Урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект данного урока представлен в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ  КРАЕВОЙ  ИНСТИТУТ  

РАЗВИТИЯ   ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ  ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                        Конкурс  на лучшую методическую разработку

                                          «Модель урока с использованием инновационных технологий

                                                                в  аспекте  требований ФГОС НОО»

                                                                            Богачёва Рита Георгиевна

                                                                              учитель начальных классов

                                                                        МБОУ СОШ №9 г. – к. Кисловодска

                       «Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором   однокоренного слова.»

                                                           ( 2 класс, урок комплексного применения знаний)

                                  Номинация:  Методическая разработка урока русского языка в начальной школе

        

                                                                                               2017г.

Тема:Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Типурока

урок комплексного применения знаний.

Педагогическиецели

Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов;

учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;

воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи.

Задачиурока

Планируемые результаты:

личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;

метапредметные:

регулятивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова);

познавательные – на-учатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;

коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

предметные:научатся применять правила правописания.

Оборудование

мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.


Организационнаяструктураурока

Этапурока

Содержание заданий ( для обучающихся)

Деятельностьучащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1

2

3

4

I. Организационныймомент

-Я дарю тебе добро,

Ты даришь мне добро,

Мы дарим Вам добро!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста. Давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

- Отгадайте мою загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Цветы)

- И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с  каким настроением вы начинаете урок?

- Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе. Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)

Учащиеся показывают:

– Мы дарим Вам добро!

Учащиеся отгадывают

Учащиеся показывают свое настроение

Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место и работу.

Личностные: проявляют интерес
к процессу познания; положительно относятся к школе

II. Актуализацияопорныхзнаний

– Откройте тетради, запишите число и название работы.

  1. Словарно-орфографическая  работа

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир орфографии.

-Давайте вспомним, что такое орфограмма?  

 1.Работа в паре.

А сейчас нас ждет задание «Вставь букву».

- Какое время года было еще вчера ?

- Что происходило с листьями?

- Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки.

-Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Спишите слова в тетрадь с новой строчки, с красной строки.

-Будьте внимательны,  правильно вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

– Прочитайте слова.

На доске написаны слова:

Б..рег, р…машка, н..род, г..род, л..мон, с..ребро.

– Составьте предложения с этими словами.

- Какие слова вы писали? С проверяемой орфограммой или непроверяемой?

-Что вы знаете о словах с непроверяемым написанием

Слайд Помни!

-Какое правило мы должны знать при работе в словаре?

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность написания со слайдом. Если слово написано верно над ним ставим+, если не правильно-)

- Очень хорошо. Оцените свою работу .

Давайте закрасим второй лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время этой работы; желтый – в работе допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).

Физминутка

  1. Минутка чистописания.

–А сейчас минутка чистописания

- Я вас прошу  подумать, для чего проводится этот этап урока?

- На следующ. строчке продолжите дорожку из букв до конца строчки: (Я тетрадочку поправлю, уголочком положу, я, друзья, от вас не скрою , ручку правильно держу)

а о е и я….

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.

Давайте раскрасим  лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.

Учащиеся пишут дату и предложение «Классная работа».

- Это звук в слабой позиции

За окном была осень

опадают

Запись в тетрадях:

Берег, ромашка,  народ, город, лимон, серебро.

- Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить.

- Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить.

-Все слова расположены  по алфавиту

Взаимопроверка по образцу- СЛАЙД

Учащиеся оценивают

Тренирует руку для красивого, правильного письма

Запись в тетрадях:

а о е и я

Учащиеся оценивают

Регулятивные: умеют работать по предложенном плану, используя необходимые средства.

Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют
в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения

Познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах.

III.  Сообщение темы и целей урока.

ФИЗМИНУТКА

-Что это за буквы мы записали в тетрадь?

-Что вы можете сказать о безударном положении в слове этих гласных, в какой позиции они находятся?

-Вспомните правило проверки слов с безударной гласной в корне слова.

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

-В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

ЧТО?

ГДЕ?

КАК?          Надо проверять?

ЧЕМ?

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять?

– Где надо проверять?

– Как надо решить нашу проблему?

– Чем надо проверять?

 

Что?                                    а, о, и, е, я

Где?

Как надо проверять?        в корне

Чем ?                                                                      подбирать однокоренные слова

ударением

- Ребята, безударная гласная к корне слова  самая сложная орфограмма в русском языке.

- Как вы думаете почему?

IV. Комплексное применение знаний.

 1.Работа по учебнику.

1. Знакомство со способом проверки -подбором однокоренных слов (УПР.7 стр. 104)

-А сейчас перейдем к работе с нашими мудрыми учебниками.

 Запишите на след. Строчке Упражнение 7стр. 104.

-КАК мы уже говорили, что однокоренные слова могут быть-ЛЮБОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ.

-Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными?

-Наша задача  подобрать и записать однокоренные имена прилагательные к словам.

-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?

-Какая часть слова в нём находится?

-А для чего служит суффикс?

-В сундучке нам даны суффиксы, с помощью которых мы должны образовать проверочные  слова –имена  прилагательные, записать слова парами, доказывая графически свой выбор по образцу.

ПОМНИ!

В проверяемом и проверочнных словах пишется одна и та же гласная

− Как записаны корни у однокоренных слов?

− Какие суффиксы помогли образовать имена прилагательные ?

− Какие слова проверяемые? Назови. Какой части речи?

− А какие проверочные? Какой части речи?

– гласные

– Гласные а,о,е,и,я в безударном положении находятся в слабой позиции

Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение

- Правописание безударной гласной в корне слова

Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.

- Надо проверять в корне слова.)

-Надо подобрать однокоренные проверочные слова.

-Безударная гласная проверяется ударением.

 

-Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.

- Учащиеся открывают учебники

-У них один и тот же корень и одинаковое лексическое значение или они похожи по смыслу

-Это часть речи, которая отвечает на вопросы какая, какие, какое, какой и обозначает признак предмета.

-СУФФИКС

-Для образования новых слов

Запись в тетрадях:

зи́мний-зима        све́тлый- светлеет

го́рный-гора             перелётный- летит

сне́жный-снега        звё́здный- звезда

бе́лый- белизна        се́льский- село

зелёный- зеленеет        чёрный- чернеет

- Одинаково.

-ск-, -н-, -л-

Имена существительные и глаголы.

-Имена прилагательные.

Регулятивные: планируют свои дей-

ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради


Продолжениетабл.

1

2

3

4

2. Самостоятельная работа

– -Ребята, а сейчас вы должны самостоятельно поработать.

Вставьте пропущенные буквы и решить какое слово выберешь как проверочное? Подчеркни его карандашом. ОБРАЗЕЦ: Скрипучий — скрип, скрепка.

- Я рада, что вы  справились с этим заданием.

- Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.

Запись в тетради:

Скрипучий — (скрип, скрепка).

        Лисица — (лес, лис).

        Варенье — (вар, вор).

        Ленивый — (линь, лень).

        Рядовой — (ряд, редко).

Учащиеся показывают.

Регулятивные: планируют свои дей-

ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради.высказывают суждения по результатам сравнения; делают выводы на основе обобщения знаний; определяют последовательность действий для решения предметной задачи

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Игра «Найди и исправь ошибку».

–- Один мальчик из другого класса написал диктант.

 Проверьте диктант.( написан на слайде)  Прочитайте слова, найдите, исправьте ошибки, в уме подбирая проверочное , запишите правильно слово .Выполните это задание, записав  на след. строчке Упражнение и на сл.строчке с большой буквы с красной строки запишите слова правильно.

Слайд

Кармушка, вада, бижать, трова, свистеть

Записывают в тетради:

кормушка, вода, бежать, трава, свистеть.

Регулятивные: планируют свои дей-

ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Самопроверка и взаимопроверка.(корм – кормушка, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

 

– Сколько слов написано правильно?

– Какое?

– Что вы посоветуете этому ученику? Какое правило выучить?

  - Давайте закрасим  пятый  лепесток нашего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).

Записывают в тетради:

- Одно.

- Свистеть.

-Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.

Учащиеся показывают.

Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради

Регулятивные: сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки.

Познавательные: выделяют необходимую информацию

V. Домашнее задание.

- На дом возьмёте упражнение № 9 (с. 104)  р.т. с. 37 № 4

Записывают задание.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

–-Чем мы занимались сегодня на уроке мы учились проверять слова с безударными гласными.

-Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

- Смогли ли мы ответить на вопросы  урока?

- Ещё раз сформулируйте правила,  как проверить безударную гласную в корне слова?

-Всегда ли можно проверить     безударную гласную в корне слова?

- Что нужно делать, если безударная     гласная не проверяется ударением?

 - Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.

- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Давайте покажем шкалу наших знаний.

-Кто хорошо работал на уроке и научился пользоваться правилом проверки безударной гласной в корне – встаньте, поднимите руки и покажите ладошками солнышко,

- Кому требуется помощь- сожмите ладошки в кулачок.

 - Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску.

 И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок!

-мы учились проверять слова с безударными гласными.Подбирали однокоренные слова.

Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы

-Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение

-нет

-Обратиться за помощью к орфографическому словарю

Учащиеся показывают

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,  учатся высказывать свое предположение (версию), пробуют предлагать способ его проверки.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований

        

                                                                                             Приложение

          (Каждому ученику)

Вставь пропущенные буквы и реши какое слово

выберешь как проверочное? Подчеркни его карандашом.

          Скрипучий — скрип, скрепка.

        Л...сица — лес, лис.

          В...ренье — вар, вор.

         Л…нивый — линь, лень.

Р…довой — ряд, редко.

АЛГОРИТМ

  1.   Прочитать слово.
  2.   Поставить ударение.
  3.   Выделить корень.
  4.   Определить безударную гласную.
  5.   Подобрать проверочное слово.

 Литература

  1. Русский язык. 2 класс. В 2 ч.  Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2016)
  2. Русский язык. 2 класс. Система уроков по учебнику Желтовской Л.Я., Калининой О.Б. (2016 )
  3. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М. – Просвещение, (1989)
  4. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М. – Просвещение,( 2010)
  5. Глязер С.И. Игры со словами. – М.-Детская литература, (2013).
  6. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.-Просвещение,( 2009).
  7. Презентация к уроку русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...