Рабочая программа по обучению грамоте и обучению письму УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Виктория Юрьевна Бурлакова
Рабочая программа по обучению грамоте и обучению письму УМК Школа России, 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_obuchenie_pismugotovo.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной  «Обучение грамоте» - 2016г.

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка; разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Сборник рабочих программ (1-4 класс), «Школа России», Москва, «Просвещение», 2016 г, авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, включающий курс «Обучение грамоте», автор В.Г. Горецкий;
  • Основная образовательная программа МБОУ Черкесской СОШ;
  • Устав МБОУ Черкесской СОШ.

Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык»  четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей  на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане

На обучение грамоте в начальной школе выделяется: обучение письму- 115 ч (23 учебные недели, 5 часов в неделю) и обучение чтению- 92 ч (23 учебные недели, 4 часа в неделю). Программа выполнена в полном объеме.

Содержание учебного предмета (курса)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.


Структура курса

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Обучение грамоте чтение

Обучение грамоте письмо

1

Добукварный период

16

20

2

Букварный период

60

75

3

Послебукварный период

16

20

Итого

92

115


Планируемые результаты обучения

Подготовительный период

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

 - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- обозначать гласные звуки буквами;

- рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу,  адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,

КоммуникативныеУУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной).

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

- выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов

Обучающийся познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

7. Правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Послебукварный период

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);

- сравнивать различные по жанру произведения;

- кратко характеризовать героев произведений,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- вырабатывать навыки грамотного письма.

- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.

- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.

- формировать навыки правописания гласных в корне слова.

- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.


Календарно- тематическое планирование

Обучение чтению

№ урока

Дата

Тема

Контроль

(со ссылкой на измерители)

Добукварныйпериод (16 ч)

1

4.09

« Азбука»-первая учебная книга

2

5.09

Речь устная и письменная. Предложение.

3

6.09

Слово и предложение.

4

7.09

Слог

5

11.09

Деление слов на слоги.

6

12.09

Ударение в словах.

7

13.09

Звуки в окружающем мире и в речи.

8

14.09

Слог -слияние

9

18.09

Гласные и согласные звуки.

10

19.09

Звуки и буквы.

11

20.09

Повторение и обобщение пройденного материала..

12

21.09

Гласные буквы

А, а, обозначающие гласный звук (а).

13

25.09

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук (о)

14

26.09

Гласные буквы И, и, обозначающие

гласный звук ( и )

15

27.09

Гласная буква ы, обозначающая гласный звук (ы)

16

28.09

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук ( у)

Букварный период (60 ч)

17

2.10

Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки (н), (н)

18

3.10

Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки (н), (н)

19

4.10

Буквы С, с, обозначающие согласные звуки (с),  (с).

20

5.10

Буквы К, к, обозначающие согласные звуки(к)

21

9.10

Буквы К, к,  обозначающие согласные звуки(к)

22

10.10

Буквы Т, т, обозначающие

согласные звуки (т ), (т )

23

11.10

Чтение слов, предложений с

буквами Т, т

24

12.10

Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л ), (л )

25

16.10

Чтение слов, предложений с буквами Л, л

26

17.10

Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р   )

27

18.10

Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р   )

28

19.10

Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в   )

29

23.10

Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в   )

30

24.10

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки  ( й э )        

31

25.10

Буква Е – показатель мягкости согласного звука.

32

26.10

Буквы П,п, обозначающие согласные звуки (п ),  ( п  )

33

7.11

Чтение текстов с буквами П, п.

34

8.11

Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м),   ( м)

35

9.11

Чтение текстов и слов с буквами М, м

36

13.11

Буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з),  (з )

37

14.11

Чтение слов, текстов с буквами З,з.

38

15.11

Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б )

939

16.11

Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б),   ( б ).

40

20.11

Буквы Д,д, обозначающие согласные

звуки (д), ( д )

41

21.11

Чтение слов с буквами Д, д.

42

22.11

Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки (йа)

43

23.11

Буква Я- показатель мягкости согласных звуков.

44

27.11

Чтение текстов. Повторение изученного.        

45

28.11

Буквы Г,г, обозначающие согласные звуки (г ),   ( г   )

46

29.11

Чтение предложений и текстов с буквами Г, г

47

30.11

Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук (ч ).

48

4.12

Звук (ч ). Чтение слов, предложений с буквой Ч.

49

5.12

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

50

6.12

Разделительный Ь.

51

7.12

Звук (ш), буквы Ш, ш.

52

11.12

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш.

53

12.12

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш.

54

13.12

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами

55

14.12

Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж).

56

18.12

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж.

57

19.12

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о).

58

20.12

Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков.

59

21.12

Звук (й), буква й

60

25.12

Звук (й), буква й

61

26.12

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х ).

62

27.12

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

63

28.12

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

64

10.01

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у).

65

11.01

Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.

66

15.01

Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук (ц)

67

16.01

Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц.

68

17.01

Звук (э), буквы э, Э.

69

18.01

Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

70

22.01

Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук

 (щ )

71

23.01

Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ.

72

25.01

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф ).

73

25.01

Чтение слогов и слов с буквой Ф

74

29.01

Знакомство с буквой Ъ.

75

30.01

Буквы Ъ и Ь знаки

76

31.01

Алфавит.

Послебукварный период – 16 (ч)

77

1.02

Как хорошо уметь читать. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

78

5.02

 Одна у человека мать; одна и Родина  К. Ушинский «Наше Отечество»

79

6.02

 История славянской азбуки.В. Крупин «Первоучители славянские»,

80

7.02

В. Крупин«Первый букварь»

81

8.02

А.С. Пушкин Сказки. Выставка книг.

82

19.02

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

83

20.02

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

84

21.02

К.И. Чуковский «Телефон»,

85

22.02

К.И. Чуковский

«Путаница». Небылица.

86

26.02

В.В. Бианки «Первая охота»

87

27.02

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

88

28.02

М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока» Знакомство с текстом описанием.

89

1.03

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. А.Барто, С.Михалков, В.Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов.

90

5.03

Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука.

91

6.03

Проект: « Живая азбука».

92

7.03

 Наши достижения.


Календарно- тематическое планирование

Обучение письму

№ урока

Дата

Тема

Контроль

(со ссылкой на измерители)

Добукварный период (20 ч)

1

1.09

 Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма

2

4.09

Рабочая строка. Наклонные прямые

3

5.09

Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные.

4

6.09

Полуовал. Линия с четвертным овалом.

5

7.09

Межсрочное пространство. Овал полуовал

6

8.09

Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу.

7

11.09

Большая и маленькая линия с закруглением внизу и вверху.

8

12.09

Овал. Полуовал.

9

13.09

Письмо элементов букв.

Маленькая и большая наклонная линия

10

14.09

Письмо элементов букв. Большая и маленькая  наклонная линия с закруглением вверху и внизу

11

15.09

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

12

18.09

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу

13

19.09

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов

14

20.09

Написание изученных элементов  букв Ударные и безударные гласные звуки.

15

21.09

Написание строчной и  заглавной  буквы А,а

16

22.09

Строчная и заглавная буквыО, о.

17

25.09

Написание изученных букв.

18

26.09

Строчная  и заглавная буква и,И

19

27.09

Строчная  буква ы.

20

28.09

Написание  строчной  и заглавной буквы Уу

Букварный период (75 ч)

21

29.09

Письмо изученных букв

22

2.10

Гласные и согласные звуки. Написание строчной буквы  н

23

3.10

Написание заглавной буквы Н.

24

4.10

Написание строчной и заглавной букв Сс.  Соотношение  предложения со схемой.

25

5.10

Написание строчной буквы  к. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль

26

6.10

Написание заглавной буквы К.

27

9.10

Письмо слов с изученными буквами

28

10.10

Написание строчной буквы т.

29

11.10

Написание заглавной буквы Т. Звонкие и глухие согласные.

30

12.10

Написание строчной буквы л.

31

13.10

Написание заглавной буквы Л.

32

16.10

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

33

17.10

Написание строчной буквы р.

34

18.10

Написание заглавной буквы Р.

35

19.10

Написание строчной буквы  в. Твёрдые и мягкие парные звуки.

36

20.10

Написание заглавной буквы В.

37

23.10

Запись предложений по вопросам. Приёмы правильного списывания с печатного текста.

38

24.10

Написание строчной буквы  е.  

39

25.10

Написание заглавной буквы Е. Признаки предметов.

40

26.10

Написание строчной буквы  п.

41

27.10

Написание заглавной буквы П.

42

7.11

Написание слов и предложений с изученными буквами

43

8.11

Написание строчной буквы  м.

44

9.11

Написание заглавной буквы М

45

10.11

Написание строчной буквы  з

46

13.11

Написание заглавной буквы З.

47

14.11

Написание слов и предложений с изученными буквами

48

15.11

Написание строчной буквы б.

49

16.11

Написание заглавной буквы Б.

50

17.11

 Написание строчной буквы  д.

51

20.11

Написание заглавной буквы Д.

52

21.11

Наблюдение  связей слов в предложении по числу.

53

22.11

Написание строчной буквы я.

54

23.11

Написание заглавной буквы Я.

55

24.11

Написание строчной и заглавной буквы  я, Я.  Алгоритм списывания с печатного текста.

56

27.11

Написание строчной буквы  г.

57

28.11

Написание слов и предложений с изученными буквами

58

29.11

Написание заглавной буквы Г

59

30.11

Написание строчной  буквы ч.          Алгоритм списывания с  письменного  шрифта.

60

1.12

Написание заглавной буквы Ч.

61

4.12

Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений.

62

5.12

Сочетания  ча – чу.

63

6.12

Написание буквы ь в конце слова и в середине

64

7.12

Написание строчной буквы ш

65

8.12

Написание заглавной буквы Ш

66

11.12

Написание слов с сочетанием ши.

67

12.12

Списывание слов и предложений с буквой ш.

68

13.12

Написание слов и предложений с изученными буквами.

69

14.12

Написание строчной буквы ж.

70

15.12

Написание заглавной буквы Ж.Написание слов с сочетаниями жи, ши.

71

18.12

Написание строчной буквы  ё.

72

19.12

Повторение и написание изученных букв и  сочетаний.

73

20.12

Написание заглавной буквы  Ё.

74

21.12

Написание  строчной буквы й.

75

22.12

Списывание слов и предложений с буквой  й.

76

25.12

Написание строчной буквы  х.

77

26.12

Написание слов и предложений с изученными буквами.

78

27.12

Написание заглавной буквы  Х.

79

28.12

Написание строчной и заглавной букв х Х

80

29.12

Написание строчной буквы  ю.

81

10.01

Написание заглавной буквы Ю.

82

11.01

Написание строчной ц.

83

12.01

Написание заглавной   буквы Ц.

84

15.01

Написание слов и предложений с изученными буквами.

85

16.01

Написание строчной буквы э.

86

17.01

Написание заглавной буквы Э.

87

18.01

Написание строчной буквы щ

88

19.01

Написание заглавной буквы Щ.

89

22.01

Написание слов  с изученными буквами

90

23.01

Написание строчной буквы ф.

91

24.01

Написание заглавной буквы Ф.

92

25.01

Написание буквы Ъ

93

26.01

Письмо букв ъ и ь знак

94

29.01

Написание слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста.

95

30.01

Алфавит. Написание слов и предложений с изученными буквами.

Послебукварный  период - 20 (ч)

96

31.01

Оформление предложений в тексте

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

97

1.02

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

98

2.02

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

99

5.02

Правописание сочетаний чк, чн, щн

100

6.02

Правописание сочетаний чк, чн, щн

101

7.02

Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения.

102

8.02

Заглавная буква в именах собственных.

103

9.02

Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

104

19.02

Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание  с печатного текста.

105

20.02

Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков

106

21.02

Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.

107

22.02

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

108

26.02

Правописание сочетаний жи-ши.

109

27.02

Правописание сочетаний ча-ща

110

28.02

Правописание сочетаний чу-щу

111

1.03

Алфавит и его значение.

112

2.03

 Нахождение случаев расхождения звукового и  буквенного состава слов.

113

5.03

Закрепление изученного.

114

6.03

Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста.

115

7.03

Слуховой диктант (15 мин)

К/р  по русскому языку  1 класс     часть 2

Автор: Крылова О. Н. Издательство:

«Экзамен»

Москва

2012 г

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

МБОУ Черкесская СОШ

от «  30  » августа 2017 г № 1

Руководитель МО:_________Мищенко Л.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________  Глущенко Т.Н.

«28» августа  2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс 7 вид "Школа России"

Программа для индивидуального обучения на дому. Расчитана на 66 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение....

Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа написана в соответствии с ФГОС. В учебно - тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся.  Программа к УМК "Школа России" 1 класс...

рабочая программа по обучению грамоте и письму 1 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапообучениюграмотеиобучениюписьму1клШколаРоссииФГОС...