Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Традиционное чередование звуков» УМК системы Эльконина - Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Казакова Ирина Юрьевна

Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;

Уметь писать слова с помощью транскрипции; определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

Личностные:

Воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; развитие самостоятельности и самоконтроля.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.09.2020

Школа: №148

Класс: 2б 

Кабинет: 222

ФИО учителя: Трашкова Е.В.

ФИО студента: Казакова И. Ю. 46 группа

ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

   

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Традиционное чередование звуков»

Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;

Уметь писать слова с помощью транскрипции; определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

Личностные: 

Воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; развитие самостоятельности и самоконтроля.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, В.В.Репкин; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Хроно-

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Словестный: беседа

1 минута

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Садитесь.

Приветствуют учителя.

Р: Саморегуляция

2.Актуализация знаний и мотивация

Слобесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: работа в тетради

5 минут

Фронтальная форма работы

-А сейчас мы проверим, умеете ли вы любой звук обозначать буквой.

Откройте тетради, запишите число классная работа.

- Запишите вместе с Машей, Алешей и Петей два высказывания:

КОТЫ ЛЮБЯТ РЫБУ. А НАШ КОТ ЛЮБИТ БАНАНЫ.

- Ребята, в ваших работах всё записано одинаково, кроме слова КОТЫ.

- У Маши, Алеши и Пети слово КОТЫ оказалось записано по-разному.

- «Петя написал «КАТЫ»

- Поднимите руку те, у кого это слово написано, так же как и у Пети.

- Можете объяснить почему?

« Петя объяснил, что звук [А] в слове КОТЫ, он обозначил буквой «А».

«Маша написала КОТЫ,

- Поднимите руку те, у кого так же как у Маши.

- Можете объяснить почему?

«Маша объяснила, что КОТ и КОТЫ - это одно и то же слово, поэтому она его написала одинаково с буквой «О».

-«Алёша вместо гласной буквы в слове КОТЫ поставил знак вопроса?

- Кто-нибудь написал так же?

- « Алёша объяснил, что он не знает можно ли два разных гласных звука обозначать одной буквой.

- О каких разных звуках говорит Алёша?

-Чтобы ответить на этот вопрос, запишите слова КОТ - КОТЫ звуками.

[КОТ], [КАТЫ]

-открывают тетради, записывают число, классная работа.

Коты любят рыбу. А наш кот любит бананы.

Поднимают руку

 -потому что в слове «коты» звук А

Поднимают руку

-потому что в слове «коты» звук А, но пишем мы букву О

Поднимают руку

П: структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

2 минуты

Фронтальная форма работы

Как вы считаете, какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Как вы думаете, каков план нашей работы?

Тема: традиционное чередование звуков

Цель: узнать, какие звуки могут чередоваться.

План:

1) Поработать в учебнике

2) Поработать в тетради

3) Выполнить самостоятельную работу и при этом быть внимательным и ответственным за свои результаты.

Р: целеполагание; планирование; коррекция.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; подведение под понятие.

4.Открытие нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: презентация и учебник

Практический: работа в тетради

10 минут

Фронтальная форма работы

-О каких же разных звуках говорит Алёша?

-Откройте страницу учебника 29 . Прочитайте правило.

Откройте страницу 33 задание №28

Прочитайте задание.

Что нам нужно сделать?

Давайте разберём первое слово.

[бот] - [боты]

Какой звук в первом слове?

Какой звук во втором слове?

Подходит нам это слово?

Верно, нет.        

[м’ач’] - [м’ич’и]

Какой звук в первом слове?

Какой звук во втором слове?

Подходит нам это слово?

Верно.        Перепишите эти слова себе в тетрадь.

Сейчас по цепочке анализируем каждое слово, так же как мы это делали сейчас.

-Звук О и звук А

Открывают учебник

Читают правило

-нужно выписать только такие изменения слов, в которых вместо одного звука появляется другой.

-Звук О

-Звук О

-нет

[гном] - [гномы] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется.

[л’эс] - [л’иса] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется.

[жэст] - [жэсты] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется.

[хвост] - [хвасты] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется.

[м’эч’] - [м’ич’и] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется.

[ст’эп’] - [ст’эп’и] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется.

[лос’] - [лос’и] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется.

[стол] - [сталы] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется.

[бок] - [бака] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: работа в парах

5 минут

Парная работа

Сейчас ваша задача в парах обсудить, в каких словах чередуется звук, а в каких нет.

Потом проверим

Шест – шесты [шэст] - [шысты]

Лес-леса [л’эс] - [л’эса]

Тетрадь – тетради [т’итрат’] - [т’итрад’и]

Стол – столы [стол] - [сталы]

Книга – книги [кн’ига] - [кн’иг’и]

По цепочке проверяем, отвечает один от пары.

Верно!

Обсуждают в паре.

Шест – шесты [шэст] - [шысты] чередуется

Лес-леса [л’эс] - [л’эса] не чередуется

Тетрадь – тетради [т’итрат’] - [т’итрад’и]

Не чередуется

Стол – столы [стол] - [сталы] чередуется

Книга – книги [кн’ига] - [кн’иг’и] не чередуется

П: структурирование знаний.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Физминутка

1 минута

- Шли по крыше три кота

- Три кота Василия. (Ходьба.)

- Поднимали три хвоста

- Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

- Сели киски на карниз,

- Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)

- И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словевесный: беседа

Наглядный: карточки

Практический: работа в карточках

10 минут

Индивидуальная форма работы

У вас на столах у каждого карточки, ваша задача самостоятельно подписать в какой паре слов звук чередуется, а в какой нет.

 [ слон ]  [ сланы]

[ л эщ ] [ лищи ]

[грач ] [грачи]

[ сыр]  [ сыры]

Обменяйтесь листочками с соседом.

Посмотрите на экран, проверяем.

[ слон ] [ о] [ сланы] [ а ]

[ л эщ ] [ э ] [ лищи ] [ и ]

[грач ] [ а ] [грачи] [ а ]

[ сыр] [ ы ] [ сыры] [ ы ]

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибка - 3

Выполняют работу на листочках

Обмениваются листочками, проверяют.

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 П: структурирование знаний.

7.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

2 минуты

Посмотрите на экран. Прочитайте предложения.

[й'ужный' к'ит был бол’шых разм'эраф]. [к’иты плыл’и оч’ин’ дал'ико́].

Южный кит был больших размеров. Киты плыли очень далеко.

Какие слова здесь похожи?

Какой звук в первом слове?
Какой звук во втором слове?

Чередуется гласный звук?

Верно.

Читают предложения

- Кит, киты

-нет

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

8.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

4 минута

Чем мы занимались на уроке, по какой теме?

Как называется замена звуков в одном и том же слове?

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы думаете, мы достигли её?

Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки

Верхняя ступень - всё сделал правильно и могу помочь соседу.

Средняя ступень - я справился, но возникли трудности.

Нижняя ступень - у меня ничего не получилось.

 Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник страница 33 упражнение 27.

Тема: традиционное чередование звуков

-позиционным чередованием звуков

Цель: узнать, какие звуки могут чередоваться.

- мы достигли цели

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КАТЫ КОТЫ К?ТЫ

Слайд 3

[КОТ ], [КАТЫ ].

Слайд 4

Тема : традиционное чередование звуков Цель : узнать , какие звуки могут чередоваться

Слайд 5

План: 1) Поработать в учебнике 2) Поработать в тетради 3) Выполнить самостоятельную работу и при этом быть внимательным и ответственным за свои результаты.

Слайд 6

[КОТ ], [КАТЫ ].

Слайд 7

Шест – шесты [ шэст ] - [ шысты ] Лес-леса [ л’эс ] - [ л’эса ] Тетрадь – тетради [ т’итрат ’] - [ т’итрад’и ] Стол – столы [стол] - [ сталы ] Книга – книги [ кн’ига ] - [ кн’иг’и ]

Слайд 8

Самостоятельная работа [ слон ] [ о] [ сланы] [ а ] [ л эщ ] [ э ] [ лищи ] [ и ] [грач ] [ а ] [грачи] [ а ] [ сыр] [ ы ] [ сыры] [ ы ]

Слайд 9

[й'ужный' к'ит был бол’шых разм'эраф]. [ к ’иты плыл’и оч’ин’ дал'ико́].

Слайд 10

Тема : традиционное чередование звуков Цель : узнать , какие звуки могут чередоваться

Слайд 12

Домашнее задание Учебник страница 33 упражнение 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"

Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....

Урок математики во 2 классе. Программа Э.И. Александровой (Система Эльконина-Давыдова).

Показан урок математики, на котором ученики создавали задачи на разностное сравнение по модели....

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...