Поурочные разработки уроков по русскому языку в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Андреева Ольга Леонидовна

Поурочные планы по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1
ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ

Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.

Ход урока

I. Чистописание.

/////..иии

а о // ю ы // э е // е ё // а о //

Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.

– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.

Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.

II. Повторение изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)

– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)

– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?

Учитель пишет на доске ответы учащихся.

Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.

– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.

На доске записана схема:

Звуки

[à]

[î]

[и]

[ы]

[y]

[э]

Буквы

а    я

о    ё

и

ы

у    ю

е    э

– Какими буквами может обозначаться [а]?

– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?

– Какой звук имеет буква ы (э, у)?

– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?

– Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)

– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).

Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.

Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.

2. Звуки речи – «гости» урока.

Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг,

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… – змеиный слышен свист.

Шшш… – шуршит опавший лист.

Жжж… – шмели в саду жужжат.

Ррр… – моторы тарахтят.

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях  между  ними  есть  полное  соответствие,  а  в  других – полная  неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются.  Одна,  например,  буква  «Б»  трудится  в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?

Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].

Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?

3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.

На доске написано слово поля́.

Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)

На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.

[атхот], [атгадат’], [патшутит’]

Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)

4. Артикуляционная гимнастика.

Учитель. Произнесите 5–7 раз скороговорку.

Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.

 Физкультминутка

Ванька, встань-ка!

(Учащиеся встают на носки и возвращаются

в исходное положение.)

Ванька, встань-ка!

(Повторяют это же движение.)

Приседай-ка, приседай-ка!

(Приседают, опять встают на носки, приседают.)

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

(Садятся обратно на стулья.)

5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

На доске записаны слова.

Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.

Задание: распределите слова по группам. Проблема!

1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля.

2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк.

3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка.

Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством.

6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).

Задание: запишите транскрипцию двух пар.

лес – [л’эс]   –   лез – [л’эс]

грусть – [груст’]   –   груздь – [груст’]

– Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)

III. Итог урока.

– Что изучает фонетика?

– Почему нужно изучать фонетику?

– Что мы повторили сегодня на уроке?

– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?

– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?

Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс.

Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....

Разработка урока по русскому языку 4 класс

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Разработка урока по русскому языку 1 класс

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...