Урок русского языка в 3 классе на тему: Значение и употребление имен прилагательных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Клейнфельдер Алина Витальевна

Урок русского языка в 3 классе на тему: "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imya_prilagatelnoe.ppt1.57 МБ
Файл urok_113_rus_im._prilagatelnoe.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отгадайте загадку Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. … рост, …хвост, …шубка, …зубки.

Слайд 3

Тема урока:

Слайд 4

Цель урока 1. Вспомнить всё, что знаем об имени прилагательном. 2. Вспомнить полученные знания об имени прилагательном и углубить их, поняв роль прилагательных в тексте. 3. Узнать, какова роль прилагательных в тексте.

Слайд 5

Прочитайте стихотворение Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. С. Есенин

Слайд 6

Вывод Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.

Слайд 7

Слова для справок: Карандаш, облако, пальто, работа, апрель, дорога, сирень, ученица, ягода, класс, рисунки, учитель, погода.

Слайд 8

Тест 1. Имя прилагательное это- б) часть слова х) часть речи в) часть света 2. На какие вопросы отвечает? а) кто? что? б) что делать? что сделать? о) какой? какая? какое? 3. Что обозначает? р) признак предмета у) предмет в) действие предмета

Слайд 9

4. С какой частью речи связано имя прилагательное? о) существительное б) глагол а) прилагательное 5. Найдите имя прилагательное к) боль ш) больной м) болеть 6. Какую роль играют в нашей речи? а) можно обойтись без прилагательных о) украшают нашу речь, делает её выразительней, точной ц) чтобы в речи использовать больше слов

Слайд 10

Хорошо Проверка!

Слайд 11

Домашнее задание На выбор: Упр. 110. Правило с. 64. Карточка № 3



Предварительный просмотр:

Урок  по теме: «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»

Цель: знакомство  с ролью имен прилагательных в речи.

Задачи:

  • учить выявлять признаки имен прилагательных;
  • учить определять лексическое значение имен прилагательных;
  • учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • определять лексическое значение имен прилагательных;
  • составлять словосочетания с именами прилагательными

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • планировать результат обучения;
  • делать вывод по наблюдениям;
  • классифицировать слова по общему признаку;
  • обосновывать правильность выполнения задания

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому

Познавательные

  • Умение:

выявить особенности изменения имен прилагательных;

распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

перерабатывать и обобщать полученную информацию;

давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные

  • Умение:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Ход урока

I.Орг. момент

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

-Тихо сели.

Я очень рада 
Войти в приветливый наш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы начинаем наш  урок!

II. Самоопределение к деятельности

- Открываем тетради, запишем сегодняшнее число.

- Спинки ровные, ножки дорожкой.

-Ребята, отгадайте загадку, посмотрев на слайд:

…рост, …хвост, …шубка, …зубки.

- Понята ли вам загадка? Почему?

- Ребята, чего не хватает в загадке?

- Прочитайте, теперь загадку.

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

 - Кто это? (мышка)

 - Какие слова помогли отгадать загадку? (маленький, длинный, серая, острые)

- Кто из вас догадался, что будем изучать на уроке? (Имя прилагательное)

- Назовем тему урока.

- Выберите из предложенных вариантов собственную цель урока:

Цель урока:

1. Вспомнить всё, что знаем об имени прилагательном.

2. Вспомнить полученные знания об имени прилагательном  и углубить их, поняв роль прилагательных в тексте.

3. Узнать, какова роль прилагательных в тексте.

- Почему выбрали именно эту цель?

-Изучая любую тему всегда очень важно вспомнить всё то, что изучили и углубить знания, узнавая что-то новое.

- Послушайте стихотворение.

Очень занимательное имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представьте-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получиться?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»

Не скажем мама «милая, красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре.

Не сможем говорить нигде.

Эти замечательные прилагательные.

- Ребята, готовясь к уроку, я нашла интересный факт, оказывается, имена прилагательные по частоте употребления занимают третье место после глаголов и имен существительных. Человек в речи употребляет около 9000 слов (девяти тысяч), из них 1/3 = это имена прилагательные.

- Ребята, на парте у вас лежат карточка № 1, пододвиньте её к себе. Предлагаю вам поработать с ней, используя прием «Верите ли вы…». 

- Я вам буду читать высказывания, а вы в первом столбике должны поставить знак, если  верите +, а если нет  - .

Карточка

Ответ

Проверка

Имя прилагательное – это служебная часть речи.

Имя прилагательное изменяется по родам в единственном числе.

Имя прилагательное изменяется по числам.

Имя прилагательное изменяется по падежам.

Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Верите ли вы, что Имя прилагательное - это служебная часть речи.

Верите ли вы, что Имя прилагательное изменяется по родам.

Верите ли вы, что Имя прилагательное изменяется по числам.

Верите ли вы, что Имя прилагательное изменяется по падежам.

Верите ли вы, что Имя прилагательное обозначает признак предмета.

- Проверьте свои предположения,  прочитав информацию на с. 63 учебника и пользуясь уж полученными знаниями.

- Отметьте во втором столбике верный ответ. Начинаем работу. ( 1 м.)

- Закончили.

- Какое утверждение оказалось неверным? (Имя прилагательное  - это служебная часть речи).

- Докажите.

- Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных частей речи?

III. Работа по теме урока

- У вас на парте лежат карточки № 2. Я предлагаю поработать в паре, вспомнив, всю известную информацию, и которую уже узнали,  об имени прилагательном по ключевым словам.

- Начинаем работать, по-моему, сигналу.

- Работаем.

 (Работа в паре)

- Начинаем!(2 минуты)

Имя прилагательное

Это

Отвечает на вопросы

Обозначает

Изменяется

Роль в речи?

- Проверяем работу в паре.

- Отвечает пара Егора Деева и Миланы.

-Отвечает пара Зои и Влада.

- И последний Андрей Хомич.

Имя прилагательное

Это

Отвечает

Обозначает

Изменяется

Роль в речи?

часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

признак предмета

по числам в ед.ч., по родам, по падежам

- Что у вас вызвало затруднение?

- Ребята,  на какой вопрос будем искать ответ? (Какую роль в речи выполняет  имя прилагательное?)

Работа по учебнику

Устно!

- Прочитайте стихотворение на слайде.

- О чём в нём идёт речь?

- Какой вы представили берёзу?

- В какое время года автор описывает берёзу?

- Найдите и прочитайте имена прилагательные в стихотворении.

- Как вы определили, что это имена прилагательные?

- С какой частью речи в предложении связны имена прилагательные?

- Докажите.

- Берёзки (какие?) сонные, косы (какие?) шелковые, серёжки (какие?) зелёные, росы (какие?) серебряные.

- От какой части речи будем задавать вопрос?

- Сделаем вывод, что такое имя прилагательное?

Работа с правилом.

- А теперь проверим, верно ли мы с вами сделали вывод.

-Откроем учебник на с. 64.

- Предлагаю поработать с правилом, прочитать его и придумать в паре по правилу 2 вопроса.

- Приступаем к работе.

- Пара встаем, задает вопрос любой из пар. Та, пара отвечает.

- Теперь задает вопрос пара, которая отвечала, любой из пар.

(2 пары)

- Итак,  верный вывод мы сделали?

- А теперь полным ответом, что такое имя прилагательное.

 (Вопросы: Что такое имя прилагательное?  С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?)

- Прочитаем стихотворение без прилагательных.

- Что заметили?

- Сделайте вывод, какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

- Вернемся к нашей таблице и дополним её.  На слайде вывод.

IV.ФИЗМИНУТКА

Видео физминутка.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 111 (с. 65).

-  Прочитайте бегло.

- Докажите что данные слова – это  имена прилагательные.

- Как вы думаете, какое задание здесь нужно выполнить?

- Замечательно, подберите к каждому имени прилагательному подходящие по смыслу имена существительные, используя слова со слайда.

- Прочитайте слова.

- Что общего вы заметили в этих словах? (безударные гласные непроверяемые ударением, словарные слова)

- Выполняем самостоятельно, выделяя орфограммы и окончания имен прилагательных.
-
К доске пойдут работать 2 человека. ( Воронцова Елизавета, Хомич Андрей)

- Ребята, прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

- Чему учились, работая над этим предложением? (Связывать (согласовывать) имена прилагательные с существительным)

VI. Рефлексия

- А сейчас будем выполнять интересный тест.

- Я вам читать вопросы, а вы должны выбрать правильный вариант ответа смотря на слайд.

- Ответы записываем в строчку, без запятых.

1. Тест

1. Имя прилагательное это-

б) часть слова, х) часть речи, в) часть света

2. На какие вопросы отвечает?

а) кто?  что?  б) что делать? что сделать о) какой? какая? какое?

3. Что обозначает?

р) признак предмета  у) предмет  в) действие предмета

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

о) существительное      б) глагол       а) прилагательное

5. Найдите имя прилагательное

к) боль          ш)  больной                м) болеть

6. Какую роль играют в нашей речи?

а) можно обойтись без прилагательных

о) украшают нашу речь, делает её выразительней, точной

ц) чтобы в речи использовать больше слов

 -Если вы ответили на все вопросы, верно, то у вас должно получиться слово. - Какое слово у вас получилось? (хорошо)

- Произнесем хором!

- Молодцы, работали сегодня хорошо.

2. Приём «Опорные слова» (слова на карточках  на доске)

- Дайте характеристику урока, используя имена прилагательные. У каждого из вас на столе лежит карточка с магнитиком. Вы должны в паре написать по 2 прилагательных, которые характеризуют наш урок. Какой он был для вас.

- Пишем.

-Итак, а теперь один ученик из пары пусть выйдет и приклеит на доску свою карточку.

- Какой же получился у нас урок… (учитель зачитывает несколько прилагательных).

VII.Подведение итогов урока

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Для чего нужны имена прилагательные?

- Что такое имена прилагательные?

VIII. Домашнее задание

-Домашнее задание на выбор.

1. Упр. 110. Правило с. 64

2. Карточка  № 3.

- Вы её возьмете у меня на столе.

Составьте с данными словами предложения, запишите предложения, подчеркните прилагательные; выделите окончания у прилагательных; подчеркните   в предложениях грамматическую основу.

светит,  над,  яркое, полями, солнце

душистые, на, почки, деревьях,  надулись,

в, поселились, скворечниках, скворцы

по, клювом, сухому, забарабанил, дереву, дятел

по, побежали, хлопотливые, кочкам, муравьи

над, вспорхнула, поляной, бабочка, пёстрая

- Вы большие молодцы. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)...

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Открытый урок русского языка 3 класс. Тема:"Значение и употребление имен прилагательных в речи"

Данный урок познакомит детей с ролью имен прилагательных в речи....