Урок русского языка в 4-м классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekturok_russkogo_yazyka_v_4.docx43.43 КБ
Файл glagol.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе

Тема:   Обобщение знаний о глаголе.

Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.

Формируемые УУД:

Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее  мотивом.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,   диаграммы для рефлексии, словарь Даля, словарь Ожегова, толковый словарь, учебник УМК «Школа России» «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки с гласными буквами.

Ход урока

I. Организационный момент:

Придумано кем-то
Просто  и  мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.

II.Актуализация знаний

- Прочитайте слова. Где можно узнать, одну или две буквы писать в слове?

(В орфографическом словаре)

-Спишите слова, пользуясь словарем при необходимости.

Гри(б, бб),  су(б,бб)ота,  жу(ж,жж)ит,  ва(н,нн)а, су(м,мма), шо(с,сс)е, телегра(м,мм)а, ки(л,лл)огра(м,мм), лу(ж,жж)а, ко(м,мм)и(с,сс)ия.

Самопроверка.

Слайд 3,4

II. Самоопределение к деятельности

Интересная  часть  речи

В  русском  языке  живёт.

Кто  что  делает,  расскажет:

Чертит, пишет  и  поёт,

Вышивает  или  пашет,

Или  забивает  гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё  расскажет  нам…(Глагол).

-Чему будет посвящен сегодняшний урок?

(Обобщению изученного по теме «Глагол»)

–Какие цели поставите перед собой? Чего вы хотите достичь на уроке?

-Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?                            

Слайд 2

III. Работа по теме урока.

1.Работа в группах.

1-я группа найдет значение слова глагол в словаре Даля.

2-я группа найдет значение слова глагол в словаре Ожегова.

3-я группа  образует с помощью приставок глаголы от слова говорить.

- Подберите синоним к слову говорить. Используйте толковый словарь.

Слайд 5,6

2. -Прочитайте стихотворение  И.Токмаковой

Зябн..т осинка

Дрож..т на ветру

Стын..т на солнышке

Мёрзн..т в жару.

-Выполните задания.

1) Назовите глаголы-синонимы.

2) Вставьте гласные в окончания глаголов, докажите.

3) Расставьте знаки препинания.

4) Что можете сказать об этом предложении?

5) Назовите слова с безударными гласными в корне.

6) Запишите стихотворение по памяти.

Взаимопроверка в парах.

Слайд 7,8

3. Наблюдение за глаголами.

- Всюду нас окружают звуки. Просыпаемся мы от птичьих голосов, звона будильника. В дождливый день капли звонко барабанят по крышам и окнам домов. А сколько новых звуков можно услышать в лесу! Какие звуки мы слышим в лесу?

- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утес».

И бунту..т, и клокоч..т,

Хлещ..т, свищ..т и рев..т,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.

Задания.

  1. Какую картину вы себе представили?
  2. С помощью какой части речи автору удалось передать картину бушующего моря?
  3. Найдите значение слов в толковом словаре.

1-я группа  -  клокочет

2-я группа  -  допрянуть (словарь Даля)

3-я группа  -  незыблемых

  1. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы. Проверка  с помощью карточек с гласными буквами.

        Слайд 9

        4.  Игра.  

- Замените фразеологические обороты  глаголами неопределенной формы.  

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.

Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.

- Запишите глаголы.

Слайд 10,11

5.  Создание проблемной ситуации.

– Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе?

Значит, какую  задачу вы поставите на уроке?

 (Узнать новое о глаголе)

– Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
– В этом году на соревнованиях  в области я обязательно победю … нет побежу….– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как  правильно сказать? Подумайте и обсудите в группах.

Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Вывод.

- Глагол победить в 1-м лице не употребляется.  В 1-м лице не употребляются глаголы: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.

Однако мы можем сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.

- Запишите предложение: Я (убедить) товарища.

- Какие предложения у вас получились. Прочитайте.

Слайд 12

IV. Творческая работа.

На слайде записаны глаголы:

светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, устраивают.

Задание.

  1. Напишите текст из 5 - 6 предложений, озаглавьте его.

Проверка. Чтение и анализ нескольких сочинений.

 Слайд 13

V.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд14

  -  Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

hello_html_43a0cbbc.jpg

        VI. Подведение итогов урока.

- Ребята, над какой темой работали на уроке?

- Где могут пригодиться знания, которые мы сегодня повторили?

VII. Домашнее задание.

Переписать мини – сочинение  в  чистовик.

Слайд15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение знаний о глаголе П резентацию выполнила Монахова Наталья Леонидовна у читель начальных классов МКОУ « Любанская СОШ имени А.Н.Радищева» 2021 год.

Слайд 2

- Что такое глагол? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Как изменяется? Как называется изменение глагола по лицам и числам?

Слайд 3

Гри (б, бб ), су( б,бб ) ота , жу ( ж,жж ) ит , ва ( н,нн )а, су( м,мма ), шо ( с,сс )е, телегра ( м,мм )а, ки ( л,лл ) огра ( м,мм ), лу ( ж,жж )а, ко( м,мм )и( с,сс ) ия .

Слайд 4

Гриб, суббота, жужжит, ванна, сумма, шоссе, телеграмма, килограмм, лужа, комиссия.

Слайд 5

ГЛАГОЛ м. слово , речь, выражение; ❘ словесная речь человека, разумный говор, язык. ❘ Грам . часть речи, разряд слов , выражающих действие, состояние, страдание . Жить по глаголу (т. е. Божию), арх. в дружбе, согласии, в мире . Толковый словарь Даля

Слайд 6

Глагол — глагола , м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам .). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар .). Толковый словарь Ожегова

Слайд 7

Зябн ..т осинка Дрож ..т на ветру Стын ..т на солнышке Мёрзн ..т в жару.

Слайд 8

Зябн е т осинка, Дрож и т на ветру, Стын е т на солнышке, Мёрзн е т в жару.

Слайд 9

И бунту..т, и клокоч ..т, Хлещ ..т, свищ..т и рев..т, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот.

Слайд 10

Зарубить на носу - Держать язык за зубами – Вешать нос – Мозолить глаза – Ломать голову –

Слайд 11

Зарубить на носу – запомнить. Держать язык за зубами – молчать. Вешать нос – унывать. Мозолить глаза – надоедать. Ломать голову – думать.

Слайд 12

Я (убедить) товарища.

Слайд 13

Творческая работа. С ветит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, устраивают.

Слайд 15

Подведение итогов урока. - Ребята, над какой темой работали на уроке? - Где могут пригодиться знания, которые мы сегодня повторили ?

Слайд 16

Домашнее задание. Переписать мини – сочинение в чистовик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...