Связь слов в предложении конспект урока 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

В данном материале предоставлен конспект к уроку русского языка 2 класс на тему: "Связь слов в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 23.09.2021

Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Класс: 2В

Учитель: Данченкова Оксана Павловна

Практикант: Мусиенко Карина Игоревна

Тема: Связь слов в предложении

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: Содержательная: развитие у учащихся умений устанавливать связь слов в предложении.

Деятельностная: формирование умения задавать вопросы к словам в предложении, находить грамматическую основу.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать умение находить главные члены предложения;
  2. Развивать умение устанавливать связи слов между словами в предложении;
  3. Развивать умение объяснять смысл пословиц;
  4. Развивать умение различать главные и второстепенные члены предложения;
  5. Развивать умение восстанавливать деформированные предложения.

Развивающие:

1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2.  Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3.  Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

4.  Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5.  Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Находить главные члены предложения;
  2. Устанавливать связи слов между словами в предложении;
  3. Умение объяснять смысл пословиц;
  4. Различать главные и второстепенные члены предложения;
  5. Восстанавливать деформированные предложения.

Личностные:

1. Интерес к русскому языку.

Метапредметные:

Познавательные:

 1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2.  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.

Оборудование: слайды презентации, учебник

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 36-37

План урока:

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Работа с пословицей
  1. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

2.1. Минутка чистописания

2.2. Игра «Да-нет»

  1. Локализация индивидуальных затруднений
  2. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

  1. Этап реализации построенного проекта
  1.  Определение связи слов в предложении

5.2. Работа с правилом

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи
  1.  Словарная работа
  2.  Работа над упражнением 44
  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  1. Работа с иллюстраций
  2. Составление предложения
  1. Этап включения в систему знаний и повторения

      9. Этап рефлексии учебной деятельности

           9.1. Рефлексия

           9.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2. Работа с пословицей

 - Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы.

«Поспешишь, людей насмешишь»

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы все будете внимательными, будете активно работать и не допускать ошибок.

Дети настраиваются на работу, объясняют смысл пословицы

- Если будешь спешить, то сделаешь много ошибок, тем самым сделав работу неправильно.

Фронтальная

Л1

Пр3

2. Этап актуализации и  фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

Задача: повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

2.1. Минутка чистописания

- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Отгадайте загадку.

Любому ребенку
Прикрою волосенки
От солнца я защита,
Для того и сшита.

- А на какую букву начинается слово «Шляпа»?

- Хорошо. Пропишем заглавную и строчную букву Ш.

Ш Ш Ш Ш Ш

ш ш ш ш ш ш

- Пропишите буквы в строчку, карандашом зелёного цвета подчеркните, самую красивую на ваш взгляд букву.

2.2. Игра «Да - нет».

- Сейчас я хочу провести небольшую игру, чтобы вы освежили свои знания о русском языке. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать «да» или «нет».

Вопросы:

1. В алфавите 33 буквы? (Да.)

2. Слово «щука» пишется с буквой Ю? (Нет.)

3. Гласный звук образует слог? (Да.)

4. В слове «конь» 3 буквы? (Нет.)

5. Предложение состоит из слов? (Да.)

6. Слова в предложении связаны по смыслу? (Да.)

7. Текст состоит из предложений? (Да.)

- Что вы знаете о предложении? (Предложение выражает законченную мысль человека.)

- Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? (По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. По интонации: восклицательные и невосклицательные.)

- Шляпа.

- На букву «ш».

Прописывают букву в тетради.

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Л1; Пр2

К1

Пр2; К1

П2

Пр2

К1

П2

3. Локализация индивидуальных затруднений

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, на слайде записаны слова: в шкафу, тёплый, висит, шарф.

- Из данных слов составьте предложение.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Найдите и выделите грамматическую основу предложения.

https://ped-kopilka.ru/images/182(5).jpg

- От какого слова мы задавали вопрос?

- Какой вопрос мы задавали?

- Слова в предложении связаны по смыслу, и от одних слов можно задавать вопросы.

- В шкафу висит тёплый шарф.

- От слова «шарф».

- Что делает?

- Нет.

- Да.

Фронтальная

К1

П2

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Давайте проверим ваши предположения, открыв учебники на стр.37.

4.2. Формулирование цели урока

- Чему мы будем учиться?

4.3. Формулирование задач урока

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что нам нужно выполнить?

Связь слов в предложении.

- Мы будем учиться устанавливать связь слов в предложении.

- Уметь определять главные члены в предложении.

- Различать предложение и слова.

- Задавать вопросы к словам в предложении.

Фронтальная

К1

Р1; Р2

П1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Определение связи слов в предложении

- Найдите упр.43. Сравните предложения в упражнении. В чём их сходство и различие?

- Как вы определили, что предложение распространено и нераспространенно?

- Хорошо.

- Найдите подлежащее и сказуемое.

- Давайте зададим вопрос к другим словам от подлежащего. От сказуемого

5.2. Работа с правилом

- Прочитайте сноску «Обратите внимание» ниже упражнения. На, что мы обращаем внимание в предложении?

- Как установить связь между словами в предложении?

Какой вывод можно сделать?

Физкультминутка

- Я вижу, вы устали, давайте немного отдохнём.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

-- У них одинаковая основа, но первое предложение нераспространённое, а второе распространённое.

- По наличию второстепенных членов предложения.

- Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Их связь устанавливается вопросами, которые мы задаём от слова к слову.

- Поставить вопросы от слова к слову.

- Что слова в предложении связаны по смыслу и к ним можно поставить вопросы.

Фронтальная

Парная

Пр.1

Пр2

Л1

К1

Пр5; Пр1; Л1

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Задача: усвоение учащимися алгоритма применения правил,
применение которых вызвало наибольшее затруднение.

6.1. Словарная работа

- Рассмотрите иллюстрацию, что вы видите?

- Обратите внимание на слова, написанные рядом с иллюстрацией.

- Какая буква выделена зелёным цветом?

- Давайте попробуем подобрать проверочные слова к данным словам.

- Значит, данное слово нам нужно запомнить.

- Запишите эти слова в словарик и запомните их написание.

- Придумайте предложение со словом яблоко или яблоня и запишите к себе в тетрадь.

6.2. Работа с упражнением 44.

- Ребята, найдите упр.44. Прочитайте предложение, докажите, что оно распространенное.

- Прочитайте, на какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? С каким членом предложения связан по смыслу?

- Какой вывод можно сделать?

- Яблоки.

- Буква О.

- К ним нельзя подобрать проверочное слово.

- В предложении есть второстепенные члены предложения.

- На вопросы какой? Как? Где? чего?

- Подлежащее и сказуемое.

- Все слова связаны по смыслу.

Фронтальная

Групповая

Пр1

П2

Л1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Работа с иллюстрацией

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Откройте стр.38, найдите изображение дуба. Что вы можете о нём сказать? Какой он?

7.2. Составление предложения

- Переверните страницу. Самостоятельно спишите предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите остальные пары слов, связанные по смыслу.

Могучий дуб одиноко стоял на краю обрыва.

Дуб(какой?) могучий, стоял (где?) на краю, стоял (как?) одиноко, на краю (чего?) обрыва.

- Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте ответы со слайдом.

- Одинокий, величественный, могучий.

Выполняют задание самостоятельно, проводят проверку.

Индивидуальная

К1; Пр2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- А сейчас мы с вами научимся составлять предложение. Найдите упр.45. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Хорошо. Выйдите к доске и запишите первое предложение.

Листочки желтеют на деревьях.

- Подчеркните основу, задайте вопросы к словам.

Аналогично выполняют другие предложения.

Птицы певчие улетают на юг.

Бурундук запасает орешки на зиму.

Белка сушит на ветках грибы.

- Нужно составить предложения из слов. Сначала мы находим пару главных слов, а затем пару второстепенных.

- Листочки (что делают?) желтеют, желтеют (где?) на деревьях.

Фронтальная

Р1; Р2; Пр.4

Пр5

П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия

- Как звучала тема сегодняшнего урока?

- Чему мы с вами учились?

- У вас на столах лежат кружочки, красные, жёлтые и зелёные. Поднимите зелёный кружочек, если вы считаете, что активно сегодня работали на уроке, были внимательными, и поняли сегодняшнюю тему.

- Поднимите жёлтый, если считаете, что  не до конца разобрались в теме, что вам есть над чем поработать. Поднимите красный, если вы совсем не поняли тему, были невнимательными и мало работали на уроке.

9.2. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание!

- Учебник стр. 39 упр.46.

- Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Урок закончен!

- Связь слов в предложении.

- Устанавливать связь слов в предложении, задавать вопросы к словам в предложении.

Фронтальная

Индивидуальная

К1; Р1; Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Связь слов в предложении"

Урок закрепления знаний по теме: "Связь слов в предложении". Развитие речи учащихся....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:«Связь слов в предложении».

Тема урока:  Связь слов в предложенииТип урока:     урок «открытия» нового знанияЦель урока:  Создать условия для формирования:...

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...