Обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Малахова Антонина Дмитриевна

«Звук «ш» буквы Ш,ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_sh._1_klass.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –Обучение грамоте.1 класс.

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 495 Малахова А.Д.

Тема- «Звук «ш» буквы Ш,ш.

Цели: 

-познакомить с согласной буквой Ш, ш.

- совершенствовать навыки грамотного чтения.

- развивать фонематический слух, творческие способности, внимание , мышление, память,  желание получать знания.

Обучение УУД: 

- умение давать развернутые ответы, составлять предложения.

-  учить добывать -информацию из разных источников.

 - учить работать с большим объемом информации, подлежащей запоминанию.

Проблемный вопрос урока.

-  Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?

  - Как определить структуру слов?

-  Как составить слово из недостающих букв?

Дидактические цели урока.

  1. Формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность, решать поставленную задачу, используя знакомые приемы и имеющиеся знания, представлять результат.
  2. Формировать фонематический слух.

  1. Развивать мышление, речь, восприятие.

Методические задачи урока.

  1. Формировать понятие звук-буква.
  2. Научить приемам работы со словом как самостоятельной единицей русского языка.
  3. Совершенствовать работу над предложением.

Темы самостоятельного исследования.

  1. Работать над характеристикой нового звука.
  2. Работать над звуковым составом слова.
  3. Составлять слова из предложенных букв.
  4. Составлять предложения по схемам.

Необходимый дидактический и организационный материал.

Для фронтальной работы:

  • картинки с изображением Шапокляк. Книги Э. Успенского.
  • слоговая таблица.
  • карта самооценки.

Для индивидуальной работы:

  • квадраты  красного, синего и зеленого цветов для составления звуковой схемы слова.
  • буквы для составления слов.

Планируемый результат.

  1. Усвоение характеристики изучаемого звука.
  2. Самостоятельное составление слов из предложенных букв.
  3. Обогащение словарного запаса.
  4. Составление предложений по схеме.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить , в чём отличие букв от звуков.

(Звуки мы слышим, буквы-пишем).

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять

Звук мы можем только слышать

А ещё его сказать.

-На какие 2 группы делятся все звуки русского языка?(гласные и согласные)

-В чём отличие гласных звуков от согласных?( при произнесении гласный звук не встречает преград, поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произношении воздух встречает преграду).

Гласные тянутся к песенке звонкой

Могут заплакать и зарыдать

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

3.Введение нового звука.

-Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.(дети слушают музыку).

-Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня?

(«Крокодил Гена» по сказке Э Успенского)

Учитель показывает книги Э. Успенского и знакомит с ними детей.

- Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья»(Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска  Лариска и др.)

Учитель выставляет на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк. Вот эта героиня сегодня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь её. Безобразничать она не будет. Мы познакомим её с одним замечательным звуком её имени. Может быть, она заинтересуется и станет намного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово «шапокляк»?

Учитель читает сам или просит одного из учеников прочитать значение этого слова из словаря С.И.Ожегова.

-Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи?( «ш» )

-В имени какого героя есть этот же звук?(Чебурашка)

-В какой части слова мы его слышим?(в середине слова )

-Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых есть звук  «ш» слышится в конце слова?

( шалаш, фарш, морж, ёж)

-Итак, мы сегодня изучаем звук «ш», который обозначается буквами Ш,ш.

Посмотрите, как эту букву изобразил весёлый художник.(на доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш), а поэт Светик из произведения Н.Н. Носова   «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

«Когда у расчёски три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась»

-На доске записаны две буквы Ш : одна заглавная, другая строчная. Почему звук один, а буквы две? ( с заглавной мы будем писать имена, первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы).

4.Физкультминутка.

У. Я вам буду называть слова ,а вы должны определить ,с какой буквы они пишутся. Если с заглавной , то встаёте на носочки, если с маленькой-присядите.

Учитель называет слова : книга, Галя, друзья, Чандр, крыска, старуха, Гена, крокодил, Шапокляк, Успенский, лев и др).

-Какие слова пишутся в заглавной буквы? ( имена, фамилии, города.)

5. Характеристика звука «ш»

-Произнесите звук «ш» и определите ,какой он-гласный или согласный.

-А если мы оглушим звук «ж», то какой звук услышим?

-Сделаем вывод- какой звук «ш»-звонкий или глухой?

-Попробуем выяснить ещё один признак этого звука. Каким он может быть – твёрдым или мягким.

 - Правильно. Звук «ш» -согласный, глухой ,всегда твёрдый.

Учитель выставляет карточку с буквой «ш» в ленте звуков и букв.

- Найдите и покажите эту букву ( на парте несколько согласных букв, дети находят Ш.)

У. Теперь  сделаем фонематический разбор слова  Шапокляк .

Дети составляют слово и схему слова  Шапокляк , пользуясь буквами  из  набора «ТИКО» - из грамматики , используя красные, зелёные, синие цвета. Делят на слоги, ставят ударение.

6. Работа со слоговыми таблицами.

На доске таблицы:

Ша шо ши шу ше . Аш ош иш уш еш.

Эти слоги дети читают .

7.Работа с учебником.

Учитель задаёт вопросы, а дети на них отвечают.

-Что написано в первом столбике?(буквы)

- Что вы можете сказать о словах 2 столбика ? ( они близкие по смыслу)

- Что такое слова –антонимы?

-Подберите антоним к слову шум.

-Найдите слова , отвечающие на вопрос  Кто? или Что?

-Почему слово «шутит»-лишнее?

-Ребята, Шапокляк всегда ставила героев в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв  Ш Ш К .Между этими  буквами необходимо вставить гласные буквы . Какие слова у вас получатся? ( шишка, шашка, шашки).

Попробуйте прочитать зашифрованные слова:

Ш Л Ш

Ш П В Н К

Б Ш М К

Соберите из  « ТИКО»  эти слова.

8. Работа с предложениями.

-А теперь прочитаем скороговорки из учебника и попытаемся произнести их плавно и быстро.

Учитель чертит на доске схему одной скороговорки, а дети пытаются отгадать, к какой скороговорке относится схема.

9. Работа над развитием образного восприятия.

- Ребята, как вам кажется почему старуха  Шапокляк такая вредная?

( у неё нет друзей, она никогда не училась в школе, её никто никогда не жалел)

- А давайте представим её смешной и весёлой .Для этого попробуем изменить её внешний вид. Подберите слова со звуком «ш». ( шуба ,шапочка, шарф, варежки, туфли на шпильке, шерстяные носки, шёлковый платочек в руке и т. д.)

-Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей, наверно, нравится её новая одежда.

Она кажется улыбающейся!

10. Подведение итогов.

Расскажите Шапокляк о своих успехах на уроке.

Я могу прочитать слоги  с буквой  Ш самостоятельною.

Я могу прочитать слова с буквой Ш с помощью учителя.

Я могу почитать слова с буквой Ш самостоятельно.

Я могу сложить слова с буквой Ш самостоятельно.

Я могу сложить слова с буквой Ш с помощью учителя.

Я могу разделить слова на слоги.

Если все звёздочки жёлтые-я старался, но надо поработать дома.

Если звёздочки красные – Я справился с большинством заданий.

Вот и уроку конец !

Кто слушал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...