Конспект урока по русскому языку "Работа окончаний в словах предметах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рахматулина Адиля Руслановна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «РАБОТА ОКОНЧАНИЙ В СЛОВАХ ПРЕДМЕТАХ»

Цели деятельности учителя: ознакомление с работой окончаний в словах, называющих предметы; создание условий для определения работы окончаний у слов, называющих предметы.

Планируемые результаты

Предметные: знать определение работы окончаний слов, называющих предметы.

Уметь определять работу окончаний слов, называющих предметы.

Личностные: знать личностный смысл обучения.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: конспект урока; учебник «Русский язык» В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова 3 кл., I часть учебная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15 октября 2019 года

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 3 «Б»

Кабинет: 221

ФИО учителя: Кожевникова Т.И.

ФИ студента: Рахматулина А., 42 гр.

ФИО методиста: Батуева Л.И.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «РАБОТА ОКОНЧАНИЙ В СЛОВАХ ПРЕДМЕТАХ»

Цели деятельности учителя: ознакомление с работой окончаний в словах, называющих предметы; создание условий для определения работы окончаний у слов, называющих предметы.

Планируемые результаты

Предметные: знать определение работы окончаний слов, называющих предметы.

Уметь определять работу окончаний слов, называющих предметы.

Личностные: знать личностный смысл обучения.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: конспект урока; учебник «Русский язык» В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова 3 кл., I часть учебная презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности:

- словесный (слово учителя).

1 – 2 мин

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и считать.

- Здравствуйте, присаживайтесь на места. Меня зовут Адиля Руслановна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Пожелайте друг другу удачи.

Приветствует учителя

Желают удачи друг другу

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

II. Актуализация знаний и мотивация:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация).

3 – 5 мин

- Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте повторим предыдущую тему.

- Ребята, что такое окончание?

- Какую роль в слове играет окончание?

Слайд 2 (изображения)

- Взгляните на слайд, здесь изображены предметы. Назовите мне их.

Слова:

Книга – книги; стол – столы; тарелка – тарелки; тетрадь – тетради.

- На что указывает окончание в этих словах?

- Итак. Что можно сказать об окончании?

Вывод: окончание в слове указывает на изменение числа слова.

Слайд 3 (1 модель – окончание указывает на число).

- Молодцы. Сегодня мы продолжим изучать работу окончания в словах.

- указывает на изменения в слове

- на число

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы

III. Постановка учебной задачи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в тетради).

1 – 2 мин

На слайде: Слайд 4

Читаю книгу брата.

Читаю книгу брату.
- Запишите эти два предложения в тетрадь.

- Найдите одно и то же слово, но с разным окончанием и выделите в них корень.

- Теперь выделите в этих словах окончание.
- Как вы думаете, почему у этого слова разные окончания?
- На какую же работу указывает окончание в этих словах?
- Указывает ли окончание в этих словах на число?

- Сегодня мы продолжим говорить о работе окончании словах предметах.

Слайд 5

Тема урока: «Работа окончаний в словах предметах».

Цель урока: создание условий для определения работы окончаний у слов, называющих предметы.

- брата; брату

- нет

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

IV. Открытие нового знания:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа с учебником).

7 – 8 мин

- Итак, продолжим работы с предложениями.

- Какую работу в этих словах выполняет окончание? (предположения).

- Проверим предположения.

- Вы уже знаете, что в любом высказывании слова связаны друг с другом. Проверьте, с каким словом связано слово брат в каждом высказывании.

- Попробуйте из первого высказывания убрать слово книга. Получилось ли высказывание?

- Так с каким же словом связано изменение брату в первом высказывании: со словом читаю или со словом книгу?

- А теперь попробуйте убрать слово книгу из второго высказывания. Получилось ли высказывание из оставшихся слов?

- С каким словом связано слово брата во втором высказывании?

- Почему слово брат в этих высказываниях изменялось по-разному?

- Для того, чтобы слова могли связываться в высказывании с другими словами, ему нужны некие изменении. А какие именно изменения мы узнаем, прочитав правило на странице 84 в учебнике.

Слайд 6

! Правило: Для того, чтобы слова могли связываться в высказывании с другими словами, ему нужные особые изменения, которые называются падежами.

- Так какая часть слова брат указывает на то, что оно в обоих высказываниях в разных падежах, то есть связано с разными словами?

- указывает на связь слов в предложении

- 1 со словом книга; 2 со словом читаю

- не получается

- со словом книгу

- высказывание получилось

- со словом читаю

- потому что зависели от разных слов

Прочитывают правило в учебнике

- на это указывает окончание

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

К: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами и алгоритмами рассуждений.

V. Первичное закрепление во внешней речи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в тетради).

4 – 5 мин

 - Отметим эту вторую работу окончания слова на его модели. Работаем в тетради.

Слайд 7 (2 модель окончания)

- Сейчас на слайде вам будет представлено несколько предложений. Вам нужно будет их переписать в тетради, вставляя нужные окончания в выделенные слова. Затем выделить в этих словах окончание.

- Приступайте к работе.

Слайд 8

1. Начался дождь… .

2. О дожд… народ слагал приметы.

3. Перед дожд… пчёлы сидят в улье.

- Все выполнили задание?

- Отлично. Теперь проверим правильность выполнения задания. Внимание на слайд.

Вывод: окончание указывает на изменение падежа.

- Мы сегодня так много пишем. Давайте немного разомнем наши пальчики для дальнейшей работы.

Динамическая пауза:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

- Вот и отдохнули. Продолжаем работать.

Выполняют задание

Ответы: Слайд 8

1. Начался дождь . .

2. О дожде народ слагал приметы.

3. Перед дождём пчёлы сидят в улье.

Выполняют движения динамической паузы за учителем

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, умение на основе анализа выражений делать выводы;

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой:

 - словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в тетради).

7 – 8  мин

Слайд 9 (две модели окончания).

- Повторим: какие две работы выполняет окончание в словах предметах?

- Молодцы. Выполним следующее задание.

Распределите слова в два столбика.

Слайд 9

Окончание изменяет число

Изменение окончания по падежам

Слова: зима, с урока, зимы, с братом, ручка, в кабинете, ручки, тетради.

- Какие числа вы знаете?

- А теперь приступайте к работе.

-  Выполнили? А теперь обменяйтесь с соседом тетрадями. И проверьте задание по эталону.

Критерии оценивания:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 2 и более ошибок

- Как называются изменения, которые нужны для связи слов в предложениях?

- указывает на число; указывает на связь слова с другими словами в высказывании (на падеж)

Выполняют задание

- единственное и множественное

Ответы: Слайд 10

Зима

Зимы

Ручка

Ручки

Тетради

С урока

С братом

В кабинете

- падежи

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

VII. Включение в систему знаний:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в тетради).

4 – 5  мин

- С какой частью слова мы работали на уроке?

- Какую работу выполняет окончание в словах предметах?

- Что же такое падеж?

Слайд 10

1. Пишу письмо сестре.

Читаю письмо сестры.

2. Надеваю платье мамы.

Одеваю в платье маму.

- Посмотрите на слайд. Вам нужно найти в каждой паре предложений одно и то же слово, но с разным окончанием Выделить окончание в этих словах. А затем схематично указать работу окончания.

- Теперь проверим.

- с окончанием

- указывает на число; указывает на связь слова с другими словами в высказывании (на падеж)

- изменение для связи слов в предложении

Выполняют задание

П: строить объяснения в устной форме по предложенному плану.

VIII. Рефлексия деятельности:

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация).

2 – 3 мин

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели?

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

- А теперь запишите домашнее задание.

Д/З: упр. 69 в учебнике.

- Спасибо за урок. До свидания.

Подводят итоги урока

Записывают д/з

Р: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

КНИГА КНИГИ

Слайд 3

ТАРЕЛКА ТАРЕЛКИ

Слайд 4

ТЕТРАДЬ ТЕТРАДИ

Слайд 5

Окончание в слове указывает на изменение числа слова ! Ч.

Слайд 6

Читаю книгу брата . Читаю книгу брату .

Слайд 7

Тема урока: «Работа окончаний в словах предметах». Цель урока: создание условий для определения работы окончаний у слов, называющих предметы.

Слайд 8

Читаю книгу брата . Читаю книгу брату . X X

Слайд 9

Правило: для того, чтобы слова могли связываться в высказывании с другими словами, ему нужные особые изменения, которые называются падежами .

Слайд 10

Окончание указывает на изменение падежа. ! П.

Слайд 11

Задание № 1 1. Начался дождь… . 2. О дожд… народ слагал приметы. 3. Перед дожд… пчёлы сидят в улье.

Слайд 12

Ответы: 1. Начался дождь . 2. О дожде народ слагал приметы. 3. Перед дождём пчёлы сидят в улье.

Слайд 13

Ч. П. Модели работы окончаний:

Слайд 14

Задание № 2 Окончание изменяет число Изменение окончания по падежам Слова: зима, с урока, зимы, с братом, ручка, в кабинете, ручки, тетради.

Слайд 15

Ответы: Зима Зимы Ручка Ручки Тетради С урока С братом В кабинете Критерии оценивания: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 2 и более ошибок

Слайд 16

Задание № 3 1. Пишу письмо сестре. Читаю письмо сестры. 2. Надеваю платье мамы. Одеваю в платье маму.

Слайд 17

Ответы: Пишу письмо сестре . Читаю письмо сестры . Надеваю платье мамы . Одеваю в платье маму . П. П. П. П.

Слайд 18

Домашнее задание: упр. 69 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание», УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выд...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...