УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Баркина Раиса Александровна

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                 Выполнила студентка 45 гр.

                                                       Ф.И.: Гуляева Раиса  

   Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «Б»

Тема урока: Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Цели урока: знакомство учащихся с именем прилагательным.

Планируемые результаты:

  • Предметные

- повторить знания учащихся об имени прилагательном;

- сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

- учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;

- развивать орфографическую зоркость.

  • Личностные

- мотивация к учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Тип урока: Повторение изученного материала

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2 (программа «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы.

Хроно

метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

словесный

1 мин.

Приветствие.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

К: настраивать на урок, знакомятся с учителем.

Л: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

II. Актуализация знаний и мотивация

репродуктивный

4 мин.

- Ребята, какое время года скоро наступит? (весна)

- Какое настроение приносит нам это время года?

- Давайте расскажем о весне, какая она? (Ответы детей: ранняя, тёплая, весёлая)

- Запишем красиво слово ВЕСНА, а ниже на строчке слова, которые украсили это время года. Стараемся писать аккуратно и правильно.

- Ребята, а можно сказать о весне, что она приветливая? Что значит приветливый человек?  Запишем это слово. Оно словарное, его нужно запомнить.     Приветливо

Отвечать на вопросы учителя.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

диалоговый

3 мин.

- Ребята, слово ВЕСНА какой части речи? (сущ)

- А слова какой части речи украсили имя существительное? (прил.)

- О какой части речи вы знаете больше? (о сущ.)

- Как вы думаете, о какой части речи мы узнаем новое сегодня? (о прил.)

- Сформулируйте тему урока.

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

- А как вы думаете, чему мы научимся на сегодняшнем уроке и других последующих?

(ответы детей)

- Давайте откроем учебник на стр. 63 и прочитаем, совпали ли наши мнения с учебником.

- Какую цель поставим на уроке?

- Вспомнить все об имени прилагательном и научиться распознавать им. прил.

- Вот какие вы молодцы! Вы сами сформулировали главный вопрос, на который мы должны сегодня ответить на уроке.

Формулировать тему и цель урока.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

IV. Динамическая пауза

V. Открытие нового знания

работа с книгой, практический, исследовательский  

1 мин.

19 мин.

На болоте 2 подружки,

2 зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

 

- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
- Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному)

И подчеркивается прил. волнистой линией.

Откроем учебник на стр. 64, прочитаем правило самостоятельно. А кто может рассказать мне это правило?

Откройте учебник на с. 64 упр. 110.

Прочитайте задание. Выполняем это упр. самостоятельно.

Проверим.

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Сначала прочитаем текст без прилагательных. (Читает один ученик)

- Проверим, все, вместе какие подходящие по смыслу прилагательные вставили в текст. Выполняем, вставляя по одному слову, по цепочке.

Прочитаем, текст с прилагательными.

- Подумайте, как изменился текст с именами прилагательными? (Текст стал более понятным, точным, интересным).

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

- Какое ещё дополнительное задание нам необходимо выполнить.

-  Что значит разобрать слово под цифрой 2 (Разобрать слово по составу: заросло)

Выполняет ученик у доски.

А теперь, ребята, поработаем в парах упр.111 на стр. 65.

- Какие задания вы будете выполнять, работая над этим упр.? (Дети читают)

1) Подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

2) Записать полученные словосочетания.

3) Выделить окончания в именах прилагательных.

1 ряд – записывает только 1 строку;

2 ряд – вторую строку;

3 ряд – третью строку.

Фронтальная проверка. (с каждого ряда по цепочке ученики зачитывает словосочетания, называя окончание, которое выделили)

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя их:

запах, цвет, вкус, форму, размер и другие.

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

 по запаху – душистая;

По цвету – оранжевый, синее;

По величине – большое;

По весу – тяжёлая;

По звуку – громкий;

По температуре – прохладная.

Повторять движения за учителем.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать по учебнику.

Выполнять упражнения.

Р: мобилизовать силы и энергию.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

практический, диалоговый

5 мин.

Творческое задание «Загадай предмет».

Разделимся на 5 групп. Ваша группа должна будет описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.

Весь класс должен отгадывать.

Например, Большой, косолапый, бурый ------- медведь

Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака

Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица

Розовый, важный, красивый -------- фламинго

Работать в группах.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний.

Беседа.

VIII. Рефлексия деятельности

Инструктаж.

4 мин.

1 мин.

Ребятау каждого на столе лежит тест, который поможет нам определить уровень усвоения изученного материала. Подпишите свою работу.

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку за урок на листке в верхнем правом углу.

Вам в тесте нужно выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Приступите к выполнению теста.

Тест.      ________________________           _____

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Каким членом предложения является?

а) подлежащее

б) дополнение

в) определение

5) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.

- Проверим правильность выполнения теста (тест на доске).

 Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.

Подсчитайте количество полученных баллов.

-У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок, поднимите руку.

Домашнее задание

Страница 65, упражнение 112 по заданию.

Подводить итоги урока.

Анализировать свою работу на уроке.

Получать домашнее задание.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Р: анализировать собственную работу.

Тест.      _________________________________           _________

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Каким членом предложения является?

а) подлежащее

б) дополнение

в) определение

5) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.

Тест.      _________________________________           _________

Имя прилагательное

1) Это - .........

а) часть слова

б) часть речи

в) часть света

2) На какие вопросы отвечает?

а) кто? что?

б) что делает? что делают?

в) какой? какая? какое?

3) Что обозначает?

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

4) Каким членом предложения является?

а) подлежащее

б) дополнение

в) определение

5) Какую роль играет в нашей речи?

а) можно обойтись в речи без прилагательных

б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной

в) чтобы в речи использовалось больше слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока:  повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....