Гласный звук [о]. Буквы О, о.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок обучения грамоте по теме «Гласный звук [о].Буквы О,о» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе. УМК «Школа России». Горецкий В.Г. «Азбука».  Интерактивные подходы (работа в малых группах, работа в парах, деловые игры и образовательные игры, презентации); разноуровневое  обучение; эвристическое обучение (непрерывное открытие нового), индивидуальные формы работы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_o.docx56.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Гласный звук [о]. Буквы О, о»

Класс:1 класс

Предмет:обучение грамоте

Программа:«Школа России»

Тип урока:урок открытия нового знания, комбинированный урок

Цель:познакомить учащихся с гласным звуком  [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о.  

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать умение выделять звук [о]  из потока речи:

- Формировать умение узнавать графический образ буквы О, о;

- Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

- Учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки;

- Закреплять написание изученных букв

- обучение написанию прописной и строчной букв О,о.

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать фонематический слух; оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образноемышление.

- Развивать умения четко и правильно выражать свои мысли, умение вести диалог, анализировать и обобщать,

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению, бережное отношение к природе;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:формировать умение выделять звук  [о] из речи в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу, находить слова с буквами О ,ов текстах на страницах «Азбуки».

Личностные УУД: адекватная мотивация; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

МетапредметныеУУД:

РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их   причины.

Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение.

Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать  им;

Основные методы: проблемно-поисковый, беседа, наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, индивидуальная работа.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Средства обучения:учебник «Азбука» Учеб. для 1 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.1 / Сост. Горецкий В.Г. и др. -2-е изд. –М.: Просвещение,2017; учебное пособие «Пропись» В.Г. Горецкий Н.А. Федосова изд. – М.: просвещение, 2018 г., раздаточный материал, ИКТ, магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с буквами;

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
  2. Повторение изученного
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа по карточкам
  • Работа с сюжетными картинками
  1. Постановка темы и целей урока
  • Знакомство со звуком [о]
  • Артикуляция при произношении звука [о]
  • Работа с учебником
  • Работа с «лентой букв»
  1. Организация познавательной деятельности
  • Слого-звуковой анализ слова «окуни»
  1. Физкультурная минутка
  2. Первичное закрепление материала
  3. Развитие речевого аппарата
  4. Тренировка в написании буквы О
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, дети! Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Тихо все за парту сели

На меня все посмотрели

Мы должны успеть все в срок

Букву новую узнать

Почитать и пописать.

Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.

Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу.

Регулятивные УУД: самостоятельная организация рабочего места.

Личностные УУД:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II.

Актуализация (повторение) знаний

1.Фронтальная работа

-На какие группы делятся звуки?

- чем отличаются звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

-С какими гласными звуками мы уже познакомились?

2. Индивидуальная работа по карточкам. (слайд №2)

-  Найдите буквы А, а среди других букв и обведите в кружок красным цветным карандашом.

3.Фронтальная работа. Работа с сюжетными картинками.(слайд №3)

-  Используя иллюстрации расскажите сказку «Лиса и волк»

- В какое время года происходит событие?

- На чем едет старик?

- Кто запряжен в сани?

- Что вез дедушка на санях?

- Кого он подобрал на дороге?

- Каким образом лисе удалось обмануть волка?

- Какой вы представили лису?

- Почему женщины всполошились, когда пошли по воду?

- Чем опасен волк для людей?

- Кому вы больше всего сочувствуете в этой сказке?

4.Работа в группах.

- Найдите  слова из сказки, в которых содержится звук [а]  (лиса, зима, рыба, шуба, дедушка, дорога, солома)

Подберите к ним слоговые схемы и укажите  месторасположение данного звука с помощью слоговых моделей.

Лиса, рыба, шуба, зима

Дедушка

Дорога, солома

- Что мы можем рассказатьо звуке [а]?

Использование ИКТ.

Выявляет уровень знаний учащихся,  проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Использование ИКТ.

Выявляет уровень знаний учащихся,  проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Использование ИКТ.

Выбор эффективного способа концентрации внимания.

Мотивация деятельности.

Организует работу в группах, направляет деятельность учащихся.Поощрение и поддержка.

Узнают, сравнивают, различают заглавную и строчную печатные буквы А, а.

Пересказывают сказку по серии картинок.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах. Выделяют звук [а]  с опорой на предметный рисунок и схему-модель.

Регулятивные УУД:планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций;  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины.

Познавательные УУД: распознавать объекты, выделяя существенные признаки;

  1. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  2. формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: определять цель задания с помощью учителя.

Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций; моделировать,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки;

Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию ; совместно договариваться о правилах работы в группе и следовать  им;

III.

Постановка проблемы и определение темы урока

(обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы).

V.Организация познавательной деятельности

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление

VII.Развитие речевого аппарата.

1.Знакомство со звуком [о]

(слайд №4)

-Назовите изображённые предметы на картинке.

-Как назвать все эти предметы одним словом? (Овощи).

-Какой первый звук мы слышим в слове ОВОЩИ?

- Проговорим слово хором.

- Произнесите первый звук. - -А может кто-то из вас уже догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся на уроке?

- Кто из вас может назвать тему нашего урока?

(слайд №5), (слайд №6)

Произнесите его еще раз. Как располагаются видимые органы речи при его произношении.

2.Артикуляция при произношении звука [о].

 - При произношении звука [о] губы вытягиваются трубочкой вперёд, воздух спокойно проходит без препятствий.

- Дайте характеристику звука.

- Он согласный или гласный?

- Почему вы так считаете?

- Назовите ещё раз, какие предметы были изображены.

(слайд 4)

- Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи?

- Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о].(слайд 7)

- На что похожа буква о?

(слайд 8)

- В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е.Тарлапан

(слайд 9)

Посмотри на колесо,

А увидишь букву О.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

- Я прочитаю вам рассказ, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о]. (слайд 10)

Ослиный огород.

       Решил осёл огород завести. Посадил овощи, сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят:

  • Огород-то поливать надо!

Взял осликведро и давай бегомводу из озера носить. Носил, носил, устал да и сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.

  • Чего ты мучаешься? – говорит. – посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

     Обрадовался осёл, повыдергал всю рассаду и посадил её в овраге. А  

ночью прошёл дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.

     Утром пришёл ослик.

    Так я и знал. Воры всё съели. Надо охранять.

    Опять посадил овощи. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел,  

    откуда ни возьмись, овцы с козами лезут.

  • Вон из моего огорода! – заорал осёл и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, всё потоптал.

  • И зачем они мне нужны, эти овощи? – рассердился осёл. – Всё равно я их не ем… Одни хлопоты и огорчения с ними..

И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.

  • Какие слова со звуком [о] вы запомнили?

3.Знакомство с буквами О,о. Работа с учебником на с. 25.

- Откройте учебник на с.25

- Гласный звук  [о] записывается буквой, которая так и называется: гласная буква О.

- Мы с вами уже знаем, что для обозначения звука на письме существуют две буквы

- Как вы думаете, почему на с. 25 учебника изображены две буквы гласного звука [о]?

-Похожи ли они между собой по внешнему виду?

4.Работа с «лентой букв».

- Все буквы живут в домике.

- Кто догадался где будет располагаться домик буквы О на ленте букв? Почему вы так считаете? Докажите. (слайд 11)

- Правильно, мы поселим букву О в красный домик на верхний этаж, так как эта буква на письме будет обозначать твердость согласного, который стоит перед ней.

1.Слого-звуковой анализ слова «окуни».(слайд 12)

- Рассмотрите картинку на с.25 и в красной рамке справа вверху.

- Что за рыбы изображены на картинке?(окуни)

- Проговорим слово хором.

- Произнесите первый звук.

-Произведем звуко-буквенный анализ слова окуни.

- Произнесём это слово по слогам. Сколько слогов в слове окуни?

- Произнесём и потянем голосом самый первый звук в слове.

- Какой звук мы слышим в начале слова?  

- Как произносится звук [о]?

 - Назовите звуки во втором слоге и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием?

-Чем интересен для нас этот слог?

- Как слышится согласный звук [к] в слоге-слиянии, когда за ним следует гласный звук [у]?

- Произнесите третий слог, послушайте звуки и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием?

-  Произнесите слово полностью и определите ударный гласный звук.

-  Как слышится ударный гласный звук?
2. Индивидуальная работа   Составьте звуковую схему к слову «овощи».

- Раскрасьте только тот овощ, который вы больше любите.

- Кто может справиться самостоятельно? Приступайте.

- Кому нужна помощь?Делим слова на слоги, определяем ударный слог.

- С какого звука мы начинаем произносить слова «окуни» и «овощи»?

- С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали?

- А теперь поиграем немного. Встали все. Я буду называть слова, если в слове есть звук О, вы хлопаете, если нет – садитесь на корточки.

Садовник, звезда, дом, дуб, дети, орден, дупло, сень, метро, мама, карандаш.

-Найдите у себя на партах карточку со  стихотворением «Окунек». (слайд 13)

- Кто умеет читать, те дети читают и находят слова с

 буквой О.

- Кто не умеет читать, обводите в кружок красным цветным карандашом все встретившиеся вам буквы О.

- Чем отличается буква от звука?

- Как произносятся согласные звуки в слоге-слиянии с  гласным звуком [о]?

- Почему окунек попался на крючок?

- Как называют де-тей, которые не при-слушиваются к сове-там взрослых?

- Мог ли окунек не попадать в неприят-ную историю?

-Какой вывод мы можем сделать?

Дыхательная гимнастика.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК»

- Cорвите воображаемый цветок и понюхайте его. Вдох делается через нос, при выдохе произносим "а-а-а-а" - как вкусно пахнет цветок. 

- Подуйте на воображаемый одуванчик. (4 раза)

Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке.

Подводит детей к определению темы урока.

Организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о]-гласный,  может быть ударным и безударным.

Подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач.

Организует работу по звуковому анализу слова. Выявляет уровень знаний учащихся, учитель проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Объясняет особенности артикуляции звука

[о].

Предлагает  иллюстрацию  с изображением буквы и просит привести примеры из собственного опыта.

Организует проведение физкультминутки

Организует работу в парах, направляет деятельность учащихся.Поощрение и поддержка

Организует проведение дыхательной гимнастики

В процессе диалога «открывают» новые знания.

Высказывают предположения о звуке и букве, которую будут изучать на уроке.

Формулируют тему урока и её задачи

Произносят новый звук, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о]-гласный,может быть ударным и безударным.

Моделируют слово с помощью слоговых моделей. Выделяют гласные, ударный слог.

Учатся правильно произносить звук. Делают выводы.

Рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы, приводят свои примеры, определяют место изученной буквы на «ленте букв».

Дети выполняют физические упражнения

Работают в парах. Распознают звук [о] в словах, определяют место нового звука в слове. Узнают и различают заглавную и строчную печатные буквы О, о. Находят слова с буквами О, о в текстах.

Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики

РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций, моделировать, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

  1. Познавательные УУД:
  2. отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате  совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные УУД: готовность следовать нормам природоохранного поведения.

РегулятивныеУУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций, анализировать свою работу, находить ошибки. Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

  1. Познавательные УУД:

 находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате  совместной работы всего класса.

ЛичностныеУУД:

установка на здоровый образ жизни.

РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций.Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию.

Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций; моделировать,  анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины, взаимопроверка.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки;

Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию ; совместно договариваться о правилах работы в группе и следовать  им;

ЛичностныеУУД:

установка на здоровый образ жизни.

РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций.Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию.

VIII. Тренировка в написании прописной и строчной букв О,о

Откроем наши прописи на стр.5(слайд 14)

Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны.

Учитель показывает на доске написиние буквы О,о

Дети выполняют задания в «Прописи»

РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности; планировать решение учебной задачи; выполнять

последовательность необходимых операций,

  1. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

осуществлять самоконтроль.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия.(совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся)

-  Наш урок подошел к концу.

- Что нового мы узна-ли сегодня на уроке?

- Какой звук обозначает буква О?

- Как произносятся согласные звуки в слоге-слиянии с гласным звуком [о]?

-Чему вы научились?

- Где вам пригодятся новые знания?

- Какие задания были более интересными? (слайд 15)

-  Выберите из смайликов тот, кото-рый соответствует ва-шему настроению.

- Если на уроке вам было интересно выбе-рите улыбку, если что -то не понравилось – нейтральный, если вам было скучно – грустный смайлик.

Организация анализа деятельности учащихся.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Анализируют и оценивают свою собственную деятельность

РегулятивныеУУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;  анализировать собственную работу

  1. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...