Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Выполняя разнообразные задания, дети развивают умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы, омонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku-1.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное  образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Колледж  Арбат






Конспект урока

по русскому языку

в  4 классе

в ГБОУ Школа № 904

студента ____  группы, ____курса

_______________________________________

(ФИО)

        

ФИО

Конспект

(отметка и подпись)

Урок

(отметка и подпись)

Учитель:

Методист:

14 октября 2019 года

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы.

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов.

Задачи урока:

Образовательные

  • повторить с учащимися изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
  • продолжить расширять словарный запас учащихся за счет новой лексики;
  • продолжить формирование понятий «синоним», «антоним», «омонимы»;
  • научить распознавать лексический смысл слов омонимов.

Развивающие

  • развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, …;
  • развивать умение четко, кратко излагать свои мысли;
  • развивать рефлексивные навыки и умения.

Воспитательные

  • воспитывать ответственность, организованность, усидчивость, умение преодолевать трудности;
  • формировать коллективные способы учебной деятельности;
  • воспитывать аккуратность при выполнении упражнений;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Планируемые результаты урока:

Личностные 

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи;
  • стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • проявлять интерес к изучению родного языка;

Метапредметные 

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
  • выслушивать и принимать разные точки зрения;
  • классифицировать и объединять слова по значению (омонимы, синонимы, антонимы)

Предметные 

  • уметь подбирать слова по признакам: слова-синонимы, слова-антонимы;
  • различать слова-омонимы по лексическому значению в тексте, объяснять их;
  • находить анонимы, синонимы, омонимы в тексте.

Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация; наглядные материалы:

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ,– 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45с.
  2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. в 2-х частях; 1 часть. М.: Дрофа, 2017. – 107 с. 
  3. Русский язык. 2 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 2 класс». М.: Дрофа, 2016. – 311 с.
  4. Тамара Рамзаева: Русский язык. 1-4 классы. Рабочая программа. М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
  5. Рабочие программы. Русский язык. 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС.  М.: Дрофа, 2012. – 368 с.

 

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду

деятельности учащихся

  1. Организационный этап

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Эмиль Евгеньевич, и я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, вашу готовность к уроку.  Присаживайтесь.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты.

  1. Мотивирование

(самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

1.Актуализация требования к учащемуся со стороны учебной деятельности;

2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. Установка тематических рамок.

- Какие  части речи вы уже знаете?

- Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

- Как называется часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»

- Что вы знаете про глагол?

- Сегодня мы с вами будем говорить о лексическом значе-нии слов, принадлежащих к различным частям речи.

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные, объясните правописание.

 1. Поток воздуха. (Ветер)

 2. Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

 3. Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

 4. Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

5. Участок земли со стоячей водой. (Болото)

6. Приветствие при встрече. (Привет)

7. Спустя некоторое время. (Потом).

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал.

Практический метод 

(Задание)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(5 мин)

Организация подготовки и мотивация учащихся к  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению. Запишите их через запятую.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

К вечеру умирает, по утру оживает.

(День)

Кто приходит, кто уходит,

Все ее за ручку водят.

(Дверь)

- Как называются слова, противоположные по значению (антонимы)

 - Отгадайте следующую загадку:

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

 - Какую особенность слова ручка раскрывает загадка? (Оно имеет два значения).

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения. (Омони-мы)

 

В конце урока самые внимательные из вас скажут, почему именно эти слова делают речь богаче и красочнее.

Значит тема сегодняшнего урока,,,,,,,, (Дети отвечают)

Да, правильно, тема урока «Синонимы, антонимы и омонимы»

 Сформулируйте задачи урока (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы, научиться распознавать и употреблять их в нашей речи, подбирать к словам синонимы и антонимы)

Практический метод 

(Задание)

Учащиеся выписывают слова, близкие по значению.

Наглядный метод

(наблюдение)

Учащиеся формулируют тему урока.

  1. Выявление места и причины затруднения

(4 мин)

Организация выявления учащимися места и причины затруднения.

 Прочитайте текст (Слайд 1) Обратите внимание, что слово «старый» повторяется несколько раз.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых временах, а если он скуп или беден, то в сундуках найдете старые вещи. Много таких людей встречаются сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Вспомните, часто ли вы используете повторы. Чтобы избежать повторения одних тех же слов используют слова-друзья, которые называются синонимы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)

(5 мин)

Организация поиска проекта будущих учебных действий

Существуют толковые словари синонимов. Так к слову «старый» синонимы (слайд2): ветхий, древний, многолетний, вековой, старинный, давний, старобытный, устаревший, давнишний, пожилой, ветеран и др.  

Выберите подходящие слова-синонимы и замените ими слово «старый» в тексте. Проверьте себя. (Слайд 3) 

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных временах, а если он скуп или беден, то в сундуках найдете ветхие вещи. Много таких людей встречаются сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

Итак, слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение, называются синонимами. 

       

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся работают с текстом с последующей проверкой.

  1. Реализация построенного проекта

(15  мин)

Осуществление реализации построенного проекта

 Задание 1: Запишите к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика

Алфавит                          аккуратный

Огонь                               мощь      

Прыгать                           бросать

Лес                                    вещи

Кидать                              содержание

Багаж                                пламя

Опрятный                       скакать

Сила                   азбука

Оглавление                     бор

Вы молодцы, справились с работой.

А мы продолжаем путешествие по Царству  Лексики

Существуют группы слов противоположного значения:

Зима – лето

Белый – черный

Идти – стоять

Такие слова, как вы уже знаете, называются антонимы

Задание 2: Прочитайте стихотворение и выпишите слова противоположного значения (Слайд 4)

       Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок высоко.

Воробей сказал,

Что близко, а улитка – далеко.

А теленок озабочен,

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок тем, что очень

Тяжело и велико.

А котенку все равно

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок

Сладкий у нее бочок.

(низко –высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое –сладкое)

Задание 3 Запишите антонимы к следующим словам:

(слайд 4)

Далекий –                                 Легкий -

Сухой –                                     Грязный -

Внутри -                                    Бежать –

Тишина -                                   Друг –

Путешествуя дальше по Царству Лексики, встречаем слова- близнецы

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность.

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в середине.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Слова- близнецы, имея одинаковое написание, имеют различный смысл в конкретном тексте. Например: дверная ручка и школьная ручка; девичья коса и речная коса; петрушка (кукла) и петрушка (растение).

Задание 4: (слайд 5)

Запишите различные значения слов:

Лук –

Очки –

Гусеница –

Кисть –

Месяц –

Ключ  -

Практический метод (Упражнение)

Один ученик пишет на доске, остальные - в тетрадях

 

Практический метод

Учащиеся выполняют задание с последующей проверкой

Практический метод

Учащиеся выполняют задание с проверкой в парах.

Учащиеся выполняют задание устно с фронтальной проверкой

  1. Физкультминутка

     (1 мин)

Снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда;

Учащиеся повторяют  за учителем движения физкультминутки.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Осуществление первичного закрепления

Следующее задание поможет нам закрепить «дружбу» с синонимами, антонимами и омонимами

Задание 6 Определите, в каких предложениях имеются омонимы, в каких антонимы, в каких синонимы. Прочитайте сначала предложения с синонимами, затем с антонимами, и затем с омонимами. Обсудите в парах. (Слайд 6)

Любишь брать – люби отдавать.

Приятелей много, а друга нет.

Каков ни есть, а хочет есть.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Корень учения горек, а плод его сладок.

На мирном поле и на поле брани умей командовать без брани.

Спешить, не спеши, а поторапливайся.

Практический метод (Упражнение)

Учащиеся выполняют упражнение, обсуждая в парах. Затем один зачитывает предложения, объясняя свой выбор.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин)

 Закрепление полученного знания

- У вас на карточках задание.

1.Вставь прилагательные-антонимы в пословицы.

Доброе слово лечит, _______________ - калечит. Осенью дни ненастные, а весной ______________. Родная сторона – мать, а _______________ - мачеха. Платье хорошо новое, а друг _____________

2. Подберите к каждому слову из левого столбика синоним из левого столбика:

Родина                                         Немногословный

Баловаться                                  Красивый

Прекрасный                                Отечество

Разговорчивый                           Шалить

Практический метод (Письменное задание)

Учащиеся самостоятельно письменно выполняют задание на карточках.

Самопроверка: учащиеся сверяют свой вариант с образцом, данным на презентации

Словесный метод

(Рассуждение)

  1. Включение в систему знаний и повторение

(3 мин)

 Выявление границ применения нового знания

Какие группы слов мы с вами сегодня выделяли? Какими частями речи они выражаются? С какой целью мы используем их в  нашей речи?

Словесный метод

(Рассуждение)

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(1 мин)

 Реализация рефлексии


- Что показалось сложным?

- Что показалось легким?

Д/з упр. 72 стр. 48

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.


  1. словесные (изложение, повествование описание, рассуждение, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой)

  2. наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения)

  3. практические (упражнения, задачи, задания, лабораторная работа, опыты, работа в мастерских, эксперимент и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....