Воспитательная работа.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пшеничникова Альбина Минуровна

Однозначные и многозначные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект урока русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова».

(УМК «Школа России», 1 класс)

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (М.:Просвещение)

Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Примечание

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Дети заходят парами в класс и здороваются.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе  утро солнцу и птицам!
Доброе  утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Я желаю активно работать на уроке, чтобы вам было интересно, а нашему гостю тепло от нашего урока.

 -Самое удивительное в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки нашему гостю. Спасибо.

-Я желаю, чтобы вы помогали друг другу (1 слайд помощи)

-Чтобы всегда решали возникающие проблемы вместе.(2 слайд, где дети читают, думают).

-Чтобы вы открыли сегодня на уроке новое и интересное. (3 слайд открытие).

- Чтобы  хорошее настроение вас не покидало.(4 слайд – настроение).

К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте его про себя.

5 слайд

« Вежливые слова как цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим».  

( Читает вслух Пшеничн. Соф.)

- Как вы понимаете значение этого выражения?

- Какое слово у вас вызвало затруднение? (не скупитесь).

-Где мы можем посмотреть значение этого слова? (в толковом словаре).

Смотрю в словарь.

- Скупиться, значит неохотно расходовать, тратить, быть чрезмерно  до жалости бережливым.

Значит, не нужно жалеть говорить добрые, ласковые, вежливые слова окружающим тебя людям.

Какие слова приветствия вы знаете? Как называются такие слова? (вежливые)

-Молодцы.

-Что по-вашему значит быть вежливым человеком? (ответы детей)

 - Добрые слова помогут утешить и успокоить.

- Откройте в учебнике стр.25, внизу страницы прочитаем для чего в своей речи нам  нужно употреблять  вежливые слова. Читает Марфа.

- Ребята, с чего вы любите начинать урок русского языка? ( с минутки чистописания)

- Зачем нам чистописание?

 Минутка чистописания

- Приготовим свои пальчики к следующему этапу.

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

- Для чего мы выполняем минутку чистописания? ( Повторять написание букв и их элементов).

- Напомните о правильном положении тетради. ( Ее нужно расположить так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держать  правильно карандаш тремя пальчиками. Спинку держать ровно.)

- Отгадайте загадку и определите, какую букву мы будем писать.

Едет на телеге дед. 
Ему исполнилось сто лет. 
Енот под кустиком живёт. 
Егор на улицу идёт. 

- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчную букву е

- Кто хочет объяснить, как писать букву е.

У доски отвечает  Тимофеева Надя.

 -Начинаем писать с середины рабочей строки: ведём линию вверх с наклоном вправо;

- Чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки, ведём вниз;

- Не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.

Дети выполняют упражнение

Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

На доске

Число.

Классная работа

е ее

еловый

 Дети записывают в тетради. Слежу за осанкой.

2.Мотивация учебной деятельности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
Формирование цели урока и постановка учебных задач

-Я просила вас дома  нарисовать звезду.

Все рисунки получились разными.

- Покажите карточку, на которой нарисовали «звезду».

(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). Можно вызвать к доске. (учитываю интересы детей. Индивид.подход)

-Каких звезд космонавтики, спорта, литературы  вы знаете? _

-Что вы можете сказать о слове звезда?

(это слово имеет много значений)

- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран.

-Прочтите лексическое значение слова «звезда» Стр.139в учебнике.

7 слайд 

А что это за звезды нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «звезда», а значений у него много.

А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «кисть».

- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил.

(Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).

8 слайд

-А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке.

(Рассказывают о картинках).

- Так что же опять мы видим? Слово одно «кисть», а значений у него посмотрите сколько!

-Прочтите лексическое значение слова «кисть» Стр.139в учебнике. 

Стимулирование исследовательской деятельности.

Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?

(Многозначными).

- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

- Запишите эти два слова: «звезда» и «кисть» у себя в тетради.

звезда кисть

Я пишу эти слова на доске.

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.

Оцените свою работу знаковыми карточками.

А вот следующее задание у меня вот какое!

- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение.

(Дети называют слова).

- А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений?

-Какое лексическое значение имеет слово пенал? Значение слова «пенал». ПЕНА́Л, Длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев. На стр.29 в учебнике читает значение слова пенал Преображ. Соф.

(Одно)

- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.

- Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.

-Зачем нам нужен пенал?( чтобы все принадлежности для письма лежали аккуратно, тогда они прослужат долго)

- Что такое аккуратность? ( Дети могут хором ответить, что аккуратность- это вежливость к самому себе).

- Запишите в тетрадь слово пенал. Я пишу на доске.

-Сколько слогов в этом слове? (3)

-Поставим ударение. На какой слог падает ударение? (На второй.)

 Я пишу на доске.

-Какая буква в слабой позиции? (е) – ее нужно запомнить.

-Поставьте точку под самой красивой буквой.

-Угадайте слово:

 Деревянная палочка со стержнем из графита, употребляемая для стержня или письма. ( Карандаш)

- Запишите это слово из учебника на стр.27

-Сколько слогов в этом слове? (3 слога)

-На какой слог падает ударение? (на третий)

-Какие буквы находятся в слабой позиции (две первые буквы «а»)

- Подчеркните их и запомните.

 Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово.

- Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова?

Оцените себя.

(Поднимают карточки).

- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…)

- Посмотрите на экран.

9 слайд

(Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».)

- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?

Задачи урока:

1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.

2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

3.Учиться быть вежливыми.

Работа в парах (по карточкам): .

(Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.)

- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах.  Вспомните правила работы в парах: 

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.

колокольчик

тетрадь

карандаш

ключ

 

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы? ( Тетрадь, карандаш)

- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает Платон. Выходит со словами к доске.

(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

( колокольчик, ключ)

- Читает Сережа. Выходит к доске. Держат слова в руках.

(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом).

Читаем значение слов в учебнике на стр.139 в толковом словаре.

В толковом словаре читает учитель:

Слово ключ имеет несколько значений.

1. Приспособление для запирания и отпирания замка. Слайд 10

2. Вытекающий из земли источник, родник. Слайд 11

3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот. Слайд 12

Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.

- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: карандаш и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова карандаш и тетрадь.

- Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти.

- Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали.

Тоже самое выполните со словами второй группы.

- Внимательно посмотрите, как пишутся слова колокольчик и ключ. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь.

- А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали.

- Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре.

Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Коммуникативная деятельность.

Физкультминутка

Здоровьесберегающая деятельность.

Я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова.

-Встаньте, пожалуйста,

-Поднимите руки,

-Подпрыгните, пожалуйста,

-Будьте добры, похлопайте в ладоши,

-Потопайте,

-Будьте так любезны, потопайте ногами,

-Тихо сядьте,

-Тихо сядьте, пожалуйста.

Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

- А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.

- Рассмотрите картинки.

- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова).

- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова).

- Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом? (Колокольчик: 1. Маленький колокол; 2. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветами, похожими на маленькие колокола.

 Кисть: 1. Часть руки от запястья до конца пальцев; 2. Пучок щетины или волос на рукоятке для нанесения краски или клея; 3. Несколько ягод на одном стебле (на рис. – это кисть винограда)).

- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.

Записываем предложение: На полянке распустились колокольчики.

На доске пишет Савва.

Закрепление

- Прочитаем  небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится.

***

- Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

- А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

-Кто хозяин золотых рук?

 ( Хлебороб).

-О чём в нём говорится?

- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.

1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо).

2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.

3) прекрасный, замечательный, умелый.

- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожьзолотые руки, золотое сердце.

- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).

Значит какое это слово? (Многозначное)

- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).

(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).

Разноуровневые задания. (если ост. время)

Слушайте внимательно, не отвлекайтесь. Если вы согласны- хлопните в ладоши.

-Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

-Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

-Кто из вас, в маршрутке тесной, уступает старшим место?

-Кто из вас молчит как рыба, вместо доброго «спасибо»?

-Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Ребята, как вы понимаете что такое доброта?(ответы детей)

А что такое вежливость? (ответы детей) (На данном этапе обучающиеся учатся наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.)

Зачитываю лексические значения из толкового словаря.

-Доброта- это стремление человека сделать счастливым других людей. Понять и исполнить желанье другого- одно удовольствие, честное слово.

-Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, знать, как себя вести, соблюдать правила поведения.

Сейчас я буду называть вежливые или невежливые поступки. Когда назову вежливый поступок- вы хлопайте, когда невежливый не хлопайте. приготовьте ваши ладошки и будьте внимательными.

-Уступить в транспорте место

-поздороваться при встрече

-толкнуть и не извиниться

-помочь поднять упавшую вещь

-не заплатить за проезд

-помочь открыть дверь

-обозвать другого человека

-сказать извините.

Ребята, вы большие  молодцы!

В народе всегда относились к доброте по- особому.

Придумано множество пословиц и поговорок. Пожалуйста, соберите пословицы объясните их смысл.(На доске крепятся вразброс слова из пословицы. Дети составляют пословицы из слов.).

-Доброе слово и кошке приятно

-Жизнь дана на добрые дела

Объяснения детей. Запись пословиц в тетради.

Игра «Доскажи словечко». 

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

Рефлексия 

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях.

-Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
 
- Какие слова мы называем однозначными?

Молодцы, ребята. Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова? (Слова, которые имеют одно значение-однозначные.)

Слова, которые имеют два и более значений-многозначные

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

(Познакомиться с однозначными и многозначными словами. )

-Где можно найти значение слова?( В толковом словаре)

Формирование уменения обобщать знания, делать вывод.

 Вывод по уроку.

-Что такое доброта?

-Что такое вежливость?

Будем ли мы с вами добрыми и вежливыми?

Хорошо, а напоследок я хочу прочитать вам такие замечательные стихи:

Как много на свете полезных,

красивых и ласковых слов,

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто,

Будь добрым- обычный совет.

Не важно, какого ты роста,

И сколько тебе уже лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...