Урок русского языка в 3 классе по теме : " Личные местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в з классе по теме " Личные местоимения". УМК " Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnye_mestoimeniya.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Личные местоимения.
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
1.вспомнить, что такое местоимение, роль местоимений в речи;
2.познакомить с личными местоимениями; узнать почему их называют личными;
3.составить таблицу личных местоимений;
Ход урока
I. Организация начала урока.
Запишите число, классная работа.
II. Словарная работа
- Внимательно прочитайте предложения на листочках. Выпишите из них повторяющиеся слова
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
берёзы - (они)
ученик - (он)
девочка - (она)
путешествие - (оно) мы
- Поставить ударение, назвать все орфограммы. ( Самооценка)
- Что общего между этими словами? (Они все словарные)
- Какое слово лишнее? Почему? ( берёзы- мн.ч. Путешествие- 5 слогов)
III. Актуализация знаний.
-Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Подумайте, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
-Какие еще местоимения встретили в предложениях?
-Какие слова они заменили?
-Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?
- Что такое местоимение?
(Местоимение- часть речи, которая только указывает на предмет, но не называет его. )
IV. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока.
- Вы показали, что знаете, что такое местоимение, поэтому я прошу вас заполнить таблицу. (У детей карточки с таблицей)
Личные местоимения
| Ед. число | Мн. число |
1 лицо |
|
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
- Почему Вы не заполняете?( Не знаем)
- Какие вопросы у Вас возникают? ( Какие местоимения называются личными? Что такое 1 лицо..)
-Определите тему урока ( Личные местоимения)
- Какую цель мы поставим на урок?
( Познакомиться с личными местоимениями )
Давайте попробуем по шагам определить, что мы будем делать на уроке, чтобы достичь цели.
Задачи.
1.Вспомнить, что такое местоимение и их роль в речи.
2.Узнать какие местоимения и почему называются личными.
3.Составить таблицу личных местоимений.
V.Работа над новой темой.
-Зачем нам нужно изучать личные местоимения? ( Чтобы быть грамотными, чтобы избегать повторов).
- Что такое местоимение?
- Какие местоимения указывают на того, кто говорит? ( Я, мы)
- Какие местоимения указывают на того, к кому обращаются с речью? ( ты, вы)
- Какие местоимения указывают на того, о ком говорят? ( он, она, оно, они)
Давайте проверим себя. Сравним свои знания с правилом на с.92.
Работа с правилом на с. 94
Посмотрите на правило. Как, не читая, определить самое главное в правиле?
( Жирный шрифт)
- Прочитайте правило, разделите его на части. Сколько частей получилось?
-Задайте вопрос к 1 части? ( Что такое местоимение?)
- Задайте вопрос к 2 части (Какие местоимения называются личными?)
- Задайте вопросы к 3 части (На что указывают личные местоимения?)
- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Почему их так назвали?
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Нам нужно заполнить таблицу
| Ед. число | Мн. число |
1 лицо |
|
|
2 лицо |
|
|
3 лицо |
|
|
- Сначала распределим личные местоимения по числам
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют) (На доске распределяю).
Ед. число | Мн. число |
Я, ты, он, она, оно | Мы, они, вы |
- Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу )
- Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
- Как вы думаете, какие местоимения изменяются по родам?
- Какие местоимения помогают определить род имён существительных?
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
VI. Закрепление
- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение – Это….самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
-Перечислите личные местоимения :::::::::::..
Личные местоимения бывают ::::. лица,::::: числа
Игра « Угадайка»
Угадайте, какое местоимение я загадала?
(1лица , ед числа), ( 3 лица, мн. Ч.)
- Придумайте вы загадки.
1. Упр.159.
Прочитайте 1 предложение, найдите местоимение, определите лицо, число. 2. 3( устно)
Спишите 4, 5, 6, предложения подчеркните местоимения, сверху подпишите лицо, число. Те, кто справится быстрее всех, выполнить доп. задания 2,3.(Самооценка)
Инд. работа с слабыми учениками. ( Выписать местоимения, определить( ч.л )
2. "Четвёртое - лишнее".
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. На листе.с обратной стороны доски.
Он, она, оно, я
Я, ты, они, он
Ты, к, от, за
- Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" Работа в парах. Правила работы в группе.
- Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __ (_____________)приедете?
__ (__________)нарисую елочку.
Почему __ улетают?
Куда __ идешь?
Завтра __ пойдем в кино.
Какую задачу __ решает?
- Проверка коллективная.
4. Загадки. (дополнительно)
- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: ( Солнце )
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
- Рядом укажите лицо и число местоимений.
5. Экспресс-опрос "Местоимение".( Тест на листочках)
1. Укажи местоимения 1-го лица.
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
VII Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Мне ещё нужно ….
VIII. Итог урока.
- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
IX. Домашнее задание.
С. 95 упр. 162 выучить таблицу личных местоимений.
Подготовить вопросы для пресс-конференции.
Для желающих придумать шарады, загадки, сказки о местоимениях.
Дополнительный материал.( сделать на карточках)
Задания на смекалку.
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
Первый слог местоимение, а второй звук, который издаёт лягушка. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
Шарада.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Я - корь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока для 2-х классов по теме "Личные местоимения"
УМК "Английский в фокусе"...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Роль местоимений в речи"
Конспект урока и задания...
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения"
Конспект урока и презентацияпо русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения" УМК "Школа России"...
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...