Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Медведева Наталья Владимировна

Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_rus._yazyka.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Познакомимся с правописанием глаголов, оканчивающихся на тся, ться: научиться задавать вопросы к глаголам.

  • Развивать умение самостоятельно находить в ловах изучаемую орфограмму.

Встали ровно. Показали мне свои красивые глазки. Улыбнулись друг другу. Для того,чтобы четко, правильно говорить, предлагаю дыхательную гимнастику. Делаем глубокий вдох. На выдохе – произносим звуки. Назовите слова, нарисованные на листочках. Попрошу выйти Гистам и записать три любые из названых детьми слов.

  Что вы можете сказать об этих словах? На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся? Спасибо. Мы с вами повторили правописание этих существительных. Какую тему мы с вами учили на прошлом уроке? ( возвратные глаголы). Откройте папки. Давайте повторим.

Наработки глагол + ся, сь, возвратные глаголы

  • Обозначают действие, совершаемое обычно по отношению к самому себе: застегиваться.
  • Действие, направленное кем-то друг на друга: ругаться.
  • Действие для себя: собираться.
  • Соприкосновение человека с каким – то предметом: споткнуться.
  • Свойство отдельных существ: кусаться.
  • Эмоции или состояние человека: веселиться.
  • Суффиксы ся, сь.

Итак, о каких глаголах мы говорили? ( возвратных глаголах)  

Вывешиваю в тему урока.

С помощью слухового диктанта определим тему урока и проверим, как вы умеете давать характеристику звукам.

  1 ГРУППА – глухие согласные.

Спасибо за работу.

  • Я вам скажу по секрету, что в одних словах нужно писать ЦА, в других ТСЯ, в третьих – ТЬСЯ. Ребята в этих ( водица, птица, синица), вы не допустим ошибку, сделайте вывод: ( у сущ. Пишется ЦА)
  • Какие перед нами возникли затруднения? Где были ошибки?
  • Какая перед нами ошибки?
  • Какая перед нами цель?
  • При каких условиях мы добьемся нашей цели?
  • Где пригодятся нам наши знания?

Ребята, давайте посмотрим на словарные слова на доске.

Чем они отличаются?

ВЫВОД НА ПРАВИЛО.

Послушайте четверостишие.

Сколько раз услышите одинаковое произношение слога [ца] в словах, столько раз и присядьте.

 Солнце садит+ся, струит+ся води+ца

Птиц+а сини+ца в водицу глядит+ся

Чистой водицы решила напи+ться

Птиц+а  синиц+а, что в воду глядится. 10 раз

Сделаем самопроверку.

Солнце сади ца, струи ца води ца, птиц а сини ца в водицу гляди ца. Чистой водицы решила напи ца птиц а сини ца, что в воду гляди ца.

Вывод: 10 раз.

                                     ГРУППА 1

К данным фразеологизмам подберите возвратный глагол 1 спряжения. Объясните значение любого фразеологизма.

  • Быть в восторге
  • Возносить до небес.
  • Таять от восхищения
  • Безуметь от восторга.

Слева для справок:

Знакомиться, извиниться, восторгаться.

                               ГРУППА 2

Найдите возвратный глагол, в котором все согласные обозначают мягкий согласный звук.

Слова для справок: надеяться, колебаться, маяться.

                        Задание для 3 ГРУППЫ

Найдите возвратный глагол по описанию:

1).  Приставка, как в слове ИЗБИТЬ

2). Корень, как в слове ВИНА

3). Суффиксы, как в слове ЗНАКОМИТЬСЯ.

Слова для справок: загораться избегать, извиниться, интересоваться.

                        Задание для 4 ГРУППЫ.

ВЫБРАТЬ словарное слово по следующим морфологическим признакам:

  1. ….. – гл.; что делает? Действие.
  2. Н.Ф. - …
  3. ПОСТ. ПРИЗН.: несов., вид., 1 спряжение.
  4. НЕПОСТ. ПРИЗН: НАСТ. ВР., в ед.ч. в 3-м лице.
  5. В предложении является сказуемым.

Слова для справок:надеяться, казаться, соревнуется, карабкаться.

         Задание для 5 ГРУППЫ

Найдите слово, состав которого соответствует схеме

Старается, колышутся, столица, раздражается.

На доске находятся рисунки, на которых записаны словарные слова. Давайте мы поработаем с вами над словарными словами. И запишем их в тетради:

ВОСТОРГАТЬСЯ, МЕНЯТЬСЯ, ИЗВИНЯТЬСЯ, СОРЕВНУЕТСЯ, СТОЛИЦА.

       Работа по алгоритму ( открыли с алгоритмами):

1). Прочитай слово по слогам;

2). Поставь ударные;

3). Подчеркни  орфограммы ( ошибкоопасные места).

Свойство отдельных                      эмоции или состояние            обозначают действие

Существ кусаться,                           человека веселиться,              совершаемое обычно по

Бодаться,                                           бояться, сердиться                  отношению к самому себе

Царапаться.                                                                                            Застегиваться,стесняться

     

                                                             ВОЗВРАТНЫЕ

  СЯ                                                            ГЛАГОЛЫ                                             СЬ

Соприкосновение                                       действие для себя:             действие,

Человека с каким-то                                   собираться,                          направленное

Предметом                                                   прибираться                    кем-то друг на друга

Споткнуться,                                                                                                     ругаться,

Держаться,                                                                                                       обниматься.

Столкнуться

Давайте откроем тетради по морфологическим работам.

1 вариант.

Выполняет

Морфологический разбор слова ВОСТОРГАТЬСЯ.

2 вариант.

Выполняет

Морфологический разбор слова СТАРАЕТСЯ.

Что объединяет эти слова?

На какой вопрос они отвечают?

В какой форме стоят?

Давайте отличия запишем вверху, над словами.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

ПРОЧИТАЙТЕ  СЛОВА

1 столбика

Одеваться

Стучаться

Промчаться

Что их обьединяет? ( глаголы)

На какой вопрос они отвечают ?

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА

2 столбика

Одевается

Стучится  

Промчится

Что их объединяет? ( глаголы)

На какой вопрос они отвечают? ( 3 л. Ед. ч. Нас. И буд. Вр.)

Сделаем вывод № 1  по вопросу

Если вопрос  --------------- , то у глагола пишеться    ться.

Если вопрос  --------------- ,  то у глагола пишется                  тся.

Давайте проведем мини – исследование. Что общего у данных слов? ( глаголы, возвратные глаголы)

Стараеться                                    старатся

Теплиться ,                                   теплится

Учиться                                          учится

В какой форме стоят глаголы в пером столбике ? (Н,Ф)

В какой форме стоят глаголы во втором столбике? ( 3 л., ед. ч., наст. Вр.).

Составьте ТОНКИЙ  и ТОЛСТЫЙ вопрос к этому заданию.

Сделаем вывод №2: по форме слова:

У глаголов в  --------------  Пишется тся

У глаголов в  --------------  пишется ться

Предлагаю сделать КЛАСТЕР.

Правописание тся, ться

В возвратных глаголах

         

                                             

                 По форме слова                                                                     По вопросу          

            ↓                             ↓                                                        ↓                                                   ↓

Неопределенная          3 лицо                                   что делать?                                 Что делают?

Форма                                                                             что сделать?                                Что делает?

     ↓                                    ↓                                                                                                что сделает?

ться                                      тся                                                                                              что сделают?

                                                                                                ↓                                                     ↓

                                                                                               ться                                                

Ребята, вы у меня – ПРОФЕССОРЫ.

А как и где проверить, правильно ли мы провели исследование, сделали два вывода, составили КЛАСТЕР?

Правильно, в учебнике.

Давайте мы прочитаем правило.

Сигнальной карточкой зеленого цвета покажет правильность выполнения нашей работы.

           Сейчас с помощью игры « Куб» мы определим задания для групп.

1 ГРУППА – возле доски  составить АЛГОРИТМ  « Правописание тся, ться» 

    1). Найдите глагол

    2). Поставить вопрос к глаголу.

   3). Определить форму глагола.

   4). Правильно написать слово.

2 ГРУППА – вставить мягкий знак, где нужно.

Объяснить значение любого фразеологизма.

БЛЕНЫ ОБЪЕСТ…СЯ

ВЕРТЕТ… СЯ КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ

ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ РОДИТ…СЯ

ПРОВАЛИТ … СЯ СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ.

3 ГРУППА -  вставить в предложения ( с рисунками),

Нужные карточки.

1). Если я опоздаю к  обеду, бабушка будет … .

2). Собака  …   и рычит на кошку.

3). Катя  … на одни пятерки.

4). Мне очень нравится …  в  школе.

5). Я больше никогда ни с кем не буду ….. .

6). Вася часто ….   с одноклассниками  .

Сердиться,          сердится,               учится,                учиться,       ссориться,     ссорится.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)

Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...