технологическая карта урока русский язык 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тюрнина Валентина Ивановна

Связь слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_rusyaz_2kl.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока.

Предмет, класс

Русский язык,2 класс

Учитель

Тюрнина Валентина Ивановна

Тема урока,

№ урока по теме

Связь слов в предложении.

№ 14

Цель урока

Систематизировать знания о предложении (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме); развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам .

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  - обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении;

-закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

-проверить сформированность понятий: звук, слог, слово, предложение, текст;

- развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

 - способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

        

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

Актуальность и вид использования средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.)

Технические средства обучения: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику  В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого  по русскому языку 2 класс «Школа России»,;

 раздаточный материал.

Образовательные ресурсы Интернет

( адреса сайтов)

 

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока Мотивирование к учебной  деятельности.

Проверка готовности к уроку

 – Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

– Какое сейчас время года? (Осень)
– Назовите признаки осени.

(Реже  светит  солнце.  Дни  стали  короче. Всё  чаще  льёт  дождь.  С деревьев  облетают  листочки.  В  лесу  и  поле  стало  намного  тише.  Птицы  собираются  в  стаи.)

-Ребята, послушайте
Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат.

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш,

Шуршиха

и Шуршонок -

Папа, мама и ребенок.

                     В. Голяховский.

Что мы представляем , когда слышим это стихотворение?

- Какие слова выдумал автор стихотворения?

-Какой звук мы выделим?

Правильно, это звук [ш].

- Что мы знаем о звуке [ш]?

(Согласный, твердый, непарный, глухой парный. Пара по звонкости [ж]).

- Какой буквой обозначается звук [ш] на письме?

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

(Буквой Ш)

самоопределение (Л);    

- внутренняя позиция школьника (Л);  

 - учебно-познавательная мотивация (Л);

смыслообразование(Л);

планирование учебного сотрудничества (К)

2 этап урока  Каллиграфическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

- Откройте рабочие тетради, запишите  число.

Сегодня 21 сентября. На следующей строке запишите    

Классная работа.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву Ш прописную и букву ш строчную.

Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали?

Вырабатывают каллиграфический почерк

Отработка

каллиграфии.

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

3 этап урока   Актуализация знаний

Словарно-орфографичес-кая работа.

Яблоня, яблоко (с. 37)

-Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные»  места зеленым цветом.

-Какая орфограмма в слове?

- Подберите однокоренные слова.

Записаны слоги:

ня ло яб

ко ло яб

-Посмотрите на слайд. Что это?

-А для чего нужны слоги? Какие слова у нас получились?

Яблоня  Яблоко

-Дайте определение словам «яблоко», «яблоня». 

Яблочный, яблочко.

Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов.

Воспроизводят полученную информацию.

ЯБЛОНЯ     Фруктовое дерево с бело-розовыми  пахучими цветами   весной,  а  осенью  с  очень  вкусными  и  полезными    плодами  

ЯБЛОКО. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок.

* «Яблоку негде упасть» (разг.) - о большой тесноте.«Яблоко   от яблони недалеко падает» ( о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

Воспроизводят полученную информацию.

Познавательные:

-Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему.

4этап урока

Постановка учебной задачи

-Составьте нераспространенное предложение со словом яблоко.

      Яблоко созрело.

-Запишите, подчеркните главные члены предложения.

Что будет являться подлежащим, а что сказуемым?

-От какого слова задавали вопрос?

-Какой вопрос задавали?

Итак, ребята, что мы можем составить из слов?

Предложение.

Дайте определение предложению.

А что мы составляем из предложений?

А вот наш друг Незнайка составил такое предложение:

    сильный на  идёт дождь улице

- Получилось  ли  предложение  у  Незнайки?

-  Что  вам  не  понравилось?

О чем мы будем говорить?

-Значит, какая тема нашего урока?

Давайте подумаем, какие цели мы поставим на уроке? И сформулируем их с помощью опорных слов.

-Какую цель поставите вы сами?

Составление предложения, формулировка темы урока

О связи слов в предложении.

  Тема: Связь слов в предложении.

Узнать, как устанавливать связь (слов) в (предложении).

Учиться ставить ( вопрос ) от главного слова к зависимому.

Оценивать свою (работу) на уроке.

Тема нашего урока: « Как установить связь  слов в предложении?»

(Предложение  начинается  с  большой  буквы,  заканчивается  точкой,  восклицательным  знаком  или  вопросительным  знаком.

Предложение  должно  иметь  законченную  мысль.

 Слова  должны  быть  связаны  по  смыслу.

Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем

Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем

(Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.  Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

5 этап урока

Усвоение новых знаний и способов действий.

Давайте вернемся и поможем Незнайке составить предложение и запишем его.

( у  доски  один  ученик  записывает  предложение  и  разбирает  его)

Выделим грамматическую основу.

На  улице  идёт  сильный  дождь.

– Как связаны между собой главные члены предложения?
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее дождь?
– Поставьте вопрос. (Дождь    какой?   сильный)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
– Какое слово поясняет сказуемое идёт? (на  улице)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос.  Идёт    (где?  на  чём?)  на  улице)  

Схема на доске:

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.

Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

-Докажите, что это предложение распространенное.

-Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении?

Связь слов

в предложении

(Вопросами.)

(СИЛЬНЫЙ)

Высказывают свое
мнение. Умеют задавать вопросы к членам
предложения.

Работа с ИКТ- прослушивание информации  по теме урока.

- постановка познавательной цели (П);      - познавательная инициатива (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

Физминутка

Вот мотор включился, 
Пропеллер закрутился, 
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. . 
(Вращательные движения руками перед собой.) 
К облакам поднялись, 
И шасси убрались. 
(Поочередное поднимание колен.) 
Вот лес – мы тут приготовим парашют. 
(Покачивание руками, разведенными в стороны.) 
Толчок, прыжок, 
Летим, дружок. 
Парашюты все раскрылись, 
Дети мягко приземлились. 
(Приседание, руки в стороны.) Покрутили, покрутили

Правильное выполнение движений

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).

6 этап урока  Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику. с. 37 (правило)

- Откройте учебники на странице 37.

-Прочитайте, чему  мы  с  вами  сегодня  научимся?

Упр. 43

        -Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

- Назовите основу предложения?  

Что называют основой предложения? редложения?  

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить? 

-Как установить связь между словами в предложении?

(Яблоко упало.)

(подлежащее и сказуемое)

(задать  вопрос)     

Яблоко  (какое?)  спелое.

- Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало  (откуда?)  с  яблони.

I.Работа в парах.

Игра «Составь и докажи»

 Берлоги, бурый, медведь, из, вылез.

Распростра-ненное предложение.

Работа в парах

1вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны с подлежащим.

2вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны со сказуемым.

Проверка с доской. Самооценка.

II.Работа в парах с взаимопроверкой.

 Один ученик записывает предложение у доски,

 остальные в тетрадях.

     

             В небе светит яркое солнце.

Установите связь слов в предложении по алгоритму.

Взаимопроверка.

Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

Уустанавливают
с помощью вопросов связь слов в предложении.

планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

7 этап урока  Рефлексия

– Какая цель стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я

-узнал…

-открыл для себя…

-научился…

-смог…

-могу похвалить себя и своих одноклассников за…

– Поднимите руку, кому все было понятно и интересно?

– Кто испытывал затруднения?

- Почему?

-Удалось ли вам достигнуть цели, которую вы сами поставили?

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р);

8  этап урока Домашнее задание

Объяснение учителя.

1 уровень: упр.44 с37.

2-3 уровень: упр.45 с.38.

Дети записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...