Урок русского языка в 3 классе по теме : " Личные местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Волгина Ирина Юрьевна

Урок русского языка в з классе по теме " Личные местоимения". УМК " Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mestoimeniya.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Личные местоимения.

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

1.вспомнить, что такое местоимение,  роль местоимений в речи;

2.познакомить с личными местоимениями; узнать почему их называют личными;

3.составить таблицу личных местоимений;

Ход урока

I. Организация начала урока.

 Запишите число, классная работа.

II. Словарная работа

- Внимательно прочитайте предложения на листочках. Выпишите из них повторяющиеся слова

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

 Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

берёзы - (они)

ученик - (он)

девочка - (она)

путешествие - (оно) мы

- Поставить ударение, назвать все орфограммы. ( Самооценка)

- Что общего между этими словами? (Они все словарные)

- Какое слово лишнее? Почему? ( берёзы- мн.ч. Путешествие-  5 слогов)

III. Актуализация знаний.

-Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения?  Подумайте, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.

-Какие еще местоимения встретили в предложениях?

-Какие слова они заменили?

-Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

- Что такое местоимение?

(Местоимение- часть речи, которая только указывает на предмет, но не называет его. )

IV. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока.

- Вы показали, что знаете, что такое местоимение, поэтому я прошу вас заполнить таблицу. (У детей карточки  с таблицей)

                                                                Личные местоимения

 

Ед. число

Мн. число

1 лицо

 

 

2 лицо

 

 

3 лицо

 

 

- Почему Вы не заполняете?( Не знаем)

- Какие вопросы у Вас возникают? ( Какие местоимения называются личными?  Что такое 1 лицо..)

-Определите тему урока ( Личные местоимения)

- Какую цель мы поставим на урок?

( Познакомиться с личными местоимениями )

Давайте попробуем по шагам определить, что мы будем делать на уроке, чтобы достичь цели.

Задачи.

1.Вспомнить, что такое местоимение и их роль в речи.

2.Узнать какие местоимения и почему называются личными.

3.Составить таблицу личных местоимений.

V.Работа над новой темой.

-Зачем нам нужно изучать личные местоимения? ( Чтобы быть грамотными, чтобы избегать повторов).

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения указывают на того, кто говорит? ( Я, мы)

- Какие местоимения указывают на того, к кому обращаются с речью? ( ты, вы)

- Какие местоимения  указывают на того, о ком говорят? ( он, она, оно, они)

Давайте проверим себя. Сравним свои знания с правилом на с.92.

Работа с правилом на с. 94

Посмотрите на правило. Как, не читая, определить самое главное в правиле?

( Жирный шрифт)

- Прочитайте правило, разделите его на части. Сколько частей получилось?

-Задайте вопрос к 1 части? ( Что такое местоимение?)

- Задайте вопрос к 2 части (Какие местоимения называются личными?)

- Задайте вопросы к 3 части (На что указывают личные местоимения?)

 

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Почему их так назвали?

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

- Нам нужно заполнить таблицу

 

Ед. число

Мн. число

1 лицо

 

 

2 лицо

 

 

3 лицо

 

 

- Сначала распределим личные местоимения по числам

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют) (На доске распределяю).

Ед. число

Мн. число

Я, ты, он, она, оно

Мы, они, вы

- Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу )

- Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

- Как вы думаете, какие местоимения изменяются по родам?

- Какие местоимения помогают определить род имён существительных?

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

VI. Закрепление

- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение – Это….самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

-Перечислите личные местоимения :::::::::::..

Личные местоимения бывают ::::. лица,::::: числа

Игра « Угадайка»

Угадайте,  какое  местоимение я загадала?

(1лица , ед числа), ( 3 лица, мн. Ч.)

- Придумайте вы загадки.

1. Упр.159.

Прочитайте 1 предложение, найдите местоимение, определите лицо, число.  2. 3( устно)

Спишите 4, 5, 6,  предложения подчеркните местоимения, сверху подпишите лицо, число. Те, кто справится быстрее всех, выполнить доп. задания 2,3.(Самооценка)

Инд. работа с слабыми учениками. ( Выписать местоимения, определить( ч.л )

2. "Четвёртое - лишнее".

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. На листе.с обратной стороны доски.

Он, она, оно, я

Я, ты, они, он

Ты, к, от, за

- Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" Работа в парах. Правила работы в группе.

- Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __ (_____________)приедете?

__ (__________)нарисую елочку.

Почему __  улетают?

Куда __  идешь?

Завтра __  пойдем в кино.

Какую задачу __  решает?

- Проверка коллективная.

4. Загадки. (дополнительно)

- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром - 
Так заведено - 
Разомкнёшь ресницы, 
И к тебе идёт ОНО 
Розовой жар - птицей: ( Солнце )

А стемнеет - ОН придёт: 
Тоненький, 
Смущённый, - 
Он на цыпочках войдёт 
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

- Рядом укажите лицо и число местоимений.

5. Экспресс-опрос "Местоимение".( Тест на листочках)

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я   2) он   3)ты   4) она   5) мы    6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени  существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом, 
Двух минут не отдохнет: 
То он парту мажет мелом, 
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 

VII Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Мне ещё нужно ….

VIII. Итог урока.

- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

IX. Домашнее задание.

С. 95 упр. 162 выучить таблицу личных местоимений.

Подготовить вопросы для пресс-конференции.

Для желающих придумать шарады, загадки, сказки о местоимениях.

Дополнительный материал.( сделать на карточках)

Задания на смекалку.

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)

Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

Первый слог местоимение, а второй звук, который издаёт лягушка. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)

Шарада.
Первый слог - личное местоимение, 
Второй - детская болезнь. 
А целое - тот предмет, который 
Выбрасывают, когда он нужен 
И поднимают, когда он не нужен. 
Что это? (Я - корь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения"

Конспект урока  и  презентацияпо русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения" УМК "Школа России"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...