Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Илюшина Светлана Михайловна

Методическая разработка урока "Учимся писать безударные личные окончания глагола".  УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс. Тип урока: урок открытия нового знания

 

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений проверять безударные личные окончания  глаголов.

 

Содержательная цель: познакомит с принципиально новым способом проверки безударной гласной в окончании.

 

Задачи урока:

Обучающие: знакомство с новыми словарными словами,  актуализировать знаний о глаголе, научиться проверять безударный гласный в окончании глагола.

Развивающие: развитие умения  проверять безударного гласного в корне слова, определять спряжение по ударному личному окончанию глагола. Наблюдать, объяснять, делать выводы;  планировать свою работу взаимодействовать с одноклассниками.

Воспитательные: пробудить любознательность; воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок30.65 КБ
Файл тест1.24 МБ
Файл правило81.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 по теме:

«Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола»

4 класс

                                                            Представлена соискателем

                                                        на соответствие высшей

                                                                 квалификационной категории

                                                                               учителем начальных классов

                                                              МАОУ СОШ№7 г.Балаково

                                                  Саратовской области

                                                                               Илюшиной Светланой Михайловной

2014/2015 уч.г.

Предмет: Русский язык, УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс

Тема урока «Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола»

Тип урока: урок открытия нового знания

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений проверять безударные личные окончания  глаголов.

Содержательная цель: познакомит с принципиально новым способом проверки безударной гласной в окончании.

Задачи урока:

Обучающие: знакомство с новыми словарными словами,  актуализировать знаний о глаголе, научиться проверять безударный гласный в окончании глагола.

Развивающие: развитие умения  проверять безударного гласного в корне слова, определять спряжение по ударному личному окончанию глагола. Наблюдать, объяснять, делать выводы;  планировать свою работу взаимодействовать с одноклассниками.

Воспитательные: пробудить любознательность; воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

Оборудование к уроку: 

  1. Компьютер для педагога;
  2. Доска интерактивная;
  3. Проектор;
  4. Система контроля качества с ПО PROClass;
  5. Документ – камера цифровая;
  6. Цифровые образовательные ресурсы: презентация, тест;
  7. Учебник «Русский язык», 4 класс, 1 часть; /М.Л.Каленчук и др., - М.: Академкнига/Учебник 2013г.
  8. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
  9. Тетрадь рабочая по русскому языку.

Технологическая карта урока

                                                                           

Этапы урока.

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация

 к учебной деятельности.

Формировать положительную учебную мотивацию

Развивать доброжелательное отношение друг к другу

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: -Нам предстоит сегодня разгадать еще одну тайну Глагола. Вы любите разгадывать тайны? 

Актуализирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности: - Вы готовы к дальнейшему изучению глагола? Что для этого нам потребуется? Какие качества учеников мы должны применить?

Установить тематические рамки учебной деятельности:

 -Над какой темой мы сейчас работаем?

-Кто уверен в своих знаниях и умеет определять спряжение? (повторяется правило воспроизводится схема  СЛАЙД 2 )

Кому нужна помощь? (уточняется способ помощи на уроках и внеурочное время)

Учащиеся читают девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

Воспроизводят знания о глаголе как части речи.

Ответы детей: - собранность, активность, внимательность и т.д.

- Различение спряжения по ударным личным окончаниям  глагола.  

Воспроизводят правило.

Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий)

Личностные

(готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности)

Коммуникативные (уметь договориться о правилах на уроке)

Регулятивные (саморегуляция – мобилизация сил и энергии)

2.Актуализация знаний учащихся.

Выявить умения, необходимые для активной деятельности учащихся.

Организует повторение  ЗУНов и знакомство с новыми словарными словами «СЕГОДНЯ» и «ГРАЖДАНИН»;  активизирует следующие  мыслительные операции и познавательные процессы: анализ и синтез, конкретизация.

Организует работу по фиксированию места затруднения.

Выполняют задание Т№28 ; соотносят свои учебные действия с используемым  способом определения спряжения по ударной гласной в окончании глагола (СЛАЙД 2); фиксируют трудность в определении спряжения у глагола «ХОД.Т»

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)

Предметные

(умение делать выводы по результатам наблюдений)

Познавательные

(формулирование проблемы)

Коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме )

3. Этап  выявления места и причины затруднения

Формирование умения получать информацию  согласно своим наблюдениям и при практических действиях; выявлять место и причины затруднений.

Формирование умений планировать действия.

Организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Организует постановку цели урока и  темы урока.

Соотнесли  свои действия с изученным способом и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи: «ХОДЯТ» или «ХОДЮТ» - окончание безударное, спряжение определить не можем.  

Ставят цель: узнать , как правильно писать безударные личные окончания глагола.    

Предлагают варианты формулировки темы урока.

Личностные

(самоопределение)

Регулятивные

(Планирование действий) Познавательные УУД (самостоятельное выделение познавательной цели; логические) Коммуникативные

(инициативное сотрудничество)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Формировать умение строить план, выбирать способы и средства его реализации; работать по плану.

Формирование умения получать информацию со страницы  учебника, работать по алгоритму

 Подводит к выбору  способа построения проекта: - Можно ли сконструировать самим правило, основываясь на наших знаниях?

- Какими средствами для построения нового знания можно воспользоваться?

 

Организует работу по Уч.с.54-56

Во время прочтения  интриги с главными героями уточняется, что правило проверки безударного личного окончания глагола  с помощью глагольного суффикса в начальной форме применяется ТОЛЬКО если окончание БЕЗУДАРНОЕ.

Организует знаковое оформление правил  (СЛАЙД 3)

Рассуждают, пытаясь применить опыт  ранее изученных орфограмм с безударной гласной в окончании у разных частей речи.  Приходят к выводу, что нужен принципиально новый способ действия.

- Спросить у взрослых.

 -  Посмотреть в учебнике.

- Воспользоваться  словарями.

Останавливаемся на учебнике.

Читают по ролям учебник с.54-56, с проговариванием правила.

Коллективное составление  схемы

Регулятивные

(умение удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.)

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию)

Коммуникативные

(формулировать собственное мнение, вести диалог)

Познавательные

( смысловое чтение, моделирование)

5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Формировать умения адекватно оценивать  ответы других учеников

Учит пользоваться двух-

шаговым алгоритмом при определении спряжения глагола, пользуясь

инструкцией   и подсказкой (образцом рассуждения).

Особое внимание уделить глаголам «НАЛИТЬ, ЗАБИТЬ, ЗАШИТЬ», т.к. у них нет суффикса –и- в начальной форме, а окончания ударные.

Следуя инструкции, упражнение 33 учебника выполняют  с проговариванием во внешней речи, учатся определять спряжение по суффиксу начальной формы.

В рамках интриги учебника рассматривают  возможные ошибки, которые  приписываются

Пете Захарову, А Костя их комментирует. Учащиеся должны подтвердить или опровергнуть Костино мнение.

Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий)

Личностные (оценивание усваиваемого материала, моральный выбор)

Познавательные

(подведение под понятие)

Регулятивные

(удерживание учебной задачи, коррекция учебных действий)

Коммуникативные

(владение монологической речью)

Физминутка

(флешмоб под музыку «Барбарики»)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Формировать умения применять новое знание на основе самоконтроля.

Формирование умения получать информацию со страницы учебника, работать по алгоритму.

Организует самостоятельную работу по Уч.№34 с уточнением задания и цели его выполнения.

Выбираются эксперты – ребята, которые могут помочь в случае затруднения.

Организует взаимопроверку в парах. Эталон появляется на экране интерактивной доски с помощью документ - камеры: вызывает ученика с тетрадью  у которого нет пары  и  на экране комментируется ход рассуждения и если надо исправляются ошибки.

Ставят цель с/р,  дают комментарии к заданию, выбирают экспертов. Выполняют работу.

Ученик кладет тетрадь под документ – камеру и объясняет ход своих рассуждений и выбор написания безударных личных окончаний глагола.

Остальные проверяют работы соседа по парте, сверяясь с  работой под документ – камерой. Если не согласны - вносят коррективы.

Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий)

Личностные (нравственно- этическая)

Познавательные

(поиск информации для решения задачи, применение и представление информации, сравнение, анализ, умение делать вывод)

Коммуникативные

(взаимодействие, сотрудничество)

Регулятивные

(сравнивают полученный результат с эталоном самооценка и взаимооценка)

Физминутка для глаз по системе М.Норбекову под звуки природы.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Связь изученных ранее тем с материалом,  изученным на уроке

Организуется проверочная работа с помощью  системы PROClass (Тест прилагается)

Учащиеся выполняют работу,  Анализируют результаты, которые вывел компьютер на экран.

Дают себе самооценку («Я – молодец» красный, «Могу лучше» - зеленый, «Надо постараться» - синий)

Личностные (нравственно- этическая)

Регулятивные

(самоконтроль, оценка)

Коммуникативные

(взаимодействие, сотрудничество)

Познавательные

(анализ, сравнение, вывод)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Формировать умение оценивать себя и товарищей.

Поощрять  детей ценить чужую помощь, быть благодарными за помощь и адекватно оценивать вклад каждого в общее дело.

Организует подведение итогов урока:

- Какова была цель?

- Удалось ли её достичь?

Какой узнали способ проверки?

 –Можно ли сказать, что мы раскрыли одну из тайн Глагола?

- Кто больше всего помогал  нам в этом?

Организует высказывания учащихся с самоанализом по памятке.

Предлагает Д/З на выбор:

  1. Для тех, кто хочет закрепить материал – Тет. №29
  2. 2. Для тех, кто хочет  попробовать себя в роли исследователя – Уч. №35.

Высказывания учащихся.

.

Дети проанализировали и оценили деятельность всего класса.

Дети оценивают свою работу на уроке по таблице самооценки

Записывают Д/З

Личностные (нравственно- этическая)

Регулятивные

(выбирать действия в связи с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)

Коммуникативные

(формулирование собственного мнения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Части речи. Глагол Русский язык. 4 класс Тест 5

Слайд 2

Вопрос № 1 У какого глагола нельзя определить время? Н ападает П очитал С теречь П окраснеет A B C D

Слайд 3

Вопрос № 2 Найди глагол с ошибкой. П реобладает М аринуешь С ъёжутся В здыхают A B C D

Слайд 4

Вопрос № 3 Сколько звуков в слове смеётся ? 7 8 9 6 A B C D

Слайд 5

Вопрос № 4 Каких окончаний не бывает у глаголов в неопределённой форме? - чь - ть - ти - ит A B C D

Слайд 6

Вопрос № 5 Найди суффикс прошедшего времени. - л - - ева - -к- -ну- A B C D

Слайд 7

Вопрос № 6 Найдите глагол –второго спряжения, 2 лица Зовешь Плывут Говорят Спишь A B C D

Слайд 8

Вопрос № 7 Что объединяет эти глаголы? нервничают, глядит, подкормит, продиктует Спряжение Время Число Лицо A B C D

Слайд 9

Вопрос № 8 В окончании какого глагола пишется безударная гласная «е» Молот . шь Смо . . т Тета . м Друж . т A B C D

Слайд 10

Вопрос № 9 У глаголов какого времени можно определить род в единственном числе? Прошедшего Настоящего Будущего A B C

Слайд 11

Вопрос № 10 В каких глаголах пишется мягкий знак? Смеят (?) ся Купает(?) ся Остают (?) ся Высыпает (?) ся A B C D

Слайд 12

Литература Жиренко О.Е., Псарева Л.А., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку . 3 класс. К учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. – М: ВАКО , 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1998. Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов / Авт.- сост. И.А. Гимпель и др. – Мн.: ООО « Юнипресс », 2002. Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика , грамматика, частота употребления слов. / Под ред. А.Н. Тихонова. – М .: Цитадель, 1996. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–5 класс: / Пособие для начальной и средней школы. – К.: ГИППВ, 1999. Источники http://chmag.ru/education-preschool-children/alphabet-in-different-languages/291-rus-yaz - буквы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола 4 класс, 1 четверть УМК «ПНШ» Учитель: Илюшина С.М.

Слайд 2

Ударные личные окончания глагола 1 спряжение 2 спряжение е ешь и ишь ет ит ем им ете ите ут (ют) ат ( ят )

Слайд 3

Безударные личные окончания глагола проверяем суффиксами 1 спряжение 2 спряжение ть ти ИТЬ чь уть оть ать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...