Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Евстафьева Валентина Константиновна

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Дательный, творительный и предложный падежи   имён существительных   во множественном числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока34.27 КБ
Файл презентация216.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 3 классе

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе. Дательный, творительный и предложный падежи   имён существительных   во множественном числе.

Класс: 3

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:  а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

   б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

   в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс  М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова; презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм, компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)                                                                (1минута)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка.

 Надеюсь, что вы будете внимательны, активны, старательны, тогда урок будет интересным и познавательным.

 Итак, начнём.

   Проверка готовности к уроку.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.  

 Посадка при письме.                                                       Слайд1

Приветствие  учащихся.

Записывают в тетрадь.

Самоопределение,     смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л) Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р)

II. Актуализация знаний-                                                                                                                                  (10минут)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

А начнем мы урок с такой пословицы.                            Слайд2                                                                  

Всякое умение трудом дается.

-  Как  понимаете значение этого высказывания?

 (Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия).

- Что для нас труд?

- Чем измерим наш труд?  (отметками)

- Кто готов сегодня получить отметку «5»?

-Что вы ждёте от урока русского языка?

- А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.                

Словарная работа:

Декабрь, январь, февраль.

Дорога, хоккей ,однажды.

Чувство, праздник, экскурсия.

3*3(проводит обучающийся)

Самопроверка по учебнику-часть2(Словарь «Пиши правильно»)

Самооценка:

«5»-без ошибок

«4»1-2 ошибки

-У кого больше  ошибок – повторить.        

- Какой частью речи является  все эти  слова? (Существительные)

-Предлагаю заполнить таблицу и сделать устно вывод.

 Учащиеся ставят в карточках «+» или «–».                      Слайд3

Высказывания

Ответы

1. Имена существительные обозначают признак предмета

2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что?

3. Имена существительные не изменяются по числам

4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям

5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию

                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                  -Что значит изменяются по числам???

-Что вы знаете о существительных во множественном числе?(Не различается по склонениям; нельзя определить род)

-Я называю существительное в именительном падеже множественного числа, а вы в родительном падеже множественного числа,выделяя окончания:

--Критерии оценивания прежние.

задачи -  (задач)

мандарины -  (мандаринов)

сапоги – (сапог)

чулки -  (чулок)

носки -  (носков)

туфли -  (туфель)

платья -  (платьев)  

леса        -(лесов)

плащи  -(плащей)                                                                    Слайд 4

-Какие окончания у существительных в И.п. и Р.П.?

 

Алгоритм при работе со словарными словами:

3*3

А-Я

Самопроверка

Самооценка

Работе в паре

«Одна голова хорошо, а две  лучше».  

 Проверка по эталону.

Самооценка.

Проверка по эталону.

Самооценка.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание .

III. Проблемное объяснение нового знания                                                                                                       (3минуты)

Цель этапа: осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

Довольны  стран___                                            Слайд5

Заботятся о люд____

Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на слад. Что мы видим? ( словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания.

- Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов- помощников )

-Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Проблема: Кто сформулирует тему урока?           Слайд6

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами работать? ( Дательный, творительный, предложный)

                                                                                                                                                                                                                                                   

УЗ: научиться  изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.                                                                  Слайд7

         

- Модель: мн.число                                                   Слайд8

 Д.п-

 Т.п-

. П.п- -окончания???

Формулируют  тему, цель  урока.

Моделирование темы.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

IV Первичное закрепление.                                                                                                                                     (5минуты)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Работа с таблицей  стр.69 У.3ч. 

-Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам-ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа?(-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа?  (-ах, -ях).

-Что интересного заметили в окончаниях?(одинаковые)

- Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а  в каких я?                                                      

Физкультминутка(муз.пауза)  

 

Проговаривание.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

V. Применение новых  знаний.                                                                                                                                (18минут)

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задания на выбор:

Карточка №2.

 План работы:

1.Имена существительные поставьте во множественном числе.

2.Запишите.

3.Выделите окончания.

4.По какому принципу подобраны эти  слова?

 5.Вывод.

Д.п. (чему?) картин…   ,башн…   ,гриб…   , дожд…     ,ноч…   , метел…   .

Т.п. (чем?)  картин…     ,башн…      ,гриб…       , дожд…        ,ноч… , метел… .

П.п.(о чём?) о картин… ,о башн…  ,о гриб… , о дожд…   ,о ноч...  ,о  метел…                                                     Слайд9

*Игра.                                                                Слайд10

 Работаем по рядам.

 Я называю слова- имена существительные в начальной форме,а  вы запишите  их :

1ряд-Д.п. мн.ч.,

2ряд-Т.п.,

3ряд-П.п. мн.ч.

Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, колесо, мышь.

- Проверяем. ( несколько учеников читают свои ответы)

Взаимопроверка

 Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, , мышам.

Т.п. мн.ч.-  лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами.                      

П.п.мн.ч. -  (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах.

Групповая работа.

 Выступление групп.

Ответы на вопросы.

Проверка по эталону.

Оценивание по критериям.

Работа в паре.

Взаимопроверка.

Взаимооценка.

Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)                                                                                                            (7минут)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

_Определите падеж  существительных, постройте график.( к детям,в письмах, с картинами, на башмачках, по краям)

Какая учебная задача была поставлена?  

-На следующем уроке продолжим работу.                                                                                              Слайд 11

Работа с оценочным листом. Шкала оценки.

Домашнее задание (инструктаж)-

«4» (упр.100)

«5»-записать из словарика существительные .на тему «Школа» в Д.п. Т.п. П.п.

Прием ФИШБОУН                                         (1минута)

-Наш урок заканчивается, пора подвести итоги.

Я предлагаю вам продолжить предложения. Оцените свою работу на уроке.

   На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют  вашу работу на уроке по трем направлениям:

Урок; интересно, скучно, безразлично.

Я на уроке ;работал ,отдыхал, помогал другим.

Итог: понял материал, узнал больше, чем знал.

                                                                                             

График.

Ответы на вопросы по фишбоун

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У читель начальных классов МБОУ КСОШ В.К.Евстафьева Урок русского языка.

Слайд 2

Всякое умение трудом даётся .

Слайд 3

Что мы знаем об имени существительном? Высказывания Ответы 1. Имена существительные обозначают признак предмета – 2. Имена существительные в начальной форме отвечают на вопросы: кто? что? + 3. Имена существительные изменяются по числам + 4. Имена существительные в единственном числе различаются по склонениям + 5. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию +

Слайд 4

И.п . Р.п . задачи - (задач) мандарины ( мандаринов) сапоги – (сапог) чулки - (чулок) носки - (носков) туфли - (туфель) платья - ( платьев) леса (лесов) плащи плащей

Слайд 5

Рассказывают ребят .. Довольны стран… Заботятся о люд ...

Слайд 6

Тема урока : Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе( дательный,творительный , предложный падеж)

Слайд 7

научиться распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах. научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных мн.ч. в Д.п., Т.п., П.п. Учебные задачи:

Слайд 8

Д.п . (чему ?)картинам, башням, грибам, дождям, ночам, метелям. . Т.п. (чем?) картинами, башнями, грибами, дождями, ночами, метелями. П.п .(о чём ?)о картинах , о башнях ,о грибах ,о дождях , о ночах, о метелях.

Слайд 9

Множественное число Д.п . - Т.п. - окончание? П.п . -

Слайд 10

Проверка: Д.п . мн.ч . -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, , мышам. Т.п. мн.ч .- лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами. П.п.мн.ч . - (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах.

Слайд 11

Множественное число Д.п . - ам -ям Т.п. - ами-ями - П.п . ах- ях -

Слайд 12

Домашнее задание «4» (упр.100) «5»-записать из словарика существительные .на тему «Школа» в Д.п . Т.п. П.п .

Слайд 13

Сергей Островой : «Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – слово тебе сотворит добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...