Открытый урок по русскому языку на тему "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чижова Лидия Ивановна

Документ содержит конспект урока по русскому языку с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz._3_klass_chizhoval.i._.docx54.54 КБ
Файл mestoimenie_3_klass_.pptx527.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кадновская СШ»

Конспект урока русского языка

на тему:

 «Местоимение»

 в 3 классе

УМК «Школа России»

                                                                                                               Учитель: Чижова Лидия Ивановна

Место работы: МКОУ Кадновская СШ, Каменский район, Тульская область

                                          Должность: учитель начальных классов 1 категории

2016 г.


Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы: словесный, практический, наглядный

Технологическая карта урока

Тема урока

Местоимение.

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

- формирование образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся через их включение в интерактивные формы деятельности в предметной области Русский язык по теме «Местоимение».

Образовательные: систематизировать знания детей о местоимении как части речи, формировать умение распознавать в тексте местоимения,

Развивающие: способствовать развитию  речевой деятельности, формировать навык употребления местоимений, стимулировать познавательную активность учащихся. развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через ЭСО; Воспитывать ответственность, чувство коллективизма; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.

Образовательные: закрепляют знания о местоимении как части речи, формируют навык употребления местоимений.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через ЭСО; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).

УУД

 Личностные: 

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

-способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

-работать над осознанием ответственности за общее дело;

-сформировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-формировать ЗОЖ.

Регулятивные: 

-создать возможность формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;

-создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

-развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-создать возможность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-помочь формулировать собственную позицию и мнение;

-создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте;

-помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

-помочь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: 

-формировать умение распознавать в тексте местоимения; редактировать текст;

-помочь выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

- развивать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

-развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

-помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Систематизация знаний о местоимении как части речи.

Основные термины и  понятия

 Текст. Предложение. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.

Личные местоимения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Узнают особенности местоимения как части речи:

-   на что указывает, на какие вопросы отвечает;

-   как отличить её от других частей речи;

- когда в речи мы употребляем  местоимения.

Личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия

Коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

Познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ЭСО, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные

дополнительные

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык». Издательство «Просвещение» 2013.

- компьютер (для учителя);

- проектор;

- интерактивная доска;

- презентация на тему «Местоимение»

- карточки с заданием

Межпредметные связи

русский язык + литературное чтение

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этап урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

момент (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность (Слайд 2)

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- Я желаю вам успешной и интересной работы на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Учитель зачитывает отрывок (начало)  из сказки о местоимении по книге В. Волиной «Занимательная грамматика».

- В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

Но вот однажды в это царство случайно  попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди,  удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец.

- Ребята, а вы хотите узнать, как и с помощью чего помог мудрец  жителям этого царства? Вы хотите побывать в роли этого мудреца?

- Тогда в путь!

Проверка готовности к уроку

Слушание

Пожелание удачи

Личностные УУД

- мотивация учения, позитивный настрой на урок

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

Актуализация знаний.

- Начнём работу с повторения.

- На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на  группы по грамматическим признакам.

Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

(Слайд 3)

—Давайте сначала обсудим, как бы вы могли  это сделать. (Дети предлагают разные варианты группировки).

—Нет, так нельзя. Здесь нет ср. рода. А как определить род  у слов я, ты?

—У кого будут ещё предположения?

—Распределите слова по частям речи.

(самостоятельная работа детей в паре)

Проверка выполненной работы: на доске написаны слова по группам:

1)Весна, птицы, ручей—сущ.

2).Звонкий, яркая, весёлые—прил.

3)Я, ты, она — ?...

(Слайд 4)

—Проверьте правильность выполненной работы. Приготовьтесь  объяснить, почему  вы так распределили слова.

—Почему слова  я, ты, она  вы отнесли в отдельную группу?

—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

.

—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней? (дети затрудняются ответить)        

Читают. Работают в паре.

—Можно распределить их  по родам, потому что на доске есть слова весна (ж. р.), ручей(м. р.)

—Я, думаю, можно распределить слова по частям речи.

—Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

—Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета.

А слова 3 гр. хотя и  отвечают на вопросы  кто? и что?,но не обозначают предмет.

—Это местоимения

Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

Целеполагание

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

– Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

Работа с интерактивной доской.

На экране появляется 5 слайд с названием темы урока «Местоимение»

Какие бы вы поставили перед собой цели? (определить роль  местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

На экране появляется 6 слайд с целями, поставленными учащимися

—Мы будем говорить о местоимении.

—Узнать, что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

—Когда в речи мы употребляем  местоимения - это тоже важно знать.

Регулятивные и личностные УУД

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Познавательные УУД.

- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

Погружение в деятельность.

Работа с интерактивной доской.

Организация выполнения задания.

Организация диалога.

- Ребята, посмотрите внимательно на слово «местоимение». (Слайды 7-8)

- Как вы думаете, от каких двух слов оно образовано? (вместо   имени)                                                                                    

- А какие имена, части речи вы знаете?

- Сейчас поработаем в группах. Давайте разделимся на 2 группы. У вас на партах находятся карточки с  заданием.

Задание для 1 группы:

- Отредактируйте текст, заменив, где возможно, имена существительные местоимениями.

Задание для 2 группы:

- Заполните таблицу, вписав во второй столбик имена существительные, а в третий -  местоимения, которыми их можно заменить.

                                           Мама.

 Мама ласковая и добрая. С мамой легко и радостно. Спасибо маме за тепло, добро. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это!

                 1

                       2

                     3

      местоимения

Существительные

(работа в группах, на доске появляются 9- 10слайды с правильным вариантом  заполнения таблицы

для самопроверки учащимися)

- Все ли слова вы смогли заменить? Что вызвало у вас затруднение?

- Кто справился без ошибок?

- Какие ошибки вы допустили?

- Какой вывод вы можете сделать?

 

Работа с новой информацией

Работа в группах сменного состава.

Озвучивание полученных результатов.

Выполнение задания.

Участие в диалоге.

Работа с интерактивной доской.

Обобщение. Вывод правила.

Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- Работать в статических и мигрирующих группах.

Регулятивные УУД.

-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий, воспитание навыка самостоятельности.

Познавательные УУД: 

-развитие умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

Открытие нового знания

Подведение к выводу о том, что часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

- Как бы вы сформулировали правило, что такое местоимение?

- Сравните свой вариант правила с вариантом, данным в  учебнике.

Работа с рисунками и правилом  в учебнике.

- Откройте учебник на стр.92 и прочитайте правило. Анализируя правило, с опорой на рисунки, расскажите соседу: что нового вы узнали?

- Что такое местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

- Какую роль они выполняют?

Участие в диалоге

Работа с правилом индивидуально,

Рисунки – в парах

- Часть речи.

- Он, я, мы …

- употребляются вместо существительных.

Познавательные УУД.

- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

КоммуникативныеУУД

-сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, умение оформлять свои мысли в устной форме (диалог)

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза) (слайды 11-15)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем на мосту мы большую букву У.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо, влево повернем.

Заниматься вновь начнем.

Стадия осмысления

Закрепление знаний

Организация работы.

Работа по учебнику с.93   упр 157. Самостоятельная работа. Письмо по памяти.

Контроль за выполнением задания.

Контроль за взаимопроверкой. Проверка при помощи документ-камеры одной работы.

—А теперь вспомните, какие ещё цели мы ставили в начале урока.

—Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить следующую работу.

На доске записан текст. (Слайд 16)

На небе появилось солнце. Солнце  ярко засияло. Юра идёт гулять. Юра будет запускать кораблик. Нина помогает маме.  Нина  любит трудиться.

—Как вы думаете, в чём заключается задание?

(Ученик, выполнивший работу раньше  других, работает у доски.)

Самоконтроль.

(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)

—Какие местоимения вы употребили?

—Подробнее  о них мы будем говорить на следующих уроках.

—Переходим к « весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Слайды № 18 -23.

 1) Вместилище для чего- либо (я-щик)

 2) Мелкий клеветник (я - беда)

 3) Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он  нужен.(я-корь)

 4)Первый слог-личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)

   5)       Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.)

Выполнение задания.

Взаимопроверка.

— Надо понять, зачем мы в нашей речи употребляем местоимения.

— Нужно заменить  существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

—Это местоимения 3-го лица ед. и мн. ч.

Познавательные УУД:

- умение находить ответ на вопрос, анализировать с целью выделения существенных признаков, обобщать.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса, саморегуляция

 Рефлексия

Итог урока

Домашнее задание.

 - Проверим результативность решения проблемы на уроке.

 - Мы выполнили несколько заданий на уроке. Помогли ли знания, полученные вами при выполнении этих заданий, понять, как мудрец помог жителям сказочного королевства? (высказывания детей)

- Предложите свои варианты, как же тот мудрец помог жителям сказочного королевства?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания на уроке выполняли с удовольствием? Со всеми заданиями ли вы справились?

- За что могли бы себя похвалить?

 С какой частью речи мы познакомились?

- Какие части речи заменяет местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

Учитель предлагает задание на выбор.

  1. Упражнение № 81 (с.45). Выучить правила о местоимении.
  2. Составить 4 предложения с использованием местоимений, с которыми учащиеся познакомились на уроке. Выучить правила о местоимении. (Слайды 24- 25)

-Он предложил заменить имена существительные местоимениями.

Правило по памятке (Местоимение –это… )

Оценивание результатов работы на уроке.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Кадновская средняя школа» Тема урока «Местоимение» Русский язык 3 класс УМК «Школа России Учитель-Чижова Л.И. 2016г

Слайд 2

Ученье – не мученье, коли есть хотенье.

Слайд 3

Распредели слова на группы: Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

Слайд 4

Проверь себя Весна, птицы, ручей. Звонкий, яркая, весёлые. Я, ты, она.

Слайд 5

Тема урока: МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 6

Цель урока: сформировать понятие о местоимении. Задачи: - узнать, что такое местоимение, - выявить роль местоимений в предложении, - формировать навык употребления местоимений.

Слайд 7

местоимение место имени

Слайд 8

Отредактируй текст: Самое прекрасное слово на Земле - мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

Слайд 9

Проверь себя Самое прекрасное слово на Земле - мама. Она добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Она всё умеет.

Слайд 10

Я, ТЫ, МЫ, ВЫ ОН, ОНА, ОНИ, ОНО ЛИЧНЫЕ местоимения

Слайд 11

Личные местоимения 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед.число я ты он, она, оно Мн. число мы вы они

Слайд 12

Вывод: Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Слайд 13

Пришло время отдохнуть!

Слайд 18

Берегите зрение!

Слайд 19

Проверь себя Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Он жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. Она вела прямо к избушке лесника.

Слайд 20

Проверь себя Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Она во всех затеях со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, и всё мне любо в ней , Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Слайд 21

Местоимение Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопросы кто? ч то? Бывает 1-го, 2- го и 3- го лица, единственного или множественного числа. В предложении является подлежащим или второстепенным членом.

Слайд 22

Домашнее задание: 1 вариант (творческое) – сочинить загадки с местоимениями 2 вариант – выполнить упр.160 на с.94 , выучить правило о местоимении.

Слайд 23

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....