Урок-исследование по русскому языку "Текст" с использованием ИД 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цибина Елена Сергеевна
Урок – исследование. Тема исследования: «Текст» Проблема исследования: «Все ли группы предложений являются текстом?» Гипотезы (предположения): да или нет. Цель: проверить предположения. Задача: доказать верность гипотезы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc840.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

(с использованием ИД)

Урок – исследование.

Тема исследования: «Текст.»

Проблема исследования: «Все ли группы предложений являются текстом?»

Гипотезы (предположения): да или нет.

Цель: проверить предположения.

Задача: доказать верность гипотезы.

Как собрать информацию?

Методы исследования:

                                     

План исследования:

           

Тип урока: «Обобщение знаний о тексте.»

Цель: 1) формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и

              исследовательской деятельности учащихся;

          2) развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление;

          3) воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;

          4) воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

ХОД  УРОКА.

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

— повторение темы прошлого урока;

— описание ожиданий от урока.

3.  Актуализация знаний

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

____________________________________________________________________________

1. Организационный момент

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

-  Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам  будет трудно, я вам помогу.

- Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.  

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Прочитайте стихотворение: (слайд 1)

                                                           

- Значения каких слов вам не понятны? (слайд 2)

                                                               

(гиперссылки на стр. Интернета)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое. Мы будем исследовать это предложение.)

- Исследуйте предложение и объясните орфограммы.

 Минутка чистописания.

- Собери словечко и узнай задание. Слайд 3.

                                       

Ч  ч

чудо  чудесный  чудить    чудак

- Как называются слова, записанные на доске? (однокоренные)

- Выделите корень. (один ученик работает у доски)

- Как вы думаете, почему именно это слово мы сегодня писали? Как оно может быть связано с нашим уроком? (На уроке нас будут ждать чудеса.)

- А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов: (слайд 4)

                                               

Звуки, слоги, слова, предложение.

- В этой цепочке не хватает одного слова. Расшифруйте, какого, а для этого вспомните алфавит.

20, 6, 12, 9, 20.

Т    Е   К  С  Т     (Слайд 5.)

- Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Текст.) Слайд 7.

                                   

- Рассмотрите, какие методы исследования могут быть и составьте план исследования. Слайд 8.

                                       

- Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет (работа по группам).

   Слайд 9.

  1. Енот – живой и весёлый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.

  1. Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу.

  1. Ребята в кустах поймали ёжика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа!

  1. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!

3.  Актуализация знаний

- Ребята, а сейчас откройте учебник  стр. 102 упр. 192. Слайд 10.

- Прочитайте группу предложений.

- Можно ли их  назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)

- Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.

- Какой заголовок больше подходит? Почему?

1) Сборы на прогулку.

2) Мишкина хитрость.

- Сколько частей можно выделить в тексте? (3)

- Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)

- Что такое абзац?

- Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)

- Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)

- Кто является участниками речи? (Мама и Мишка)

- Как называется такой разговор? (Диалог)

- Чем отличается диалог от монолога? Слайд 11.

                                                     

- Прочитайте текст по ролям.

Озаглавливание текстов. (Работа по группам.)

- Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст. Слайд 12.

ПАМЯТКА.

  • Прочитай внимательно текст.
  • Определи, о ком или о чём говорится в тексте.
  • Прочитай текст ещё раз.
  • Подбери короткий и понятный заголовок.

1 текст

    В саду Петя нашёл маленького щенка. Щенок замёрз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принёс домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

 - Как озаглавили текст?

- Какими критериями руководствовались, выбирая название?

2 текст

    День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

- Чем похожи эти тексты?

- Как поступили дети?

- Как бы вы поступили?

- Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов. Слайд 13.

                                 

- Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.

Редактирование деформированного текста.

Коллективная работа

- Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет? Слайд 14.

________________________________________________________________________________________

    3)Снежная баба улыбнулась ребятам.

    2)Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.

    1)Дети во дворе лепили снежную бабу.

_________________________________________________________________________________________

- О чем этот текст? Определите тему.

- Придумай те название. (Снежная баба.)

- На сколько частей разделён текст?

- Прочитайте начало, основную часть, концовку.

- Найдите опорные слова.

Самостоятельная работа по группам.

(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)

- Предложения перепутаны. Восстановите текст.

1 группа

    Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

2 группа

   Отец похвалил его за правду. Пришёл отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.

3 группа

   Сорока улетела. Красивая, в чёрной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пёс Снежок. Он звонко залаял. На берёзу села сорока.

4 группа

   Дети полили её водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?

1 группа

   Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода. Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.  У грачонка отросли крылья, и он улетел.

3 группа

   На берёзу села сорока. Красивая, в чёрной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пёс Снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

2 группа

   Мальчик разбил дорогую чашку. Пришёл отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Отец похвалил его за правду.

4 группа

   Ребята вышли во двор. Что делать? Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Дети полили её водой.

4. Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

- Ребята, давайте подведём итог нашего урока.

- Все ли группы предложений являются текстом?

- Какими признаками должен обладать текст? Слайд 15.

                 

- Что такое текст? Основные признаки текста (гиперссылка на стр. Интернета). Слайд 16.

                                 

- Выполнение теста. Слайд 16.

- Взаимопроверка работ.

Рефлексия.  Слайд 17.

                                   

                                                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс

Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...