Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Денгизова Аминат Мурзаевна

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_russkomu_yazyku.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

К основной образовательной программе

начального общего образования,

утвержденной приказом по школе

от 31.08.2017 № 620

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

 «Русский язык»

для 1 класса

на 2017-2018 учебный год

 

 

учителя начальных классов:

Денгизовой Аминат Мурзаевны


Русский язык

                                                               Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.Г. Рамзаевой (УМК «РИТМ» М., Дрофа – 2011г..Рекомендовано Министерством образования и науки РФ), основной общеобразовательной программы МБОУ «НШ №24».

 Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

2. Цели программы

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Данный курс придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе автора Т. Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 165 часов в год.

В 1 классе (после изучения курса обучения грамоте) из расчета 5 часов в неделю, всего - 50 часов.

Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в 1 классе направлено на получение следующих личностных результатов:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;
  • сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
  • начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;
  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • умение определять общую цель и пути её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • первоначальные представления о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
  • умение ориентпроваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
  • сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
  • владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
  1. Содержание учебного предмета

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Учебный курс русского языка в 1 классе состоит из 8 разделов.

Важными в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».

«Звуки и буквы» Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период обучения грамоте. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции.

Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подготовка к изучению частей речи начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится и понятие предлог, а также понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении).

В 1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении.

Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.

  1. Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающегося, оборудование

план

факт

1 четверть

1

Слово – единица речи

Знакомство с учебным предметом, учебником и тетрадью. Проверка умения учащихся по пересчету предметов. Назывная функция слова (слово что-то или кого-то называет, является названием действий или признаков предметов). Уметь списывать слова, диктуя себе по слогам, проверять свою запись по книге.

2

Связь слов в предложении

 Первоначальное ознакомление со связью слов по смыслу как подготовка к пониманию функций словосочетаний и предложений в общении людей. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

3

Предложение и текст как единицы речи

 Первоначальное ознакомление с основной функцией предложения и текста (сообщать, о чем – либо или о ком- либо) Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему. Уметь оформлять предложения на письме: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения.

4

Основные функции предложений в речи.

Предложения сообщают о ком – либо или, о чем – либо. Разновидности предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Уметь четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова.

5

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

Наблюдение за связью слов в предложении и связи предложений в тексте. Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему.

6

Главные члены предложения

Первоначальное ознакомление с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения; формирование умения распознавать главные члены, устанавливать по вопросам связь слов в предложении.

Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом

7

Текст как единица речи

Связь по смыслу предложений в тексте как одной из его особенностей Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему

8

Предложение и текст как единицы речи. Закрепление

Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Предложение и текст – единицы речи. Уметь составлять текст из трех – пяти предложений на определенную тему

9

Имена собственные. Заглавная буква в словах

Уточнение представлений об употреблении заглавной буквы в письменной речи. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Уметь находить имена собственные в предложениях, текстах. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы

10

Заглавная буква в словах- кличках животных

Уточнение представлений об употреблении заглавной буквы в письменной речи. Употребление заглавной буквы в именах собственных. Уметь находить имена собственные в предложениях, текстах. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы

11

Предлог

Уметь находить предлоги в предложениях, употреблять подходящий по смыслу предлог при составлении предложений.

12

Раздельное написание предлогов со словами

13

Раздельное написание предлогов со словами

Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом, находить главные члены.

14

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Уметь вычленять звуки из слова, правильно произносить их, различать и сравнивать: буквы и звуки; правильно называть буквы.

15

Звуки и буквы. Закрепление.

Гласные и согласные звуки и буквы.  Гласные звуки в ударных слогах. Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы; выделять в слове ударный слог.

16

Различие гласных и согласных звуков и букв.

Гласные и согласные звуки и буквы.  Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы

17

Гласные и согласные звуки.  Обозначение звуков буквами

Гласные и согласные звуки и буквы.  Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы

18

Гласные и согласные звуки.  Закрепление.

Гласные и согласные звуки и буквы.  Уметь различать и сравнивать: буквы и звуки, гласные и согласные звуки и буквы

19

Азбука или алфавит

Азбука и ее роль в общении людей. Использование алфавита на практике. Знать все буквы русского алфавита и правильно называть их.

20

Азбука или алфавит

Азбука и ее роль в общении людей. Использование алфавита на практике. Знать все буквы русского алфавита и правильно называть их.

21

Слово и слог. Уточнение представлений о слоге.

Слог как часть слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Уметь делить слова на слоги

22

Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги с опорой на количество в нем гласных звуков. Уметь делить слова на слоги, списывать слова, диктуя себе по слогам.

23

Слово и слог. Ударение.

Различие в слове ударных слогов с опорой на лексическое значение слова.

24

Слово и слог. Закрепление.

Различие в слове ударных слогов с опорой на лексическое значение слова.

25

Перенос слов

Ознакомление с трем правилам переноса слов. Уметь переносить слова по слогам.

26

Перенос слов. Закрепление.

Ознакомление с трем правилам переноса слов. Уметь переносить слова по слогам.

27

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё,ю,я,и

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами е, е, и, я, ю. Уметь называть мягкие  и твердые согласные звуки в слове и вне его; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, и, я, ю.

28

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме

Обозначение на письме мягкость согласных звуков, уметь называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне его; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, и, я, ю и ь в конце слов. Списывание текста. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами

29

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши.

Правописание сочетаний жи-ши Уметь писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами

30

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу.

Правописание сочетаний ча-ща чу-щу Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща чу-щу

31

Правописание гласных после шипящих. Закрепление.

Правописание сочетаний чк, чн. Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями чк, чн

32

Сочетания чк, чн

Правописание слов с сочетаниями чк, чн

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных, знать парные и непарные согласные звуки и буквы. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные.

Списывание текста. Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами

33

Парные звонкие и глухие согласные.

Ознакомление с проверяемыми и проверочными словами, сопоставление произношения и написания слов. Уметь правильно записывать слово с парным согласным звуком на письме, используя проверочное слово.

34

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

Ознакомление с проверяемыми и проверочными словами, сопоставление произношения и написания слов. Уметь правильно записывать слово с парным согласным звуком на письме, используя проверочное слово.

35

Обозначение парных (по звонкости и глухости) согласных звуков на письме.

Проверяемые и проверочные слова. Способ проверки парных согласных звуков на конце слова путем изменения формы слова. Уметь записывать слово с парной согласной на конце слова, проверяя его написание путем изменения формы слова.

36

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме

Распознавание в словах ударных и безударных гласных звуков. Сравнение в словах ударных и безударных гласных звуков различных формах одного и того же слова. Уметь выделять в слове ударные и безударные гласные звуки.

37

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме. Правописание.

Имя существительное (без терминологии), значение и употребление Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета

38

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?

Представление о функции в речи слов, обозначающих признаки предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета

и признака предмета.

39

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?

Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

40

Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

41

Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

42

Слова – названия признаков предметов.

43

Слова, которые отвечают на вопросы что делает?, что делают?

Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

44

Слова, которые отвечают на вопросы что делает?, что делают?

Представление о функции в речи слов, обозначающих действия предметов. Ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова. Уметь различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признака предмета. Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.

45

Закрепление изученного. Составление рассказа по картинке.

46

Итоговая контрольная работа.

47

Контрольное списывание.

48

Работа над ошибками. Закрепление.

49

Защита проектов «Страна Словария»

50

Обобщение изученного.

Закрепить знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Формирование навыка работы над ошибками. Формирование умений работы над проектом.

7. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Печатные пособия:

1. Русский язык. Рамзаева Т.Г. – учебник для 1 класса. М., «Дрофа», 2016г.

2. Диагностика результатов образования. Русский язык. М. «Дрофа», 2011г.

3. Методическое пособие для учителя. 1 класс. Рамзаева Т.Г. – М. «Дрофа», 2016г.

4. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс Лебедев, Мишуринская – М. «Дрофа», 2016г.

5. Тесты. Русский язык 1 класс 1 класс. Рамзаева Т.Г. – М. «Дрофа», 2016г.

2. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

1. Ресурсы сети интернет:

http://www.proshkolu.ru/

 http://pedsovet.org/register/

http://nsportal.ru/

http://login.dnevnik.ru/

http://pochemu4ka.ru/

http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy3.html

2. Компьютерные программы по русскому языку.

3. Тематические презентации.

4. Комплекты плакатов.

5. Компьютер.

6. Интерактивная система.

7. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....