Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_rus._yazyka.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Познакомимся с правописанием глаголов, оканчивающихся на тся, ться: научиться задавать вопросы к глаголам.
- Развивать умение самостоятельно находить в ловах изучаемую орфограмму.
Встали ровно. Показали мне свои красивые глазки. Улыбнулись друг другу. Для того,чтобы четко, правильно говорить, предлагаю дыхательную гимнастику. Делаем глубокий вдох. На выдохе – произносим звуки. Назовите слова, нарисованные на листочках. Попрошу выйти Гистам и записать три любые из названых детьми слов.
Что вы можете сказать об этих словах? На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся? Спасибо. Мы с вами повторили правописание этих существительных. Какую тему мы с вами учили на прошлом уроке? ( возвратные глаголы). Откройте папки. Давайте повторим.
Наработки глагол + ся, сь, возвратные глаголы
- Обозначают действие, совершаемое обычно по отношению к самому себе: застегиваться.
- Действие, направленное кем-то друг на друга: ругаться.
- Действие для себя: собираться.
- Соприкосновение человека с каким – то предметом: споткнуться.
- Свойство отдельных существ: кусаться.
- Эмоции или состояние человека: веселиться.
- Суффиксы ся, сь.
Итак, о каких глаголах мы говорили? ( возвратных глаголах)
Вывешиваю в тему урока.
С помощью слухового диктанта определим тему урока и проверим, как вы умеете давать характеристику звукам.
1 ГРУППА – глухие согласные.
Спасибо за работу.
- Я вам скажу по секрету, что в одних словах нужно писать ЦА, в других ТСЯ, в третьих – ТЬСЯ. Ребята в этих ( водица, птица, синица), вы не допустим ошибку, сделайте вывод: ( у сущ. Пишется ЦА)
- Какие перед нами возникли затруднения? Где были ошибки?
- Какая перед нами ошибки?
- Какая перед нами цель?
- При каких условиях мы добьемся нашей цели?
- Где пригодятся нам наши знания?
Ребята, давайте посмотрим на словарные слова на доске.
Чем они отличаются?
ВЫВОД НА ПРАВИЛО.
Послушайте четверостишие.
Сколько раз услышите одинаковое произношение слога [ца] в словах, столько раз и присядьте.
Солнце садит+ся, струит+ся води+ца
Птиц+а сини+ца в водицу глядит+ся
Чистой водицы решила напи+ться
Птиц+а синиц+а, что в воду глядится. 10 раз
Сделаем самопроверку.
Солнце сади ца, струи ца води ца, птиц а сини ца в водицу гляди ца. Чистой водицы решила напи ца птиц а сини ца, что в воду гляди ца.
Вывод: 10 раз.
ГРУППА 1
К данным фразеологизмам подберите возвратный глагол 1 спряжения. Объясните значение любого фразеологизма.
- Быть в восторге
- Возносить до небес.
- Таять от восхищения
- Безуметь от восторга.
Слева для справок:
Знакомиться, извиниться, восторгаться.
ГРУППА 2
Найдите возвратный глагол, в котором все согласные обозначают мягкий согласный звук.
Слова для справок: надеяться, колебаться, маяться.
Задание для 3 ГРУППЫ
Найдите возвратный глагол по описанию:
1). Приставка, как в слове ИЗБИТЬ
2). Корень, как в слове ВИНА
3). Суффиксы, как в слове ЗНАКОМИТЬСЯ.
Слова для справок: загораться избегать, извиниться, интересоваться.
Задание для 4 ГРУППЫ.
ВЫБРАТЬ словарное слово по следующим морфологическим признакам:
- ….. – гл.; что делает? Действие.
- Н.Ф. - …
- ПОСТ. ПРИЗН.: несов., вид., 1 спряжение.
- НЕПОСТ. ПРИЗН: НАСТ. ВР., в ед.ч. в 3-м лице.
- В предложении является сказуемым.
Слова для справок:надеяться, казаться, соревнуется, карабкаться.
Задание для 5 ГРУППЫ
Найдите слово, состав которого соответствует схеме
Старается, колышутся, столица, раздражается.
На доске находятся рисунки, на которых записаны словарные слова. Давайте мы поработаем с вами над словарными словами. И запишем их в тетради:
ВОСТОРГАТЬСЯ, МЕНЯТЬСЯ, ИЗВИНЯТЬСЯ, СОРЕВНУЕТСЯ, СТОЛИЦА.
Работа по алгоритму ( открыли с алгоритмами):
1). Прочитай слово по слогам;
2). Поставь ударные;
3). Подчеркни орфограммы ( ошибкоопасные места).
Свойство отдельных эмоции или состояние обозначают действие
Существ кусаться, человека веселиться, совершаемое обычно по
Бодаться, бояться, сердиться отношению к самому себе
Царапаться. Застегиваться,стесняться
ВОЗВРАТНЫЕ
СЯ ГЛАГОЛЫ СЬ
Соприкосновение действие для себя: действие,
Человека с каким-то собираться, направленное
Предметом прибираться кем-то друг на друга
Споткнуться, ругаться,
Держаться, обниматься.
Столкнуться
Давайте откроем тетради по морфологическим работам.
1 вариант.
Выполняет
Морфологический разбор слова ВОСТОРГАТЬСЯ.
2 вариант.
Выполняет
Морфологический разбор слова СТАРАЕТСЯ.
Что объединяет эти слова?
На какой вопрос они отвечают?
В какой форме стоят?
Давайте отличия запишем вверху, над словами.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА
1 столбика
Одеваться
Стучаться
Промчаться
Что их обьединяет? ( глаголы)
На какой вопрос они отвечают ?
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА
2 столбика
Одевается
Стучится
Промчится
Что их объединяет? ( глаголы)
На какой вопрос они отвечают? ( 3 л. Ед. ч. Нас. И буд. Вр.)
Сделаем вывод № 1 по вопросу
Если вопрос --------------- , то у глагола пишеться ться.
Если вопрос --------------- , то у глагола пишется тся.
Давайте проведем мини – исследование. Что общего у данных слов? ( глаголы, возвратные глаголы)
Стараеться старатся
Теплиться , теплится
Учиться учится
В какой форме стоят глаголы в пером столбике ? (Н,Ф)
В какой форме стоят глаголы во втором столбике? ( 3 л., ед. ч., наст. Вр.).
Составьте ТОНКИЙ и ТОЛСТЫЙ вопрос к этому заданию.
Сделаем вывод №2: по форме слова:
У глаголов в -------------- Пишется тся
У глаголов в -------------- пишется ться
Предлагаю сделать КЛАСТЕР.
Правописание тся, ться В возвратных глаголах |
По форме слова По вопросу
↓ ↓ ↓ ↓
Неопределенная 3 лицо что делать? Что делают?
Форма что сделать? Что делает?
↓ ↓ что сделает?
ться тся что сделают?
↓ ↓
ться
Ребята, вы у меня – ПРОФЕССОРЫ.
А как и где проверить, правильно ли мы провели исследование, сделали два вывода, составили КЛАСТЕР?
Правильно, в учебнике.
Давайте мы прочитаем правило.
Сигнальной карточкой зеленого цвета покажет правильность выполнения нашей работы.
Сейчас с помощью игры « Куб» мы определим задания для групп.
1 ГРУППА – возле доски составить АЛГОРИТМ « Правописание тся, ться»
1). Найдите глагол
2). Поставить вопрос к глаголу.
3). Определить форму глагола.
4). Правильно написать слово.
2 ГРУППА – вставить мягкий знак, где нужно.
Объяснить значение любого фразеологизма.
БЛЕНЫ ОБЪЕСТ…СЯ
ВЕРТЕТ… СЯ КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ
ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ РОДИТ…СЯ
ПРОВАЛИТ … СЯ СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ.
3 ГРУППА - вставить в предложения ( с рисунками),
Нужные карточки.
1). Если я опоздаю к обеду, бабушка будет … .
2). Собака … и рычит на кошку.
3). Катя … на одни пятерки.
4). Мне очень нравится … в школе.
5). Я больше никогда ни с кем не буду ….. .
6). Вася часто …. с одноклассниками .
Сердиться, сердится, учится, учиться, ссориться, ссорится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"
Конспект урока+ презентация по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)
Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...