урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Смаракова Елена Александровна

Урок русского языка

3 класс

Программа «Школа России»,

Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Программа «Школа России»,

Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Цель

Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

 Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Планируемые результаты (предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия и термины

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные ресурсы

  1. Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, издательство «Просвещение», 2013 год.
  2.  Рабочая тетрадь

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-задания для групповой работы  учащихся, индивидуальные карточки «дерево успеха».

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  -  А теперь  проверьте все ли у вас готово к уроку,  приготовились работать.

Какое  сегодня  число? Прочитаем  и  запишем  в  тетрадь.

_____________ ноября

Классная работа

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании (на доске)

Груз, мороз, арбуз, глаз.

 - Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

- Спишите с доски, продолжив закономерность сзс З зсз С сзс З

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.(на интерактивной доске)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

- Назовите слова с парными согласными на конце слова.

III. Проверка

домашнего

задания

Парная.

Словесный. Чтение

- Проверим домашнее задание. (учебник упр. 163 стр. 88). Вам нужно было составить предложения к рисунку и записать их в тетрадь, кто желает прочесть составленные предложения?

IV . Актуализация знаний

Фронтальная словесный

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл (на доске)

Землю согрело, не опоздай с посевом.

Разлитую воду не соберешь.

-Найдите слова с приставками, выпишите слова с приставками.

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

-  К доске пойдет (_____________)

- Запиши слова:

дом, домик, надомный, домовой

- Что мы можем сказать об этих словах?

(Это однокоренные слова)

- Выделим известные нам части слова (корень и окончание)

- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

- Какой возникает вопрос?

- Может кто-нибудь уже может сказать, как называется часть слова, которую мы не выделили? (Это суффикс)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

 (Тема урока – «Часть  слова – суффикс»)

-Какие цели мы поставим перед собой.

(Цель урока узнать, что такое суффикс, научиться его выделять и образовывать новые слова с его помощью)

V. Усвоение

новых знаний

и способов действий.

  1. Знакомство с признаками суффикса

Групповая. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

- Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на группы. Каждая группа получает карточки- задания :

1 группа: ЗОНТ , ЗОНТИК, ЗОНТИЩЕ;

2 группа: РОЗА  , РОЗОЧКА, РОЗОВЫЙ;

3 группа:  ДАЧА , ДАЧНИК, ДАЧНИЦА

-  Вспомним правила работы в группе:

- В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат

- Один говорит, другие слушают.

- Если не понял, переспроси.

- Своё несогласие высказывай вежливо.

- Итак, у каждой группы по три слова.  Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы (на интерактивной доске):

- Где находится суффикс?

- Для чего он служит?

- Итак, первая группа  - какие суффиксы вы выделили? (-ик, -ищ) Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие?

- Вторая группа, представьте свои суффиксы. (-чк-, -ов-).

- Третья группа ваши суффиксы.(-ник, -ниц-)

- Запишите слова своей группы и выделите в них суффикс.

2. Работа

с определением суффикса

Коллективная. Словесный, проблемный.

- Давайте попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы.

- Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? (Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное  лексическое значение в слово)

- Какое место занимает суффикс? (Суффикс стоит после корня)

- Для чего служит? (Служит для образования  слов)

- Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?». Хлопните в ладоши, если это так.

- Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования слов)

- Обратите внимание на написание термина «суффикс». Что опасного в этом слове? (удвоенный согласный ФФ)

- Давайте с вами определимся, как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом).

- Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90. Если мы были правы, хлопните в ладоши.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Коллективная. Практический

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

3. Выполнение упражнения в учебнике

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

 -Выполним упр. 167.  Прочитайте стихотворение, которое здесь написано.

- В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс   -ишк-, в слове лапки -к-)

-Спишите, выделите в именах существительных суффиксы.

VI. Закрепление знаний

и способов действий.

1.Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка

(рабочая тетрадь, упр. 115)

Фронтальная. Парная.

Словесный.

Письмо

 - Продолжаем работу. Выполним упражнение в рабочей тетради. Работать будем в паре. Итак,  пары есть, находим упр. 115 и выполняем его.

2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради

Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

- Прочитайте слова, при помощи суффиксов, образуйте от данных слов однокоренные, посмотрите на пример.

- Запишите получившиеся слова в столбик, выделите суффиксы.

При необходимости помогает

детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов.

VII. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный. Беседа

А сейчас с помощью «дерева успеха» оцените свою работу на уроке:

hello_html_m3f4140ba.pnghello_html_385a6165.jpg

(красный листочек- мне было все понятно, зеленый- немного не понял материал, желтый листочек- на уроке было трудно)

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 117)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

- Посмотрите на упражнение 117 стр. 47 в рабочей тетради, внимательно прочитайте задание к упражнению. Кому задание не понятно?