русский язык Класс:4 УМК:Школа России. «Русский язык» 4 класс. Т.Г. Рамзаева. В 2 ч. М.: Дрофа, 2009. Тема урока:«Повторение. Состав слова.» Тип урока:урок обобщения и сис...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России"

План - конспект + презентация урока по окружающему миру в 1 классе (I четверть) в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России". Тема: Что общего у разных растений?...