Открытый урок по русскому языку. Тема " Путешествие в страну языкознания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Алексеева Лилия Хамагановна

Открытый урок по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну языкознания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученным частям речи.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • проверить прочность усвоения темы “Части речи”, умение употреблять их в речи;
  • расширить знания учащихся о лексическом значении имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
  • обогатить словарных запас детей новыми словами, фразеологическими оборотами;
  • закрепить орфографические навыки правописания изученных правил.

2. Развивающие:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы как нравственных начал человека;
  • формирование культуры учебного труда и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/02.jpg

Сегодня мы с вами совершим путешествие по большой стране “Языкознание”.

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/03.jpg

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/04.jpg

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/06.jpg

И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что–то новое. Я надеюсь, и сегодня мы с вами узнаем, что-то новое и повторим раннее изученное. Итак, в путь.

Обратите внимание на карту нашего пути.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/05.jpg

1. Начнём наше путешествие с королевства фонетики.

- Что такое фонетика? (слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/07.jpg

а) Что мы видим?

– Чем звук отличается от буквы? Распределите на группы? По какому признаку?

Гласные – (обозначающие твёрдость и мягкость),:

Согласные – (твёрдые и мягкие, парные и непарные)

б) Составьте из букв слово (замок) Что нужно сделать, чтобы получилось слово с другим значением? (поставить в другое место ударение).

в) Какие знания необходимы, чтобы не допустить ошибку в фонетическом разборе слова? ( 2 звука– на первом месте, после гласной, после ь)

Яша – (собственное) – 3 буквы, 4 звука, 2 слога, не переносится.

На пути мы будем встречать проблемы, которые нужно решить. Вот и первая проблема: узнать слово, используя знания.

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/08.jpg

Проверка (слайд) слово – лиса.

Вывод: ребята, так какие нужны знания в этом разделе….( о звуках, буквах, слоге и роли ударения.)

2. Продолжаем наше путешествие и следующая остановка в царстве словообразования.

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/10.jpg

Что же такое словообразование?

Что входит в состав слова? Из чего состоит основа?

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/11.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/12.jpg

Как называются слова, которые имеют общий корень? (однокоренные)

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/13.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/14.jpg

Вывод: для чего нужны знания науки словообразования?

3.А мы продолжаем наше путешествие, и ждёт нас наука….(морфология и синтаксис)

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/15.jpg

Что они изучают? Какие части речи мы изучили?

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/16.jpg

Что вы знаете о имени существительном?

Постоянные признаки:( собственное или нарицательное, одуш. или неодуш., род, склонение,

Непостоянные: (падеж, число.) В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

(6 слайдов)

Проведём блиц – опрос:

Вывод: как называется наука, изучающая части речи?

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/23.jpg

Что заметили интересного в этих словах? Что их объединяет? (качества, присущие человеку, а также, что эти слова относятся к одной части речи – существительное)

Что ещё заметили? (прилагательное) Образуйте от этих слов – прил.

Что вы знаете о прилагательном? Что можно определить (падеж, число, род в ед. ч) По чём это можно определить?

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/24.jpg

Определить падеж у прилагательных:

У ближнего озера, ( Р.п.), в тёплый день, ( В.п.), по морскому берегу, (Д.п.), с голубого неба,( Р.п.), под проливным дождём.( Т.п.).

Вывод: Что нужно знать для того, чтобы правильно написать окончания прилагательных? ( уметь задавать вопросы, определять род и падеж)

(3 слайда) гимнастика для глаз

Физкультминутка

“Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны
Все к упражнению готовы?
1, 2, 3, 4, 5.
Вместе будем мы шагать
Тихо все на месте сядем
И закроем глазки
Вспомним все, что повторяли,
Без моей подсказки.

4. Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

Какая часть речи можно поставить на второе место?

Что вы знаете о глаголе? Постоянные признаки: ( вид, спряжение) Непостоянные (число, время, лицо, род– у прош.вр.)

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/28.jpg

– Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение:

Смотр.т,(2) брызн.т,(1) утон.т,(1) посад.м, (2)

пиш.шь,(1) вид.ть-(2) искл.

Глаголы-исключения: (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, их на – Е спрягать нельзя)

– Морфологический разбор слов:

Выпишите слово, у которого можно определить род.

Срубил – глаг., срубить, соверш.вид, 2 спряж., ед.ч., прош.вр., 3л ицо, м.р.

Пишу – глаг., писать, несов.вид, 1 спр., ед.ч., наст.вр., 1 лицо.

Нарисуешь – глаг., рисовать, соверш.вид, 2 спр., ед.ч., буд.вр., , 2 лицо.

Как пишется не с глаголами? (без не не употребляются– ненавидеть, неволить)

Вывод: наука, изучающая части речи называется – морфология.

Для чего нужно знать?

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/29.jpg

Что изучает синтаксис? Какие знания нужны, чтобы написать правильно предложения?

– Подчеркните члены предложения и определите части речи:

Солнце высоко стояло на чистом небе.
Мы знаем красивое местечко в лесу.

Какие части речи, которые встретили, в предложении мы изучали?

(наречие, предлог).

Что мы знаем о наречии? От каких частей речи можно образовать наречие?

Как пишутся предлоги со словами? Как определить, что это предлог?

Вывод: нужны знания, чтобы посещать это царство?

(слайд)

Немаловажную роль играет дворец пунктуации. Какие знания здесь необходимы? Чтобы правильно и без ошибки написать предложения и расставить знаки препинания.

Проверка – (слайд)

Ребята, а что такое – антонимы? Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Творческая работа: составить простое предложение. И сложное.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/30.jpg

А синонимы? Слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

Раздел, который изучает словарный состав языка – лексика.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/31.jpg

Белый – чёрный, кривой – прямой, грустный – весёлый.

Смелость – храбрость, боязливость – трусость, работает – трудится

А сейчас я проверю, какие вы внимательные.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/32.jpg

Проверка (слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/33.jpg

Продолжаю наблюдать. По какому признаку объединены слова в строке?

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/34.jpg

1 строка – написание мягкого знака после шипящих.
2 строка – звонкая и глухая согласная в корне слова и на конце.
3 строка – безударная гласная в корне слова.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/35.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/36.jpg

1 а) – редиска; б) лук; в) – капуста; г) репа; д) – мак.
2. а) отара – овец, б) стадо – коров, г) стая – волков, д) свора – собак.

В – ?

(слайд)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/37.jpg

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610183/39.jpg

За полные ответы, за активное участие, за знания, я хочу подарить вам медальки “Знатоков русского 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Конспект открытого мероприятия по русскому языку «Волшебное путешествие в страну ошибок»!

Конспект открытого мероприятия по русскому языку «Волшебное путешествие в страну ошибок»! Тема учебного занятия: Праздник русского языка «Волшебное путешествие в страну ошибок&r...