Урок русского языка "Значение суффиксов в словах"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Глухова Елена Владимировна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России", учебник "Русский язык" В.П.Канакиной. Цель урока: формировать умение объяснять значение суффиксов в словах. На уроке учащиеся работают в разноуровневых группах, выполняя задания по карточкам, учебнику, а также электронному приложению. Задания расчитаны на дифференцированный подход к обучающимся с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии сотрудничества, проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi._znachenie_suffiksov.docx327.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока русского языка в 3 классе:

«Значение суффиксов в словах»

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: формировать умение объяснять значение суффиксов в словах.

Задачи:

- учить осознавать значения, вносимые в слово суффиксами;

- наблюдать над способами образования слов при помощи суффиксов;

- развивать умение учащихся находить в словах суффиксы.

Личностные результаты:

  • развитие интереса к познанию русского языка;
  • формирование мотивации к творческому труду;
  • развитие способности к самооценке;
  •  ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные УУД:

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Технологии обучения: применение ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: учебник 3 класса «Русский язык» В.П.Канакиной, электронное приложение для работы электронной доской.

Ход урока

  1. Орг. момент. Проверка домашнего задания.

«Исследование» было задано для группы 3.

«Являются ли слова «кольчуга, кольцо, колобок» родственными с точки зрения  современного языка или истории возникновения слов? Подсказка: слово «коло» ранее обозначало «круг»».

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Разноуровневые задания по карточкам даются группам 1-2-3.

Задание для группы 1.

Расположи части слова в нужном порядке согласно правилам в учебнике.

Если правильно собрать 4 пазла, то получится картинка (фотография подснежников). (Приставка, корень, суффикс, окончание). Ответ: Под-снеж-ник-и

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Ответ: На-клей-к-а

* Один учащийся работает у доски с заданием на электронной доске

Задание для группы 3

Придумайте свое задание по теме « Состав слова».

Далее идет совместная проверка работ.

  1. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

-Посмотрите на слова: в чем сходство и различие пар слов?

Надя-Наденька, баян-баянист.

-Какие суффиксы выделим в словах? Какое значение они придают словам?

- Сформулируйте тему урока

  1. Физминутка.

             « Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко». При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

  1. Открытие нового знания. Работа с учебником

Группа 1. Упр.168 (Выполняю упражнение вместе с детьми группы. Запись веду на доске.)

 Группа 2.   Упр.169

 Группа 3.   Упр.170.  Группа 2 и 3 работают самостоятельно.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

          Проверка работ по учебнику коллективно.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Что вызвало трудности?

 -Чему я  научился?

- Что понравилось?

 - Дайте оценку своей деятельности.

Дополнительно:

Группа 2

Прочитайте слова, распределите их в зависимости от значения, которое вносится приставкой:

  1. Приблизиться
  2. Добавить, выполнить не до конца

Подбежать, подсыпать, подсыпать, подбросить, подлететь, подлечить, подплыть, подкормить.

           Группа 1

 Распределите слова на три группы. Напишите их и выделите в них  приставки.

Насушит, надломит, застучит, затрещит, надумает, надрежет, надшил.

          Группа 3

  1. Предмет – шум

                       Качество – ?

                      Действие – шуметь

Железо    

седина

голубь

железный

?

голубиный

2.Составьте имена существительные, используя таблицу.

_______________________________________

приставка

корень

суффикс

окончание

1

поворот

садик

рыбка

свалка

2

подчистить

ходить

-

кино

Приложения

https://fs01.infourok.ru/images/doc/27/34910/img27.jpg

https://fs01.infourok.ru/images/doc/27/34910/img27.jpg

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Задание для группы 2. Отгадайте слово.

1.Приставка как в слове «нарисовал»

2.Корень как в слове «расклейщик»

3.Суффикс как в слове «ранка»

4.Окончание как в сове «ваза»

Идея задания для группы №3   на 2-м этапе урока взята:

http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/24409-raznourovnevye-zadaniya-po-russkomu-yazyku-3-4-klassy.html

https://fs01.infourok.ru/images/doc/27/34910/img27.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....

Конспект урока русского языка "Суффиксы в словах" 2 класс

1. Учебный предмет: русский язык  (УМК « Планета знаний»)2. Класс 23. Тема урока « Суффиксы в  словах»4. Тип урока изучение нового материала5. Цель: исследовать...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...