Урок - проект русского языка в 3 классе коррекционной школы по теме "Правописание гласных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соколова Елена Александровна

Урок направлен на систематизацию и обобщение знаний обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "Правописание гласных после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект  русского языка в 3 классе

Автор: Соколова Елена Александровна - учитель начальных классов коррекционной школы для детей с ОВЗ.

Тема: Правописание гласных после шипящих.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: урок-проект.

Цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи: 

Образовательные: Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умения по распознаванию изучаемых орфограмм;

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес, речь обучащихся. Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности.

Воспитательные: Прививать интерес к обучению русскому языку через нетрадиционную форму урока, воспитывать культуру общения.

Актуальность проекта: С правописанием сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши детей с ОВЗ начинают знакомить в букварный период при обучении грамоте. Но учащиеся допускают ошибки в написании данных сочетаний и в старших классах. Эта особенность обусловлена несформированностью языковых средств, а также особенностями психических функций. Необходимо разнообразить формы уроков и виды упражнения при прохождении данной темы.

Продукт проекта: изготовление сводной таблицы по написанию гласных после шипящих.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: чтение, трудовое обучение.

Оборудование: ватман, снежинки с написанными слогами, карточки ж..-ш.., ч..-щ.., ч..-щ.., буквы а, у, и, картинки, экран, проектор, презентация.

Ход урока:

I. Орг. момент

- Ребята, у нас сегодня необычная обстановка в классе, а значит, будет необычный урок. Поделитесь со мной, что вы ждёте от этого урока, каким он будет? (интересный, увлекательный, яркий, запоминающийся, полезный)

- Хорошо, тогда приступим.

II. Сообщение темы и целей.

У вас на столах лежат карточки, переверните их и посмотрите, что на них изображено. (Буквы Ж, Ш, Ч, Щ)

- Что особенного в звуках, которые обозначают эти буквы?

(Эти звуки все шипящие, звуки ж, ш –всегда твёрдые, а звуки щ, ч – всегда мягкие)

- Ребята, эти буквы для вас подсказка. Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Будем изучать как пишутся слоги ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

- Да мы сегодня ещё раз повторим этот материал и составим сводную таблицу, в которой объединим все правила по этой теме и закрепим своими примерами.

III. Закрепление пройденного

-Я предлагаю посмотреть интересную сказку о том, почему в слогах ЖИ-ШИ не пишется буква Ы.

-Почему буква Ы не стала дружить с буквами Ж и Ш? (она считала их толстушками)

-Запомнили, как правильно писать данные слоги? Главное, чтобы в ваших тетрадках не встретилась буква Ы в слогах ЖИ-ШИ!

- А сейчас попробуйте разгадать загадку:

Что за звёздочки сквозные

На пальто и рукаве?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке… (снежинка)

Поиграем в игру «Снежинки»

- Дети получают карточки с изображением снежинок, на обратной стороне изображены слоги. У мальчиков - слоги ЖИ-ШИ, у девочек - другие различные слоги. Ваша задача – создать пару, чтобы из двух слогов получилось целое слово. (Варианты: но-жи, мор-жи, жи-вот, ши-ло,

А сейчас вы увидите сказку, которая поведает, почему в слогах ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ нельзя писать буквы Я и Ю.

-Кто помог заблудившимся буквам Ч и Щ? (буквы А и У). А буквы Я и Ю пошли на помощь? (нет). Вот поэтому ученики нашего класса не будут писать буквы Я и Ю в слогах ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Работа в группах

У вас на партах есть карточки, но чтобы получились слоги, вам нужно вклеить правильную букву.

I группа изготавливает карточку ЖИ-ШИ

II группа – ЧА-ЩА

III группа – ЧУ-ЩУ

Обучающиеся приклеивают карточки на ватман, расположенный на доске.

- Давайте еще раз прочитаем правило о правописании гласных после шипящих.

В сочетаниях жи - ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву у.

Самостоятельная работа.

Детям предлагается из предложенных картинок выбрать ту, где в слове имеется изучаемая орфограмма. Дети по одному подходят к доске, берут картинку и комментируют свой выбор. (Варианты: щука, лыжи, чулки, часы, щавель, мыши, щупальцы и т.д.)

На своей карточке под картинкой каждый ученик пишет это слово правильно. В итоге карточки вклеиваются в  сводную таблицу на доске. Слова, с орфограммой  ЖИ-ШИ помещаются в первый столбец, с орфограммой ЧА-ЩА – во второй, с орфограммой ЧУ-ЩУ – в третий.

Работа с презентацией

А) Разгадывание ребусов (ответы: у-ши, щу-ка, ма-ши-на)

Б) Дополнение предложений.

- В небе летают …. (картинка СТРИЖИ)

- В лесу расцвели … (картинка ЛАНДЫШИ)

- У зайчихи родились … (картинка ЗАЙЧАТА)

IV. Итог.

- Наш урок подходит к концу. Сводная таблица у нас готова, она будет помещена в классе, и по необходимости вы можете пользоваться подсказкой.

Предлагается ученикам закончить урок такой фразой (появляется слайд «Я ЗАПОМНИЛ ….») или (появляется слайд «БУДУ ПИСАТЬ ….»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...