Методическая разработка урока русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Румянцева Татьяна Георгиевна

Аннотация методической разработки урока по русскому языку в 4 классе по теме " Повторение знаний об имени существительном ", программа составлена на основании программы «Русский язык 1-4» (2019г.) под редакцией Климановой Г.Ф., Бабушкиной Т.В др..

 

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма

урока

Виды и формы контроля

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

          

2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

91

28.01-

 

Повторение знаний об имени существительном

1

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания существительного, опознавание  имени существительного по основным признакам.

Научиться определять существительное по его морфологическим признакам, определять род, число, роль в предложении, формировать навыки лингвистического конструирования, лингвистического описания, анализа.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.

Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе.

Название рабочей программы учебного предмета , реализацию которой обеспечивает участник Фестиваля в ходе своей педагогической деятельности (указать базовый/профильный уровень, количество часов в неделю)

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 1-4» (2019г.) под редакцией М.Т. .Климановой Г.Ф., Бабушкиной Т.В.  и др. М.: Просвещение, базовый уровень, 5 часов в неделю.

Тема урока, класс

Тема урока: «Повторение знаний об имени существительном» Класс:4

Выходные данные учебника, использованного участником Фестиваля на уроке

УМК: Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.Т. .Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  и др. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2019.  

Цели и задачи урока

Цели урока: 
Учебно-познавательные:
систематизировать изученное ранее об имени существительном, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных расширить понятие о роли существительных в речи, определять синтаксическую роль существительных в предложении.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, учиться классифицировать, совершенствовать умение сравнивать, развивать адекватную самооценку.

Воспитательные: воспитание интереса к родной речи, создание благоприятной атмосферы взаимной поддержки; воспитание уважения к родному языку; воспитание внимательного отношения к слову; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; создание атмосферы заинтересованности, воспитание уважения друг к другу .

Задачи:

организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;

содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?

содействовать развитию вербального мышления;

создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного;

повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря.

Предметные УУД: закрепить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в словосочетаниях и предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Коммуникативные УУД: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Личностные УУД: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке

Формы диагностики предметных и метапредметных результатов:

фронтальный устный опрос; групповое заполнение таблицы; работа с текстом, решение ситуационной задачи, преобразование полученной информации, самооценка, взаимооценка.

Основные методы диагностики предметных и метапредметных результатов:

мини-исследовательская работа; наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах.

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Повторение знаний об имени существительном»

Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Методы

Формы проведения

УУД

Виды контроля

Личностные

Метапредметные

Предметные

Организационный этап.

2 мин

 Создание положительного эмоционального настроя

Приветствует учеников, проверяетих готовность к уроку, создаёт учащимся эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок наш в срок.

Готовы Вы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник,ручка и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

Побуждающий

Коллективный

Стремление к речевому самосовершенствованию

Соблюдение правил речевого этикета

Ситуация речевого общения

Фронтальный

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»)

3 мин

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Учитель предлагает поразмышлять над загадкой

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока, записывают ее в тетрадь.

Читают текст:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

Побуждающий

диалог

Индивидуальная работа,

коллективная

Самоопределение

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Планировать последова

тельность действий

Словообразовательный анализ, лексический анализ слова

Индивидуальный

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

5 мин

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Организует повторение;

создает проблемную ситуацию.

Записывают слова, объясняют;

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Из прочитанного текста выписатье имена существительные, определив их склонение

Подводящий диалог

Коллективная

Индивидуальная

(У доски)

Уважительное отношение к родному языку

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Планировать последова

тельность действий

Морфологический анализ слова

Проверить знания изученного

Выявление места и причины затруднения

3 мин.

Умение определять части речи

Контроль за деятельностью учащихся

В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:

+ я дал правильный ответ,

? я почти верно ответил,

- мне не удалось верно ответить

Такая работа поможет вам в  конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно

Исследовательский

Индивидуальная,

коллектив

Стремление к речевому самосовершенствованию

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Моделирование, построение логической цепи рассуждений

Планировать последова

тельность действий

Морфологический анализ слова

Морфологические признаки

Целеполагание

2 мин

Умение формулировать цель

Какие цели вы ставите для себя на сегодняшнем уроке?

Ставят цели

Заполнение таблицы "Знаю-Хочу знать"[1]

Подводящий

Индивидуальная

Уважительное отношение к родному языку

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Умение планировать действия

Построение проекта выхода из затруднения

3 мин.

Умение работать с учебником

Учитель предлагает самостоятельно  сформулировать правило, затем сопоставить с определением из учебника.

Сравнивают,  определяют сходство,

делают вывод

самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника

Учебник

С.104

Подводящий

Коллективная,

индивидуальная

Самоопределение

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме,

планирование

Часть речи и ее определение

Реализация построенного проекта

3 мин

Умение проектировать деятельность

Направляет деятельность учащихся

Составление алгоритма

Схема

[2 ]

Репродуктивный

Коллективная

Самоопределение

Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию

Планировать последова

тельность действий

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5 мин

Умение работать по алгоритму

Направляет, консультирует

По цепочке,

по алгоритму

Упр.184

Поисковый

Индивидуальная.

Коллективная

Осознание эстетической ценности  русского слова

Моделирование, построение логической цепи рассуждений

Физминутка

1мин

Показывает движения

Выполняют движения

Я буду называть одушевлённые или неодушевлённые существительные. Когда я назову одушевлённое существительное, 2 раза сделать движения головой вперёд-назад. Когда назову  неодушевлённое, 2 раза сделать движения головой влево - вправо.
Ученик, доска, заяц, цветок, корова, крыто.

Репродуктивный

Коллективная

Планировать последова

тельность действий

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Умение работать с самопроверкой

Направление деятельности учащихся

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их взаимопроверку и самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Выборочно-Тест

[3]

Сам. работа

Индивидуальная.

Коллективная

Способность к самооценке

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Моделирование, построение логической цепи рассуждений

Планировать последова

тельность действий

Включение в систему знаний и повторение

5мин

Использование нового содержания совместно с ранее изученным

Контроль

Самостоятельно выполняют задания

Работа по карточкам

[4]

Репродуктивный

Индивидуальная,

Групповая,

парная

Способность работать в группе

Планировать последова

тельность действий

Применение новых знаний

Домашнее задание

2 мин

Умение воспринимать инструктаж

Инструктаж

Записывают в дневник

Учить записи в справочнике, письменно выполнить задания к тексту (у каждого лежит на столе – ) – разноуровневые задания для всех.

Индивидуальная

Подведение итогов. Оценивание

2мин

Умение оценить себя,другого.

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

Заполнение таблицы "Знаю-Хочу узнать-Узнал"[1]

Рефлексия учебной деятельности

2мин

Умение понимать свое состояние.

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом..

Учащиеся показывают смайлики

А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Индивидуальная

коллективная

Способность к самооценке

Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Приложение 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

.

Приложение 2

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

Приложение 3

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. 

 Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

 2. Найди  существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                  Г) Обстоятельство

Приложение 4

На столе у вас лежат карточки, на них обозначен номер вашей группы. Прочитайте слова и выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия.

Мужчина, Амур, лопата, доброта, мука, девочка, бег, акула, девушка, шкаф, наводнение, дверь, молоко, синева, Россия, стрельба, бактерия, сливки, беседа, свежесть, прыжок, собака, Зея, концерт.

1-я группа - названия лиц (мужчина, девочка, девушка).

2-я группа - названия вещей (шкаф, дверь, лопата).

3- группа - названия веществ (мука, молоко, сливки).

4 -я группа - названия живых существ и организмов (собака, акула, бактерия)

5-я группа - название действий (прыжок, стрельба, бег).

6-я группа – географические названия (Россия, Амур, Зея).

7 –я группа - названия признаков (свежесть, доброта, синева).

8 –я группа - названия фактов, событий, явлений (концерт, беседа, наводнение).

Проверьте по эталону и оцените свою работу.

Библиография:

  1. Русский язык. Основной курс: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы/ национальные (нерусские) группы»/ С.С. Вартапетова, Д.Ф. Кузина, Г.В. Кузьмина, Ф.Г. Нурисламова, А.П. Окунева, Ф.И. Серебряная, М.Ю. Тихонова, Л.З. Шакирова; под редакцией Г.Г. Городиловой. – Ленинград: «Просвещение», 1987 – 496 с..
  2. И учёба, и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. – Ярославль: «Академия развития», 1997 – 208 с..
  3. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа./Л.С. Васильева. – 2-е издание – Саратов: Лицей, 2010 – 144 с..
  4. Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке./ Редактор: Т.Н. Архипова. – выпуск 2. – Санкт-Петербург: «Лингвистический центр «Тайкун», 2011 – 94 с..
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М. 2018.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы/ Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений,  М.: Просвещение, 2018.
  7.  Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., Просвещение. 2019.
  8. Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.
  9. Тростенцова Л.А., Стрекевич М.М., Ладыженская Н.В. и др.  Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....