Урок русского языка "Имя существительное"
материал по русскому языку (3 класс)

Бостанова Фатима Казиевна

Урок русского языка "Имя существительное" (закреапление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

(закрепление)

              Урок русского языка        

        (3 класс)        

        

 Тема урока: «Имя существительное»

                Ф

      Учитель Бостанова Фатима Казиевна

        

Русский язык - 3 класс

Тип урока: Урок - путешествие.

Тема: Закрепление по теме «Имя существительное».

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи:

  • формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;
  • развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;
  • осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки, сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  • Доброе утро, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.

  1. Актуализация знаний (Фронтальный опрос - 5 мин). Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать

нам будет верный друг- помощник Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и собирает детали снеговика)

  1. Что обозначает имя существительное?
  2. Па какие вопросы отвечает существительное?
  3. Как изменяются существительные?
  4. С какой частью речи в предложении согласуется имя сущеcmвительное?
  5. Как определить род существительного?

  1. Какое из однокоренных слов является именем

существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

  1. Закрепление пройденного.
  1. я        остановка - Чистописание (2 мин)

Г        г

Ег иг гр ге гу снег

  • Дайте характеристику [г], (еогл., тв., зв., пар.)
  1. я        остановка — Построй-ка (Словарная работа 3 мин) Задание-, построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

за...н        а        о

м...роз        я        е

а

р...бота        о        и

ф... враль

п ... лыо        е

о

  • Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?
  • Найдите слово, которое отвечает па вопрос кто? На какой вопрос отвечает слово февраль?

3 - я остановка - Распредели - ка (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

Ед. ч.        Мн.        ч.

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.

Проверка (с помощью сигнальных карточек).

  • Найдите сущ. отвечающие па вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник?

Какой был праздник 15 февраля? (20 — тилетие вывода войск из Афганистана)

Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины - афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)

4-я остановка - Отдыхай-ка (фнзминутка)

Задание: если я произнесу сущ. м.р. - надо присесть, ж.р. подпрыгнуть, ср.р. - развести руки в стороны. М-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.

5 - я остановка - Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 - сам. раб).

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

Взаимопроверка.

6-я остановка - Образуй-ка

Задание: у данных существительных образуйте однокоренные существительные, которые отвечают па вопрос кто?

Разберите слова по составу.

Лыжи - ..., грибы - ..., победа - победитель, строить - ..., футбол - футболист, баян - ... .

(1 ученик работает на закрытой части доски) \ 1роверка.

1-я остановка - Пернатые друзья

  • Каких птиц вы видите около кормушки?
  • Какая это часть речи? 11а какой вопрос отвечают эти имена сущ.? Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?
  • У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете? У нас тоже в школьном полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ?

Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».

Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, пи крошки.

И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей...

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

Л то и манной кашки ...

И оживут бедняжки!

11о небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

К. Мухаммади.

  1. Итог урока.
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Как изменяется существительное?
  • Сколько имеет родов?

Оценки.

Д/з Написать сочинение «11аша помощь ветеранам».

Упр.37 с. 66,

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р.

М. р.

Ж.р.

озеро

след

молоко

ведро

кустик

утка

молоток

небо

корова

солнце

пальто

Жучка

фасоль

конь

карта

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто.

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их род.

i

Карточка 1

Спишите. Подчеркните существительные.

На сосне и па берёзе - бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне Эту пряжу на берёзе и сосне.

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Берег - ... .        Окно

Воробей-....        Кости-....

Поезд-... .        Сани-....

Карточка 3.

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик - ученица, медведица - ..., волк -..., зайчиха - ..., лётчик ..., подруга

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.

Карточка 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Урок русского языка "Существительные первого склонения"

Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...