Развивалки. Звуки и буквы.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Петрова Елена Андреевна

В помощь учителю для знакомства с с буквами звуками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель занятия:

  • активизировать знания о звуках [ф], [ф'] и [в],[в'], буквами В-Ф;
  • дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

  • учить выделять звуки [ф], [ф'] и [в], [в'] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;
  • развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.
  • уточнение и активизация словаря;
  • формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование:  картинки, изображающие лица с разным настроением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.

2. Повторение ранее пройденного материала

– Повторим звуки и буквы, которые мы изучили.
– На какие две группы делятся все речевые звуки по способу образования?
– Чем гласные звуки отличаются от согласных?
– Назовите, пожалуйста, каждый по гласному звуку, а теперь любой согласный звук.

3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия

– Отгадайте загадки.

Братья маленькие в дом поселились вчетвером.
Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился.
(Варежка)

Зеленая, кудрявая, в саду однажды летом
Она надела бусинки рубинового цвета.
(Вишня)

Захотела река улететь под облака.
Целый день летит, летит,
В небо поднимается,
Но обратно о гранит
В брызги разбивается.
(Фонтан)

Звездной ночью меж стволов
Кружит в роще мышелов.
Крючконосый и глазастый,
Потревожив криком тишь, вертит головой ушастой:
– Не шуршит ли в листьях мышь?
(Филин)

– Какой первый звук в словах-отгадках?
– Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
– Сегодня познакомимся с новыми звуками [в],[в'] и [ф],[ф'], буквами В-Ф, которые обозначают их на письме.

4. Сравнительная характеристика звуков [в], [в'] и [ф], [ф'].

– Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание: при их произношении нижняя губа смыкается с верхними зубами, выдыхаемый воздух проходит через эту щель, звук тянется, при этом в, в произносятся при помощи голоса, а ф, ф без помощи голоса.
– Что общего у этих звуков?
– Чем они отличатся?

5. Дифференциация звуков [ф],[ф'] и [в],[в'] в слогах, словах, словосочетаниях.

  • Знакомство с героями занятия

– Сегодня на занятие пришли герои из сказок. Давайте отгадаем их имена.
– Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитайте слова.

4 5 1 3 2 7 8 6
в о д о р е к с  
(Дровосек)

6 5 1 2 4 3
а р ф е о д 
(Федора)

– Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

  • Тестовые задания.

1) В какой группе картинок все названия со звуком  [в]?

(1. волк, корова, свитер;
2. слива, вагон, трава;
3. лист, вафли, вата;
4.  диван, кресло, кровать)

2) В какой группе картинок все названия со звуком  [ф]?

(1. фонарик, телефон, фотоаппарат;
2. филин, жираф, карандаши;
3. флаг, картофель, портфель;
4.  трава, грибы, шкаф)

3) Какая картинка лишняя?

(1. Конфеты. 2. Весы. 3. Велосипед. 4. Ведро.
1. Фонарик. 2. Портфель. 3. Картофель. 4. Конфеты.)

4) Прочитайте слоги.

ВА-ФА-ВА
ВО-ВО-ФО
ВЫ-ФЫ-ВЫ
ВИ-ВИ-ФИ-ФИ
ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ
ФЁ-ВЁ-ВЁ-ФЁ

– Вставьте подходящие буквы В и Ф в слова и распределите их на две части: с буквой В для Дровосека и Ф для Федоры.

Ворона, весна, фиалка, фабрика, сова, телефон, портфель, туфельки, коврик, шкаф, вечер, занавес.

– Федора и Дровосек записали слова, но перепутали буквы В и Ф. Помогите им навести порядок.

Офраг
Кузофок
Шкавы
Вонарь
Форы
Феер
Вокус
Феник
Ифа
Софёнок
Аврика
Солофей

– Запишите слова верно и обозначьте изучаемые звуки в словах.

5) «Расшифруйте» слова.

шка…
бро…
рука…
шар…
вет…ь
ле…
дро…а

– Дровосек принес с собой слова-действия, а Федора – слова-предметы. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Выделите буквы В-Ф.

вить
ловить
полоть
махать
наливать
светить
флажок
вода
волк
морковка
гнездо
фонарик

Физминутка

Физминутка для глаз

Подвижная физминутка

Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

5. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в предложениях

Работа со скороговоркой

Соберите скороговорку по стрелочкам.

http://festival.1september.ru/articles/591347/img1.gif

(Наш Филат не бывает виноват).

– Закончите предложения, вставьте подходящее слово.

фаза – ваза

На столе стоит … .
Новолуние – это … Луны.

влаги – флаги

На домах развивались … .
На полях достаточно … .

(Объяснение значения слов фаза и влага)

– Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В-Ф.

В огороде выросла….
В саду у старой яблони сломана….
В зоопарке мы видели красивого …
За нашими розами ухаживает…

павлин
морковь
садовник
ветка

– Составьте предложения.

Вова-флажок
Валя-шарф
Вася-фотоаппарат
Иван-футбол
Вася-фабрика
Витя-фокус.

III. Подведение итогов занятия

– Дровосеку и Федоре пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что он принес такие интересные задания.
– С какими звуками мы сегодня работали?
– Какими буквами эти звуки обозначаются?
– Что у них общего?
– В чем различия?
– Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.
– БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!



Предварительный просмотр:

Занятие №1

 

Буква «А» - обозначает гласный звук [А]  

Цель занятия:

а) Выучить название буквы «А»

б) Дать понятие ребёнку, что буква «А» имеет название «А» и обозначает гласный

звук [А]   (звуки берутся в квадратные скобочки).

Букву пишем, звук произносим и слышим.

в) Использовать таблицу Б.Д. Эльконина

«Десять букв гласных звуков» и таблицу

«Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами».

 

г) Гласный звук [А]   произносится с голосом и проходит через рот не встречая преград, поётся, поэтому гласным зовётся.

Вместе с ребёнком пропеть звук [А], напевая букву "А".

д) Закрепить знания, полученные ребёнком, подчёркивая букву «А» в названии заголовок газет и журналов.

Этим упражнением повышается внимание ребёнка.

После занятия прочесть любимую сказку ребёнку с целью пробуждения желания самостоятельно научится читать.

Таблица Б.Д. Эльконина «Десять букв гласных звуков»

А

О

У

Ы

Э

I ряд букв гласных звуков

Я

Ё

Ю

И

Е

II ряд букв гласных звуков

Таблица «Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами»

I-ый ряд

II-ой ряд

Буквы гласных звуков

А

О

У

Ы

Э

И

Ё

Е

Ю

Я

Шесть гласных звуков

[А]

[О]

[У]

[Ы]

[Э]

[`И]

[`О]

[`Э]

[`У]

[`А]

Два звука, один из которых гласный звук

 

 

 

 

 

 

[Й`О]

[Й`Э]

[Й`У]

[Й`А]

Буквы гласных звуков изучаются по парам: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

 

Аист-птица, птица счастья

Часто гнездится в сельском дворе

На высоко поднятом колесе.

 

Рисунок (Аист)

 

1. Рассмотреть рисунок, прочесть (не для заучивания) текст к рисунку.

2.Выучить четверостишье.

Аа

Буквой «А» зовётся,

Звук поётся тоже [А].

Часто в словах встречается,

Гласным звуком называется.

 

Это четверостишье повторится на занятиях при изучении гласных звуков, будет меняться только буква гласного звука и соответственно звук.

Уже после нескольких занятий ребёнок сам, творчески мысля, подставит в текст нужную букву гласного звука, которую изучает.

Букву пишем, букву видим глазами, а звук произносим и слышим ушами.

В воздухе пишем взмахом руки букву “A”.

Ребёнок повторяет.

Запомни! При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая преград. Звуки произносим при помощи голосовых связок, губ, рта, зубов, языка и неба.

Пропеть звук [А]. Так песенки поются.

Человек говорит слогами, слитыми в слова. При произношении слова происходит выдох, и ударный слог выделяется силой голоса. Так выделяют ударный слог, а ударение ставится над буквой гласного звука.

Чётко услышим ударный слог, если произнесем слово в вопросительной форме.

Ми`-ша?      А-лё-ша?      На-та`-ша?

 

Слог, образованный буквой гласного звука «Ё» всегда ударный в слове, ударение не ставится.

3. Расширяем кругозор ребёнка, читая ему слова на букву “A”, объясняя значение незнакомых слов и знакомим с ударением гласных и делением слов на слоги. Сколько букв гласных звуков, столько слогов в слове: А-ИСТ (2 слога)

абажур

арбуз

автобус

абрикос

аккордеон

ананас

аист

алмаз

аллея

На букву «А» начинаются имена: Ася, Арина, Андрей, Антонина, Александр, Алексей, Анастасия.

Море Азовское, Амур-река,

Город Алушта.

4. Найди и покажи букву «А» в словах и разбей слова на слоги.

Астра, люстра, папа, мама, альбом, Арина, калина.

5. Для повышения внимательности ребенка, предлагайте между занятиями найти и подчеркнуть изучаемую букву в заголовках журналов, газетных статей и реклам.

6. Для того чтобы пробудить желание ребёнка научиться читать самостоятельно, после занятий читайте ему любимые сказки, несущее большой воспитательный потенциал.

Например: прочтите сказку Корнея Ивановича Чуковского «Айболит»

7. Предложить ребёнку найти в тексте сказки букву «А».



Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой "д"; слов, в состав которых входит буква "д".

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;

- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

- развитие фонематического восприятия;

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование:   предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.

Давайте проведём гимнастику для язычка:

- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)

- песенку водички; (с-с-с-с)

- оближите на губах сладкое варенье;

- все вместе проговорим стихотворение про кошку:

“Кошка серая гуляла, молочко своё лакала,
Губки, ротик облизала, свои зубки показала,
И “спасибо” всем сказала: “Мяу!”.

- Молодцы!

2. Актуализация знаний и умений.

- Вспомните и назовите гласные звуки?

- Почему они так называются?

- Назовите согласные звуки?

- Почему они так называются?

- Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)

- Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Что вы читали дома? (С.91)

- Как зовут девочек, про которых вы читали? (Кира и Вика)

- Что они делали?

- Что случилось с Викой?

- Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?

- Прочитайте рассказ “Кира и Вика".

(После чтения ученики дают оценку, как прочитали их одноклассники)

Физкультминутка.

(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)

Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: ы!
Хорошо читаем мы!

3. Усвоение нового материала.

а) Знакомство со звуком “д”.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

- Посмотрите, что нарисовано на картинке?

(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)

http://festival.1september.ru/articles/587678/img1.jpg

- Правильно, это дом. Назовите все звуки в слове “дом”.

- Какие звуки мы знаем? (О, М)

- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.

Сядьте лицом друг к другу и произнесите: д-д-д-д!

- Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?

- Значит, какой это звук? (Согласный)

- Придумайте слова со звуком “д”? (Ответы детей)

- Встаньте те ребята, в именах которых слышится звук “д”? (Даша, Дима)

- Давайте вместе выучим стихотворение “Дождик”.

(Учитель показывает картинку)http://festival.1september.ru/articles/587678/img2.jpg

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

(Беседа по содержанию)

- Про кого говорится в стихотворении?

- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

- Как вы понимаете слова: “дождик, дождик, не дожди!”?

- Как нужно относиться к пожилым людям?

- Чем можно помочь дедушке?

б) Знакомство с буквой “д”. (Показ буквы и домика буквы “д”)

- Посмотрите, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д? (Ответы детей)

- Сейчас я вам предлагаю хитрую задачу.

- Посмотрите на рисунок, сколько букв “Д” вы нашли?

(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно сосчитать)

http://festival.1september.ru/articles/587678/img3.jpg

- Какие слоги, слова можно составить из букв?

- Молодцы!

в) Работа с кассой.

- Составьте и покажите слоги да, до, ду, ды. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах)

- Я буду к слогам добавлять буквы, а вы читайте получившиеся слова. (Дом, дым, душ)

- Придумайте предложения с этими словами.

Физкультминутка.

Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!

г) Чтение по букварю, с. 92.

(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)

- Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)

- Чтение учителем рассказа “Сад”, беседа по содержанию.

(Чтение учащимися вслух по 1 предложению, затем выборочное чтение)

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что растёт в саду?

- Что растёт за домом?

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что сад хороший?

(Повторное чтение букварной страницы)

4. Закрепление умений и навыков.

- Я хочу предложить вам отгадать загадки!

Разноцветное коромысло над рекою повисло
Что это? (Радуга)

- Где находится звук Д? (В середине слова)

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу,
Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)

- По каким признакам вы узнали? Где находится звук “д”? (В начале слова)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил, догадались?
Это Гена, это Гена… (Крокодил)

- Где находится звук “д”? (В середине слова)

- Вспомните стихотворение, которое мы учили?

5. Инструктаж о домашнем задании.

- Дома вы повторите стихотворение, которое учили на уроке и научитесь читать с.92.

- Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?

6. Подведение итогов урока.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Как он произносится?

- Какой это звук?

7. Рефлексия.

- Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?

- Что вам понравилось?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей) - Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас! - Спасибо вам за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Звук и буква Й

Цели:

- познакомить с новым согласным звуком [й?];

- развивать умение прочитывать букву “й” в словах, предложениях;

- расширять словарный запас.

Ход урока

Содержание урока

1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроке не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.

Сядет тот, кто назовет слово с буквой “ё”.

2. Артикуляционная гимнастика. 

1. Упражнения для губ.

а) “Трубочка” (выпячивание губ вперед трубочкой).

б) Чередование упражнений “Трубочка” - “Улыбка”.

в) “Кролик” (приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы).

2. Упражнения для языка.

а) “Лошадка” (поцокать языком, “приклеивая” его к верхнему нёбу).

б) “Качели” (языком потянуться к носу, а затем к подбородку).

3. Формирование учащимися темы и цели урока. 

- Назовите предмет, изображенный на слайде.

- Замените в слове “майка” звонкий твердый согласный звук на другой звук с такой же характеристикой, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак.

- Какой звук вы заменили и какое слово у вас получилось? (Лайка)

- В слове “лайка” звонкий твердый звук замените на парный звонкий твердый согласный звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку.

- Какое слово у вас получилось?

- Прочитайте получившиеся слова и назовите новый для вас звук. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Звук [й'] и буква, которая его обозначает)

- А теперь сформулируйте цель нашего урока. Для этого помогут опорные слова:

  • познакомиться с …
  • учиться отличать звук … и букву …
  • учиться читать …

4. Знакомство с новым звуком.

- Сегодня к нам на урок пришел еще один сказочный герой. В его имени 2 слога. Он много читает и поэтому много знает.

- Какой герой у нас в гостях и из какой сказки он к нам пришел?

- Да, это Знайка. Это герой сказки Николая Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.

- Произнесите слово “Знайка” по слогам. Потяните первый слог, выделяя в нем последний звук первого слога.

- Назовите выделенный звук.

- Произнесите звук [й'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении.

- Знайка послушал ваши рассуждения и сказал мне, что в характеристике звука [й'] требуется кое-что уточнить.

- Он предлагает назвать слова, в которых звук [й'] был бы глухой и твердый.

- Вы назвали много слов со звуком [й'], но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твердый.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете про Знайку. Сегодня мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

5. Физминутка.

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, качаете головой вправо-влево.

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

6. Знакомство с новой буквой.

- Я буду перелистывать книгу. Если вы знакомились с ней, то называете их. Если встретиться незнакомая буква, хлопаете в ладоши. (Дети хлопают в ладоши при виде буквы “й”).

- Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

- На какую букву похожа буква “й”?

- В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву “й”? Почему?

- Напечатайте букву “й” на своих листочках.

http://festival.1september.ru/articles/591425/img1.jpg

7. Чтение слов с новой буквой.

- Знайка придумал для вас интересные задания.

1. Вставьте букву-потеряшку.

ла… ма… во… ро… бо…

2. Продолжите цепочки слов.

а) чайка, соловей, ….

б) репейник, зверобой, ….

Слова для справок: воробей, сельдерей, шалфей, сойка, пырей, райская птичка, кофейное дерево.

- Прочитайте слова первой цепочки: чайка, соловей, воробей, сойка, райская птичка.

- Прочитайте слова второй цепочки: репейник, зверобой, сельдерей, шалфей, пырей, кофейное дерево.

8. Чтение текста. 

- Знайка предлагает прочитать текст, который называется “Снайперы”.

- А кто такой снайпер? (Меткий стрелок)

- Прочитайте этот текст про себя.

Снайперы

Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешенный огурец. Его плод – маленький огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

- Что и почему в тексте названо снайперами?

- Прочитайте слова с буквой “й”.

- Знайке понравилось, как вы читали. Но наш урок заканчивается и Знайке пора назад, в сказку. Давайте подведем итог урока.

9. Итог урока. 

- С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

- Дайте характеристику звуку [й?].



Предварительный просмотр:

Буква «М» (эм) – обозначает непарные звонкие согласные звуки [М] и [М`], образующие пару по твердости-мягкости звуков.

 

Цель занятия:

а)Изучить звуки [М] и [М`], обозначаемые буквой «М» (эм)

б)Научить ребёнка составлять слоги, используя гласные звуки и звуки [М] и [М`].

в) Чтение ребенком согласно-гласных слогов (с-г), открытых слогов

 

Муха кружит,

Муха жужжит,

На запах варенья летит.

 

Рисунок (Муха)

1) Рассмотреть рисунок, прочесть текст к рисунку.

2) Выучить

Мм

Буквой «М» (эм) зовётся.

Звук другой!

* * *

При произнесении слов ДОМ, СОМ отчётливо твёрдый звук [М] издаётся.

При произнесении слов МЁД, МЕЛ, мягкий звук [М`]  издаётся.

 

Буквы пишем, а звуки произносим и слышим.

При чтении пользуемся звуками.

3) Учим ребёнка произносить звук [М].

Произносим медленно и протяжно слова: дом, ком, лом, сом, выделяя звук [М].

Отчетливо и к тому же очень правильное произношение звука [М] слышим.

Произнесите несколько раз слово дом, а затем только начало слова до…, пусть ребенок сам заканчивает слово.

Ребенок отчетливо произносит звук [М] твердо.

Потренируйте ребенка правильно произносить звук [М].

Повторим буквы гласных звуков.

А

О

У

Ы

Э

I ряд букв гласных звуков

Я

Ё

Ю

И

Е

II ряд букв гласных звуков

Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами.

I-ый ряд

II-ой ряд

Буквы гласных звуков

А

О

У

Ы

Э

И

Ё

Е

Ю

Я

Шесть гласных звуков

[А]

[О]

[У]

[Ы]

[Э]

[`И]

[`О]

[`Э]

[`У]

[`А]

Два звука, один из которых гласный звук

 

 

 

 

 

 

[Й`О]

[Й`Э]

[Й`У]

[Й`А]

4) Составление слогов  согласный – гласный тип. Открытые слоги заканчиваются буквами гласных звуков.

Приступайте к составлению слогов:

I–ый ряд

II -ой ряд

 

А

О

У

Ы

Э

Е

Ё

И

Ю

Я

М

МА

МО

МУ

МЫ

МЭ

МЕ

МЁ

МИ

МЮ

МЯ

     Согласный звук [М]  твердый

Согласный звук [М`] мягкий

Для этого протяжно озвучиваем звук [М], произносим гласный звук [А], получается слияние звуков в  слог «МА» и т.д.

Научить ребенка тянуть длительно звук (или слияние звуков) без остановки, без перерыва, пока он не сольётся с следующим звуком, образуя слог.

5) Читает ребенок согласно – гласные слоги

Читаем слоги многократно слева – направо, выборочно!

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ, МЕ, МЁ, МЮ, МЯ.

 

Родителям! Проявите терпение, спокойствие, внимание и чуткость к ребенку. Ему нелегко!

Не проявляйте нервозности, раздражительности, не убейте в ребенке желания учиться!

Ваш ребенок осилит и перешагнет трудности составления слогов уже после изучения нескольких согласных звуков. Используется метод динамического стереотипа.

Буква «Ё»   обозначает один звук [`О]: МЁ – звук [`О] II ряда

Буква «Е»   обозначает один звук [`Э]: МЕ – звук [`Э] II ряда

Буква «Ю» обозначает один звук [`У]: МЮ – звук [`У] II ряда

Буква «Я»   обозначает один звук [`А]: МЯ – звук [`А] II ряда

 

Открытые слоги оканчиваются на гласный звук.

Закрытые слоги оканчиваются на согласный звук.

Гласные звуки могут быть слогом, кроме гласного звука Ы

Пример МЯ-У

В слове мяу два  открытых слога.



Предварительный просмотр:

Звук и буква М

ЦЕЛИ УРОКА: 

  • Закрепление понятий гласный звук, согласные твердые и мягкие, буква, слово.
  • Знакомство с буквой М.
  • Закрепление навыков слогового деления и звуко-буквенного анализа слов.
  • Учить детей послоговому чтению.
  • Учить детей употреблять существительные в творительном падеже.
  • Развивать фонематический слух.
  • Учить отвечать детей полным предложением.
  • Развивать внимание, память, мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук.

ОБОРУДОВАНИЕ:

А) ДЕМАНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

– картинки: заяц, который пытается разрубить полено; волк пытается забить гвоздь; лиса, которая пытается подмести пол; молоток, топор

– корова, шкаф, лошадь;

– разноцветные квадраты (синие, зеленые, красные) и буквы.

Б) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

– карандаши (красного, синего, зеленого цветов и простой),

– зеркала,

– индивидуальные карточки  

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения “Колечко”, “Зайчики” выполняются двумя руками одновременно; затем одна рука в позе “Колечка”, другая в позе “Зайчика”, меняем руки.

2. Введение в тему.  

На доске выставляются картинки с изображением животных, которые хотят совершить действия, но им не хватает инструментов (задание взято из пособия).

– Посмотрите внимательно, что хочет сделать заяц? (Заяц хочет разрубить полено.)

– Чего не хватает зайцу для этого? (Топора.)

– Помоги зайцу найти нужный ему инструмент. (Дети соединяют изображение зайца и топор.)

– Произнесите целое предложение. (Заяц колит полено топором.)

Тоже с изображением волка и лисы. (Волк забивает гвозди молотком. Лиса подметает пол веником.)

– Давайте еще раз произнесем эти предложения и попробуем найти последнее слово в них.

Дети произносят предложения и выделяют последние слова (топором, молотком, веником).

– Произнесите эти слова так, что бы я четко услышала последний звук в них.

– Какой в этих словах последний звук. (М)

3. Сегодня мы вспомним звуки М и МЬ, познакомимся с буквой М, которая обозначает эти звуки.

4. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Улыбка-трубочка”, “Блинчик”, “Иголочка”, “Блинчик-иголочка”.

5. Характеристика звука М (губки крепко сжаты, это согласный, твердый, звонкий звук, мы его обозначаем синим цветом).

6. Характеристика звука МЬ (губки сжимаются, это согласный, мягкий, звонкий звук, мы его обозначаем зеленым цветом).

7. Поменяй звук М, на звук МЬ. И наоборот.

– Я буду произносить слог, с твердым звуком “М”, а вы должны произнести его же, но с мягким звуком “МЬ”. И наоборот

МА-МЯ;

МО-МЕ;

МУ-МЮ;

МЫ-МИ.

 

 

 

 

МЯ-МА;

МЕ-МО;

МЮ-МУ;

МИ-МЫ.

7. Работа в тетрадях  

– Как вы думаете, каким цветом мы раскрасим наш круги, чтобы все поняли, что они обозначает звуки М и Мь. (Один кружок дети раскрашивают синим, один зеленым цветом.)

8. Знакомство с буквой М.

– Я вам напишу букву, которая обозначает звуки М и МЬ, она называется М.

– Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и произносим, буквы пишем и читаем.)

На что она похожа буква М (на мост, качели), из каких элементов она состоит. Обведи букву М пальцем на бумаги  Нарисуй букву М в воздухе.

9. Чтение слогов в строчку, читает один ребенок, остальные отслеживают пальцем  

10. Работа в тетрадях  

Мне Незнайка прислал письмо, где он показал как он пытался написать букву М, но у него ни чего не получилось. Давайте исправим ошибки Незнайки и завершим написание буквы М.

11. Физ. мин. Упражнение “Море” из комплекса “Дельфины”  

12. Работа в тетрадях:

– Звуко-буквенный анализ слова МАМА  

К доске выходит один ребенок, а остальные дети выполняют задание в тетрадях.

– Как вы думаете МАМА это слово или предложение? Как мы обозначаем слово на бумаге? (прямоугольником) Обозначайте.

– Как узнать сколько слогов в этом слове? (отхлопать)

– Отхлопайте. Сколько слогов в этом слове? (два: МА-МА)

– Как мы обозначим на бумаге? (каждой слог черточкой) Обозначайте.

– Какой первый звук в слове? (М)

– Каким цветом мы его должны обозначить?

(тоже со всеми остальными звуками)

После того, как схема готова, вызывается к доке другой ребенок и он подбирает буквы к данной схеме.

– Какой первый звук, какой буквой мы его обозначим

(тоже со всеми остальными звуками)

– Давайте прочитаем, что у нас получилось.

13. Работа у доски:

Чтение слов, вместо незнакомых букв используются изображения предметов с начальным звуком, нужным для прочтения.

– Выложи букву А, а с лево от нее букву М, давайте прочитаем, что получилось.

– Какой первый звук в слове КОРОВА, я его добавлю к слогу МА, что получится МАК.

Тоже со словами Мак – мал – мала – Маша – мама.

Используем картинки: на звук Л (лошадь), на звук Ш (шкаф).

14. Составление предложений со словом Мама. Пример: Моя мама готовит вкусный грибной суп.

15. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они, дайте характеристику?

– Какой буквой можно обозначить звуки М и МЬ?

– Что вам больше всего запомнилось на занятии.

Положительная оценка деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с буквой Нн Подготовила: Крупина Елена Юрьевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 г.Курганинска Краснодарского края Рекомендовано для урока чтения в 1 классе по программе «Гармония» по теме: «Согласный звук [ н], [н’] . Буквы Н,н.» Занимательное азбуковедение

Слайд 2

Цели: познакомить учащихся со звуком [ н], [н’] ; формировать умение выделять звук [ н], [н’] из речи ; познакомить детей с печатными буквами Н, н ; развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление; прививать интерес к чтению.

Слайд 3

Содержание Фонетическая зарядка Доскажите словечко На что похожа буква Н? Отгадайте загадку Н н Составь схему слова Буква Н потерялась Игра «Всё наоборот» Знаешь ли ты сказки Физкультминутка Слово рассыпалось Скороговорки Кто больше запомнит слов со звуком [ н], [н’] Составь предложение Подбери схему к предложению Ребусы Заключение

Слайд 4

Фонетическая зарядка Как погоняют лошадь ? Но-но-но!

Слайд 5

Доскажите словечко Часовщик прищурив глаз, Чинит часики для… А петух с колючим ёжиком Режут сало острым… Кто один имеет рог? Отгадайте!...

Слайд 7

Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. Отгадайте загадку

Слайд 8

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик

Слайд 9

Составь схему слова . . . . но ни

Слайд 10

Буква потерялась и а И а О с и а о а Н Н

Слайд 11

Игра "Всё наоборот" ДА- ВПЕРЁД- НАДО- ПОД- ВЫСОКО-

Слайд 12

Знаешь ли ты сказки Как звали трёх поросят

Слайд 13

Как звали самого смешного коротышку из Солнечного города

Слайд 14

Физкультминутка Нарядили ножки В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте- топайте, По лужам не шлёпайте, В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Слайд 15

Слово рассыпалось о н с ы т о н г и о н с в о д о н е б н о с а с

Слайд 16

Скороговорки Няня Милу Нину мыла. Мыло в ванну уронила. -Вы малину мыли ли? -Мыли, но не мылили.

Слайд 17

Кто больше запомнит слов со звуком [ н], [н’] Нам ни к чему такие шутки! Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно это- носорог?

Слайд 18

Составь предложение У Лены . У Нины . У Лёни .

Слайд 19

Подбери схему к предложению . . . . . . . . .

Слайд 20

РЕБУСЫ К У НА ТА Е Ж ЖДА

Слайд 21

Мальчик азбуку учил И пятёрку получил. И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки.

Слайд 22

Спасибо! Н Н



Предварительный просмотр:

Цель: научить детей правильно произносить звук [р] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать правильное произнесение [р] в словах различной слоговой структуры, фразах, предложениях;
  • совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
  • уточнять и расширять лексический запас слов;
  • учить моделировать сказку.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие речедвигательных функций;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие прослеживающей функции глаз:
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;
  • вырабатывать чёткие координационные действия во взаимосвязи с речью;
  • развитие у детей умения составлять распространённые предложения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать черты гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения и т.д.);
  • воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
  • воспитание правильной звуковой культуры речи;

Ход урока

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Раз, два, повернитесь и в животных превратитесь.

Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит.

Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.

Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском,

Вы догадались, с каким звуком мы будем работать сегодня?

2. Развитие фонематического слуха.

– Каких сказочных героев вы видите?
– В именах у знакомых нам поросят нет звука Р. Нам предлагается заменить звук Н в слове на звук Р. Какие имена получились?

Наф-Наф
Ныф-Ныф
Нуф-Нуфф

Раф-Раф
Рыф-Рыф
Руф-Руф

3. Словообразование. Образование прилагательных от существительных.

– У каждого поросенка свой домик.

Дом из кирпичей – какой? (кирпичный)
Дом из прутьев – какой? (прутковый)
Дом из травы – какой? (травяной)

4. Выделение частей из целого.

Назови части кирпичного дома, в названиях которых есть звук Р.

Крыша, труба, рама, дверной проем, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз.

– Догадайтесь где, какой дом надо поставить? (обратить внимание на форму дома и найти на макете геометрическую фигуру соответствующей формы).

– Что не хватает на наших дорогах? (транспорта)

5. Развитие познавательно-мыслительной деятельности.

– Нам предлагается взять те машины, в названии которых есть звук Р, которые можно использовать на нашей модели.
– Поставьте свои машины на дорогу.
– В какую сторону едет твоя машина?
– На какую дорогу ты поместил свою машину?
– Что нам нужно, чтобы машины не столкнулись на дороге?

Светофор, дорожные знаки.

– Посмотрите, чтобы вы еще разместили на нашем маленьком поле? (траву)
– Ребята, а что у нас получилось?
Волшебная страна, а живут в ней поросята. Наши поросята – дружные ребята, любят веселиться играть, а больше всего они любят получать подарки, ведь день рождение у них в один день.
– Как называют людей, которые родились в один день?

(Тройняшки, братья.)

– Нам предлагается приготовить для них подарки, а отправимся мы выбирать подарки на автомобилях.

Двигательная гимнастика.

Я включаю свой мотор

Ведь сегодня я шофер

 

 

 

Вправо повернуть хочу

Колесо свое кручу.

 

 

 

 

Руль налево поверну

Вам, друзья, я подмигну.

 

 

 

Вдруг в пробку мы попали,

На тормоз дружно нажимали.

 

 

 

Мы шоферы хоть куда!

Мы  доехали. Ура!

Положение кольца вертикально полу. Кисти рук находятся внутри кольца. Большие пальцы высунуты наружу. Вращательные движения кистями рук.

http://festival.1september.ru/articles/589374/img2.gif
Рис. 2

Положение кольца горизонтально полу, захват кольца пальцами обеих рук, большой палец снизу, остальные – сверху. Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его вправо с перехватом рук.

http://festival.1september.ru/articles/589374/img3.gif
Рис. 3

Захват кольца пальцами обеих рук, большой палец сверху, остальные – снизу Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его влево с перехватом рук.

http://festival.1september.ru/articles/589374/img4.gif
Рис. 4

Положение кольца вертикально полу. Сжатие кольца с двух сторон на уровне груди.

http://festival.1september.ru/articles/589374/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/589374/img6.gif
Рис. 5,6

Положение кольца горизонтально полу. Захват кольца кистями обеих рук: большой палец левой руки сверху, остальные снизу, большой палец правой руки – снизу, остальные – сверху. Поочередное перехватывание кистей рук.

 

http://festival.1september.ru/articles/589374/img7.gif
 Рис. 7

 

– Назовите картинку, которая находится в конце первой строчке последней (куртка, роза, кружка);
– Назови картинку, которая находится в последней строчке первой (
терка, ружье, крыжовник);
– Назовите растения (
верба; роза, ромашка; брусника, крыжовник)
– Найди и назови картинку, где звук Р находится в конце слова. (
помидор, мухомор, ковер; повар, сахар, сыр; компьютер, тостер, свитер)
– Назови ту картинку, которой подходит слово “МОЙ”:

На листе № 4 – помидор, мухомор, ковер, Бармалей, арбуз

На листе № 8 – рукав, повар, сахар, рот, рубанок, сыр

На листе № 9 – компьютер, груздь, виноград, Карлесон, тостер, градусник, крыжовник, свитер.

6. Зрительная гимнастика. (С мячиком.)

Ловко мячиком играем
Все движенья повторяем.
Вверху мячик подержу
На него я погляжу.
Мячик ниже опускаю
Его взором провожаю.
Вправо, влево повожу
Глазками за ним слежу.
Глазки сильно закрываю
Мяч за спину убираю.
Вновь глаза я открываю,
Мяч на место помещаю.

7. Развитие памяти.

– Как сказать одним словом, какие подарки мы выбрали для поросят?

Одинаковые – разные
Плохие – хорошие
Одноцветные – разноцветные
Тусклые – яркие

(разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые,)

– Нам предлагается составить предложение, о том, что мы сейчас сделали

Мы выбрали подарки. Какие?

Мы выбрали разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые подарки.

– У нас получилось красивое предложение. Давайте стараться всегда говорить большими красивыми предложениями.

– А сейчас нам предлагается вспомнить, какую сказку  мы сделали.

Далеко, а может быть и близко есть волшебная страна, а живут в ней поросята Раф-Раф, Руф-Руф и Рыф-Рыф. Живут они каждый в своем домике. Раф-Раф в кирпичном, Руф-Руф в прутиковомРыф-Рыф в травяном. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Наши поросята очень любят ходить кдруг другу в гости, но вот беда живут они далеко друг от друга.

Детям предлагается подумать, как Раф-рафу попасть в гости к Руф-Руфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Как Раф-рафу попасть в гости к Рыф-Рыфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Какие препятствия он может встретить на пути?

Сегодня у наших тройняшек день рождение.

Что мы им выбрали для поросят?

Детям предлагается вспомнить составленное распространенное предложение.

8. Итог.

– Вы можете придумать другую историю, и рассказать ее своим друзьям  

. На этом наше занятие закончилось. Я вам желаю дальнейших успехов.



Предварительный просмотр:

Цели: знакомство со звуком и буквой С, работа над изучаемым звуком.

Задачи: 

  • дать знания воспитанникам о звуке и букве С, учить выделять звук С в словах;
  • актуализировать знания воспитанников о звуках и буквах, о характеристике звуков;
  • развивать артикуляционный аппарат, правильное речевое дыхание, общую и мелкую моторику и высшие психические функции (внимания, памяти, мышления);
  • воспитывать интерес к изучению нового материала и желание применять полученные знания на практике, стремления к исправлению речевого дефекта и желания говорить правильно;
  • соблюдать охранительный режим.

Оборудование и материалы: 

  • карточка с буквой и звуком С,
  • звуковая азбука,
  • зеркала, вата,
  • картинки на букву С,
  • мультимедийная установка,
  • диск «Азбука-малышка» из цикла образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тетушки Совы»,
  • карточки с изученными буквами и буквой С,
  • цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

Учитель приветствует класс, проверяет внешний вид воспитанников.

Раз, два – выше голова (руки и голова подняты вверх),
Три, четыре – руки шире
(руки разведены по сторонам),
Пять, шесть – тихо сесть
(руки сложены как при посадке за партой).

– Здравствуйте, ребята! У нас начинается урок чтения и сегодня я вас познакомлю с еще одной буквой алфавита, но вначале нам необходимо разбудить наш язычок.

II. Артикуляционная гимнастика 

На партах разложены зеркала для индивидуальной работы при артикуляционных гимнастиках, небольшие кусочки ваты.

1. Выполнение артикуляционных упражнений:

  • Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  • Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  • Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  • Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

2. Дыхательная гимнастика 

Сдувание небольшого кусочка ваты с ладони.

3. Голосовая гимнастика

Са-са-са – залетела к нам оса,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Ос-ос-ос – укусила прямо в нос,
Су-су-су-су – тихо осенью в лесу.

III. Актуализация знаний воспитанников 

– Ребята, посмотрите на звуковую азбуку, скажите мне, почему одно поле синего цвета, а другое – красного? Как правильно называются звуки на синем поле, а на красном? Что вы можете сказать о гласных звуках? А о согласных? Сколько нами изучено гласных звуков? Согласных звуков? Назовите их?

IV. Изучение нового материала

– Как я уже говорила, сегодня мы будем изучать новую букву и звук. Кстати, что мы делаем со звуками (слышим и говорим), а с буквами (пишем)? Хорошо, послушайте меня, я буду произносить слова, а вы угадайте и назовите на какой звук начинаются слова: свет, Софья, стена. Правильно, слова начинаются со звука С. (Учитель вывешивает на доску карточку с буквой и звуком С, показывает карточку из звуковой азбуки). Посмотрите, это звук С, он обозначается синим цветом, мы его не можем петь, звук является согласным и мы его располагаем на синем поле. (Расположение карточки со звуком С на звуковой азбуке.) А вот какие слова могут быть на букву С. (На доску располагается карточка с картинками на букву С).

V. Физическая минутка

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем.
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.

VI. Продолжение работы по изучению нового материала.

1. Я вам покажу урок тетушки Совы про звук и букву С, а вы мне ответите на вопросы: какие слова были на уроке на букву С? Какую историю показала тетушка Сова? Как она называется? (Просмотр воспитанниками видеофрагмента, беседа просмотренного.)

2. Работа с букварем

– Посмотрите, какую букву вы видите? Каким цветом обозначен звук? Что вы можете еще сказать о звуке С? (Ответы нескольких детей). 

3. Пальчиковая гимнастика

Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается –
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.

1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

4. – А сейчас мы проверим, как вы усвоили и запомнили буквы.

Учитель раздает каждому воспитаннику карточку-задание, где напечатаны изученные буквы – А, У, М, О, С в хаотичном порядке. Задача ребенка – найти и обвести буквы С, одну из них раскрасить.

5. Упражнение на выделение звука в слове

Учитель произносит слова, в которых есть или нет звука С: снег, учитель, краски, стол, лампа, тетрадь, свет, пол, осень. Задача класса – хлопнуть в ладоши, если они услышат в названном слове звук С.

VII. Подведение итогов урока

– С каким звуком и буквой вы познакомились на уроке?
– Что вы знаете о звуке С?
– Назовите слова с буквой С?
– Чем отличается звук от буквы?

Оценка работы каждого воспитанника на уроке.

VIII. Домашнее задание. Работа по букварю со звуком С.

– Спасибо за урок, ребята! Отдыхайте



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [Ц]. Буквы Ц, ц (Повторение, закрепление)».

Цель: формировать навык чтения слов с изученными буквами, развивать устную речь учащихся, мышление, внимание, память. Прививать здоровый образ жизни.

Оборудование: кубики, картинка «Заяц», карточки с печатным текстом.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Учитель:-  Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения, внимания, радостных эмоций.

- А зачем нам нужны положительные эмоции? (Для здоровья)

- Сегодня мы будем дарить друг другу радость. Для этого вам необходимо быть внимательными, активными, послушными и обязательно правильно сидеть за партой.

- Послушайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной, и стоит

Среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

(Показываю картинку зайца)

- Дома вы учили наизусть стихотворение про зайца. Гарик и Катя прочтут стихотворение по ролям у доски. (Читают)

- Молодцы! Почему у зайца зубы здоровые? (Он любит грызть овощи: морковь, капусту).

Чтение по ролям, хором. (Класс делится на две группы. Одна группа поворачивается лицом к другой.)

- Составьте схему слова заяц из кубиков. Дайте характеристику к последнему звуку.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем упражняться в чтении текстов с изученными буквами.

- Прочтите пословицу:

Жить здорово – здорово.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Быть здоровым хорошо, радостно)

- Анализ предложения выполняет Ира.

  1. Работа по теме.
  1. Работа по карточкам (заранее разложены на парты)

- А сейчас послушайте советы и правила о том, как сохранить здоровье.

Карточка №1

Кто аккуратен – тот людям приятен.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Карточка 2

Чисти зубы два раза в день.

Умывайся холодной водой.

- Как можно сказать кратко, о чем шла речь в этих советах?

(О гигиене.)

На доску прикрепляется слово гигиена.

- Гигиене будет посвящено стихотворение, которое мы будем читать сегодня. Откройте азбуку, там где закладка.

(К. Чуковский «Мойдодыр», читают четверостишиями: Аня, Соня и хором)

IV. Физкультминутка «Хомка»

  1. Продолжение работы по теме урока.

Загадки:

от нас коровки далеко, а близко в пачке … (молоко);

его любят дети и взрослые, и даже медведь (мед);

красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь);

в продукте этом много дыр, и называется он … (сыр).

Карточка 3

Соблюдай режим питания. Люби фрукты и овощи.

Тщательно пережёвывай пищу.

- О чем загадки и советы? (О правильном питании.)

(На доске выставляется карточка «Правильное питание».)

- Какой еще режим необходимо выполнять, чтобы быть крепким и здоровым? (Режим дня.)

(На доске карточка «Режим дня».)

- А сейчас я назову несколько предметов. Вам надо отгадать произведение, в котором они все присутствуют, и назвать автора: одеяло, подушки, пирожные, компот, валенки, рукавицы. («Про мимозу» Сергей Михалков.)

- Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках

Перед столиком с едой

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки

Кипяченою водой?

Кто же это?

Почему

Тащат валенки ему,

Меховые рукавицы,

Чтобы мог он руки греть,

Чтоб не мог он простудиться

И от гриппа умереть?

- Какой совет вы дали бы взрослым и этому мальчику. (Одеваться по погоде. Обязательно закаляться, чтобы не болеть.)

На доске: закаливание

- Я желаю вам быть красивыми, сильными, крепкими, беречь свое здоровье

VI. Итог урока

- Чем мы занимались на уроке?

- Откройте учебник на странице 179. Данил Малявин, прочти стихотворение выразительно.

- Какое это стихотворение? (Шуточное.)

- За что папа хвалит сына? (За старание.)

- Какие слова похвалы он произнес? (Молодец!)

- Вы, ребята, тоже были старательны на уроке. Молодцы!

- Составьте это слово из кубиков. Молодцы!

- Урок окончен, спасибо.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Буква «Я» обозначает гласные звуки: два звука [Й`А] из них

гласный звук [`А] IIряда и гласный звук [`А] IIряда.

Цель занятия:

а) Выучить название буквы «Я» [Й`А]

б) Дать понятие ребёнку, что буква «Я» имеет название «Я» [Й`А]   и обозначает

звуки [Й`А] и [`А] II ряда.

Букву пишем, звук произносим и слышим.

в) Использовать таблицу Б.Д. Эльконина

«Десять букв гласных звуков» и таблицу «Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами»

Называя букву «Я» – произносим и слышим два звука [Й`А], а пишем букву «Я». Два звука [Й`А], из них звук[`А] II ряда поётся, поэтому гласным зовётся.

Вместе с ребёнком пропеть два звука [Й`А], напевая букву "Я".

г) Закрепить знания, полученные ребёнком, подчёркивая букву «Я» в названии заголовок газет и журналов.

Этим упражнением повышается внимание ребёнка.

д) В конце занятия прочесть любимую сказку ребёнку с целью пробуждения желания самостоятельно научится читать

Таблица Б.Д. Эльконина «Десять букв гласных звуков»

А

О

У

Ы

Э

I ряд букв гласных звуков

Я

Ё

Ю

И

Е

II ряд букв гласных звуков

Таблица «Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами»

I-ый ряд

II-ой ряд

Буквы гласных звуков

А

О

У

Ы

Э

И

Ё

Е

Ю

Я

Шесть гласных звуков

[А]

[О]

[У]

[Ы]

[Э]

[`И]

[`О]

[`Э]

[`У]

[`А]

Два звука, один из которых гласный звук

 

 

 

 

 

 

[Й`О]

[Й`Э]

[Й`У]

[Й`А]

Буквы гласных звуков изучаются по парам: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

 

Яша яблоко кушал,

Пение соловья слушал.

Соловей поёт, заливается

Яша пением наслаждается.

 

Рисунок (Яблоко)

1. Рассмотреть рисунок, прочесть (не для заучивания) текст к рисунку.

2. Выучить четверостишье. Называя букву "Я" произносим и слышим два звука [Й`А], а пишем букву «Я».

Яя

Два звука [Й`А], из них звук

[`А] II ряда поётся,

Слогообразующим гласным зовётся

Часто в словах встречается

И буквой «Я» обозначается.

 

Это четверостишье повторяется в занятиях при изучении гласных звуков, будет меняться только буква гласного звука и соответственно звук.

Уже после нескольких занятий ребёнок сам, творчески мысля, подставит в текст нужную букву, которую изучает.

Букву пишем, букву видим глазами, а звук произносим и слышим ушами.

В воздухе пишем взмахом руки букву «Я»

Ребёнок повторяет.

Запомни! При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая преград. Звуки произносим при помощи голосовых связок, губ, рта, зубов, языка и неба.

Пропеть звуки [Й`А] нараспев, называя букву «Я». Так песенки поются.

Человек говорит слогами, слитыми в слова. При произношении слова происходит выдох, и ударный слог выделяется силой голоса. Так выделяют ударный слог, а ударение ставится над буквой гласного звука.

Чётко услышим ударный слог, если произнесем слово в вопросительной форме.

Ми`-ша?      А-лё-ша?      На-та`-ша?

 

Слог, образованный буквой гласного звука «Ё» всегда ударный в слове, ударение не ставится.

3. Расширяем кругозор ребёнка, читая ему слова на букву «Я», объясняя значение незнакомых слов и знакомим с ударением и делением слов на слоги. Сколько букв гласных звуков, столько слогов в слове

ястреб

ящерица

якорь

яйцо

яблоко

ягнёнок

ясень

ягуар

Если слова произносить в вопросительной форме (МО-Я`?), то чётко выделяются ударные слоги. Ударение ставится над буквой гласного звука. (ЗЕ-МЛЯ`?; Я`-БЛО-КО?; А`-НЯ?) Это происходит от толчка выдыхаемого воздуха при произношении слогов. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определённого звука.

4. Посмотри и покажи букву «Я» в словах: ягода, ягуар, прятать, предъявлять, Яша, Яна, Ядвига, Ярослав.

5. Для повышения внимательности ребенка, предлагайте между занятиями найти и подчеркнуть изучаемую букву в заголовках журналов, газетных статей и реклам.

6. Для того, чтобы пробудить желание ребёнка научиться читать самостоятельно, после занятий читайте ему любимые сказки, несущее большой воспитательный потенциал. Прочтите народную сказку.

7. Предложить ребёнку найти в тексте сказки букву «Я».

Коля стоит у руля

И поёт ноту «ля».

Посмотри и покажи букву «Я» в выше стоящем предложении



Предварительный просмотр:

Урок письма по  теме

"Прописная буква Ч".  

Цели: 

  • Формирование графического навыка письма буквы «ч»
  • Коррекция мыслительной деятельности посредством упражнений связанных с аналитико-синтетической деятельностью, коррекция зрительной памяти.
  • Воспитание мотивации к учению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Упражнение на зрительную память.

– Сядут те дети, которые скажут, в каких буквах мы пишем этот элемент.

http://festival.1september.ru/articles/590262/img1.gif

(Этот элемент мы пишем в буквах : а, и, ш, л, м. н, ы, ц, ч, у)

– Какую из этих букв мы учились писать на прошлом уроке? (Мы учились писать букву «ч»)

II. Повторение пройденного

а) Индивидуальная карточка у каждого ученика.

– Помогите Чипполино найти каждой букве пару. 
– Какая буква осталась без пары?
(Без  пары осталась буква «ч»)

http://festival.1september.ru/articles/590262/img2.gif

– Дайте характеристику звука. (Этот звук согласный, всегда мягкий).

б) Выложить букву «ч» на парте, используя шнурок.

– Возьмите указочки, откуда начнете писать?

в) Итог. Оценки.

III. Сообщение темы урока

– Сегодня мы будем учиться писать прописную букву «Ч».
– Возьмите 2 шнурка (один длинный, другой короткий).
– Слушайте внимательно.
– Из короткого шнурка букву
г (палочка с крючком вверху и внизу).
– Рядом из длинного шнурка-палочка с крючком внизу.                  
– Вот и получилась прописная буква «Ч».
– Возьмите указочки, обведем букву.

Учитель на доске показывает крупно написание буквы, дети обводят ее по шнуркам.

IV. Изучение нового

– Попробуем написать букву «Ч».

Работа в прописи.

V. Физминутка

Гимнастика для пальцев

VI. Закрепление пройденного

Упражнение на зрительное внимание

– Назовите фон (цвет), на котором изображена буква «Ч».

http://festival.1september.ru/articles/590262/img3.gif

– Запомните, которым изображена буква «Ч».

http://festival.1september.ru/articles/590262/img4.gif

Работа в тетради.
Письмо слогов.
Сказка: К букве «Ч» на день рождения решили прийти 4 гласных буквы (А, Я, У, Ю)
Рисунок на доске.

– Какие буквы смогут прийти в гости?

http://festival.1september.ru/articles/590262/img5.gif

В тетради письмо слогов: Ча, Чу.

VII. Выборочное письмо

а) – Выписать слов, в которых есть слоги ча, чу.
На доске:
очки, чулан, чай, черепаха, чулки, час.
(В тетради: чай, час, чулан, чулки)
Сначала записать слова с «ча», затем – «чу».

б) Списывание предложений из учебника.

– Составить предложение по схеме.

http://festival.1september.ru/articles/590262/img6.gif

(Дети играют в мяч.)

Задание: Найти в букваре это предложение.

– Списать. Подчеркнуть  букву «Ч».

VIII. Итог урока

Оценивание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...