Главные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Прокопенко Лариса Геннадьевна

Урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_chleny_predlozheniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Урок «Главные члены предложения»

3 класс

Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умения определять главные члены в предложении, развитию памяти, внимания, логического мышления, устной и письменной речи, интеллекта, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.

Задачи урока (способы достижения цели):

Личностные:

- мотивация учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- формирование социальной роли ученика.

Метапредметные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- фиксировать информацию разными способами;

- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

- выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

- подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные:

- находить главные члены (основу) предложения;

- обозначать графически грамматическую основу.

Планируемые результаты:

Предметные: находить основу - главные члены предложения

Метапредметные:

- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую и наоборот), отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать речь друг друга.

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Сегодня нас ждет увлекательное путешествиие в страну русского языка.

Проверим готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные

(самоопределение)

1

2.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Задания. (Слайд  2)

– Прочтите предложения.

Чёремуха цветёт в мае.

Рабочие строят дом.

Лодка плывёт по озеру.

– Назовите слова, без которых они не смогут существовать

Выполняют задания.

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы.

Познавательные (анализ с целью выделения признаков, выбор оснований)

2

3.

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Постановка проблемного вопроса

– Как  называются слова, без которых предложение не сможет существовать?

– Какое второе название есть у главных членов предложения?

– Как называются главные члены?

– Что в предложении выражает подлежащее?

– На какие вопросы оно отвечает?

– Как подчеркивается?

– Что называет сказуемое?

– На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

На какие вопросы будем искать ответ?

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Ставят цели

Познавательные

(умение осознанно  строить речевое высказывание)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

3

4.

Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Организует работу по учебнику.

– Давайте посмотрим,  верны ли наши высказывания?

Откройте свои учебники на с.53.

– Прочитайте формулировки языкового закона.

Сравните свои формулировки с формулировками  учебника.

Побуждает учащихся  к высказыванию собственного мнения. (Слайд 3)

Читают  памятку (с. 51 учебника).

Делают вывод.

Познавательные умения (поиск и выделение необходимой информации)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.)

3

5.

 Построение

проекта выхода

из затруднения

– Как находить подлежащее и сказуемое?

– Выслушивает ответы.

– Обобщает знания. Называют тему урока. (Слайд 4.)

– Организует чтение  по учебнику алгоритма «Как находить подлежащее и сказуемое» на с.54.

Знакомит с историей слов подлежащее и сказуемое в рубрике: «Путешествие в прошлое».

Уточняет понимание данной темы учащимися. (Слайд 5,6)

– Выдвигают гипотезы.

– Читают алгоритм «Как находить подлежащее и сказуемое».

– Извлекают информацию.

.

Регулятивные

(осознание качества и

уровня усвоения.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

10

6.

Реализация

построенного

проекта

Организует выполнение упражнения №1 с.54 письменно фронтально.

.

Выполняют упражнение.№1

Закрепляют алгоритм нахождения главных членов предложения

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия)

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие  правила)

4

7

Физминутка

2

8.

Первичное

закрепление с проговариванием  во внешней

речи

Расскажи о главных членах предложения по схеме. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5308f12-edf3-4210-af22-a3f711b5c429/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_073%5D.swf (№1)

Демонстрация.

Задание: расскажи  о главных членах предложения по схеме

с проговариванием.

Организует работу в парах при выполнении упражнения №2 с.55 с последующей взаимопроверкой. (Слайд 7)

– Выпиши и подчеркни грамматическую основу

Отвечают по схеме.

Применяют полученные знания в проблемной ситуации.

Перечитывают памятку  в учебнике на с.54.

Отрабатывают умение находить главные члены предложения.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

5

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание.

Прослушать предложения и записать в тетрадь грамматическую основу. Диктует предложения.

В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.

(Слайд 8)

Слушают предложения.

Записывают  главные члены. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

5

10.

Включение в систему знаний и повторение

Определи главные члены предложения.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/030ec1cf-d36c-434c-97cc-73fbd7833f9b/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BIM_072%5D.swf (№2)

Предлагает задание:

– А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и  выполните  задание. Наблюдает за работой учащихся.

Организует работу в группах по учебнику на с. 55, №4 с последующей проверкой.

(Слайд 9)

Выполняют задание.

Отрабатывают умение

находить главные члены

предложения, определяют порядок их следования.

Познавательные

(анализ объектов с целью выделения признаков существенных, несущественных)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

5

11.

Информация о домашнем задании

Выучить алгоритм нахождения главных членов.

1. Выполнить упражнение №3 на с.55 учебника.

2.Составить текст на тему «Осень»,  выделить главные члены предложения.(Слайд 10)

Задание выбирают  по желанию.

Личностные (самоопределение)

2

12.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

–  Что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какой вид работы вам особенно удался?

– Что было трудным?  (Слайд 11)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...