Урок русского языка в 3 классе "Синонимы" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ряжечкина

Урок русского языка в 3 классе «Синонимы». УМК «Перспектива». Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова. Цель урока: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 3.

УМК «Перспектива»

Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.

Планируемые результаты.

Предметные умения:

— обучающийся научится подбирать  слова-синонимы;

— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.

Регулятивные умения:

— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— обучающийся получит возможность научиться договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Личностные умения:

- обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая, проблемное обучение.

Оборудование:

1. Русский язык. 3 класс. Учебник.  В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.

2. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь.  В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.

3. Проектор, компьютер.

4. Документ-камера.

5. Опорная схема

Синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

                                           

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Делают речь правильной и выразительной

6. На стене в классе прикреплены карточки со словами-синонимами: лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.

7. На каждой парте лежит 1 конверт с двумя карточками (см. конспект урока).

8. Словарь синонимов.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Ребята, у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

-Желаю вам успешной работы на уроке.

  1. Формулирование темы и целей урока.

- Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.

-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые дни? (По-другому раннюю осень называют бабье лето).

-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).

-Молодцы.

-Посмотрите, какое письмо мне пришло на электронную почту от моей бывшей ученицы.

Слайд №1.

Текст на слайде №1:

Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Вчера я гуляла в роще. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в ручье.

-Прочитайте письмо. (Ученик читает письмо вслух).

-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).

-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).

-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?

-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу?

-Вы сами ответите на этот вопрос, после того, как выполните упражнение по чистописанию.

На доске: сдидндодндидм.

-Какая буква повторяется в этом упражнении? (Буква д)

-Что вы знаете о букве д? (Буква д обозначает согласный твердый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук[ д’])

- Какое получится слово, если убрать все буквы д? (Получится слово «синоним»).

-Кто догадался, какая тема будет сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы).

-Напишите буквосочетания один раз, правильно выполняя соединения.

Слайд №2.

На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.

-Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.

Слайд №3.

На слайде №3 напечатан план путешествия:

1. Что такое синонимы?

2. В чем особенность синонимов?

3. Чем синонимы отличаются друг от друга?

4. Какую роль играют синонимы в речи?

-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.

  1. Изучение нового материала.

Слайд №4.

На слайде №4:

1 станция. Что такое синонимы?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару...

-На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.

- Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.

-Все эти слова - синонимы.

-Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.(Ученик читает вслух)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

-Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.

Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:

 Зябнет -замерзает ,

дрожит – дрожит от холода ,

 стынет –становится холодным, остывает ,

мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.

-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)

-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)

-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)

Учитель на доске выставляет опорную схему:

синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

                                           

  -Прочитаем, что такое синонимы в учебнике на стр. 43. (Ученик вслух читает правило в учебнике)

-Правильный вывод мы с вами сделали?

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Физ. минутка.

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Слайд №5.

На слайде №5: 2 станция. В чем особенность синонимов?

-На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.

Слайд №6.

На слайде №6.

Правила работы в парах:

  1. Распределить обязанности.
  2. Вместе обсуждать задание.
  3. Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
  4. Соблюдать порядок на парте.
  5. Уважать мнение собеседника.

-Вы будете работать в парах. Повторим правила совместной работы.

-Возьмите из конверта карточку №1. Прочитайте задание. Выполните это задание в тетради.

Учащимся 1 ряда предлагается 1 вариант, 2 ряда – 2 вариант, 3 ряда – 3 вариант.

1 вариант.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.

2 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.

3 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.

Проверка задания производится с использованием документ-камеры. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.

1 вариант.

- Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове грустный орфограмма – непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово грусть, пропущена буква т. В слове печальный орфограмма –непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква е.

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

2 вариант.

-Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове холодный  орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово холод, пропущена буква о. В слове ледяной  орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово лед, пропущена буква е.

-Что означает слово студеный? (Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом)

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

3 вариант.

-Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть.

Лишнее слово пасмурный т.к. это имя прилагательное, а все остальные слова – имена существительные. В слове ненастье  орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода орфограмма – непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква о.

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

-Какой можно сделать вывод?  (Синонимы – это слова одной и той же части речи)

Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания:

1 вариант.

    прил.             прил.       прил.           сущ.

Грустный,  печльный,  унылый,     тоска.

2 вариант.

    сущ.       прил.           прил.          прил.

Мороз,   холодный,   ледяной,  студеный.

3 вариант.

       сущ.         прил.            сущ.         сущ.

Ненастье, пасмурный, непогода, слякоть.

-По какому признаку одно слово всегда было лишним?

-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

                                           

Относятся к одной и той же части речи

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Физ. минутка для глаз.

- В классе я разместила слова. Ваша задача найти синонимы.

Лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.

Учащиеся называют слова-синонимы: лес-роща-чаща, погожий-ясный, ясно-солнечно.

Слайд №7.

На слайде №7: Чем синонимы отличаются друг от друга?

-На 3-ей станции мы узнаем,  чем синонимы отличаются друг от друга.

-Выполним задание в рабочей тетради.

-Откройте стр. 62  упр. 103.

-Прочитайте задание.

-Объясните значение слов-синонимов.

Слово болтали употребляется в значении говорить о пустяках, беседовали – в значении вели диалог, толковали – объясняли.

-Спишите предложения , вставляя пропущенные слова. Учащиеся 1 ряда списывают 1-ое предложение, 2 ряда – 2-ое предложение, 3 ряда – 3-ье предложение.

Проводится фронтальная проверка.

-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

                                           

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Слайд №8.

На слайде №8. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.

-Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем,  какую роль играют синонимы в речи.

-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Слайд №9.

На слайде №9 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)

-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.

- В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.

-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).

-Найдем синонимы в словаре синонимов.

Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.

-Возьмите из конверта карточку №2. Работая в парах, устно замените повторяющиеся слова синонимами.

Карточка №2.

Прочитайте текст. Замените выделенные слова, близкими по смыслу, используя слова для выбора.

Ос…нью в лесу грустно. Грустно см…треть на опадающие лист…я. Дует холодный вет…р. На  холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в руч…е.

Слова для выбора: печально, студёном, зябнут, стынет.

-Прочитайте получившийся текст.

-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

                                           

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Делают речь правильной и выразительной

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Слайд 10. Фронтальная  проверка. Учащиеся объясняют правописание слов.

Резервные задания. Работа со словарем синонимов.

-Игра «Кто больше?» Придумайте и запишите как можно больше синонимов к слову друг.

-Фронтальная проверка.

-Прочитаем синонимы к слову друг в словаре синонимов в учебнике на с. 130.

-Друг, приятель, товарищ, побратим, наперсник.

Друг – связанный с кем-то хорошими отношениями.

Приятель – друг, товарищ, фамильярное или шутливое обращение.

Товарищ – человек, близкий по взглядам.

Побратим – соединен обрядом закрепления дружбы.

Наперсник – любимец.

  1. Подведение итога урока.

-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?

Слайд 11.

Учащиеся рассказывают о синонимах, используя опорную схему на слайде 11 или на доске.

-Оцените свою работу на уроке.

Слайд №12.

На слайде №12:

1. Мне важно уметь правильно писать …, потому что… .

2. Я … (очень, не очень) доволен(льна) своей работой, которую сделал(а) сам(а).

-Домашнее задание: с. 73 выучить правило, с.74, упр.115.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Синонимы

Слайд 3

план путешествия 1 станция. Что такое синонимы? 2 станция. В чём особенность синонимов? 3 станция. Чем синонимы отличаются друг от друга? 4 станция. Какую роль играют синонимы в речи?

Слайд 4

1 станция . Что такое синонимы? Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару... Ирина Токмакова

Слайд 5

2 станция . В чем особенность синонимов?

Слайд 6

Правила работы в парах Распределить обязанности. Вместе обсуждать задание. Говорить по очереди, не перебивая друг друга. Соблюдать порядок на парте. Уважать мнение собеседника.

Слайд 7

3 Станция . Чем синонимы отличаются друг от друга?

Слайд 8

4 Станция . Какую роль играют синонимы в речи?

Слайд 9

Словарь синонимов русского языка Преподаватель, педагог, учитель, наставник.

Слайд 10

Ос е нью в лесу грустно. Печально см о треть на опадающие лист ь я. Дует холодный вет е р. На студёном ветру мёрзнут деревья, зябнут звери, стынет вода в руч ь е.

Слайд 11

Синонимы Пишутся и произносятся по-разному Близкие по смыслу Относятся к одной и той же части речи Синонимы отличаются оттенками значения Делают речь правильной и выразительной

Слайд 12

Оцени свою работу на уроке 1. Мне важно уметь правильно писать …, потому что… . 2. Я … (очень, не очень) доволен(льна) своей работой, которую сделал(а) сам(а ), потому что … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....