Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шарова Светлана Ивановна

Знания: научатся различать слова – признаки предметов, ставить
 к словам вопросы, составлять предложения
 с данными словами.

Умения: самостоятельно строить высказывания по теме урока, развивать языковую активность детей, формировать опыт составления предложений с данными словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoy_kakie_kakoe.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». 

Цель: Сформировать у учащихся представления о роли в русском языке слов, обозначающих признаки предметов - прилагательных; Тип урока: открытие новых знаний. Задачи: Образовательные: Формировать у учащихся понятие об именах прилагательных, об их отличительных особенностях.  

Развивающие: Формировать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о роли имен прилагательных в речи. Формировать умение выделять имена прилагательные в речи. Развивать память, внимание, интерес к изучаемому материалу.

 Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

 Планируемые результаты: 

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) -формировать ценностно-смысловые установки личностной позиции; - развивать самостоятельность;-формировать мотивацию;

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность) -Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться высказывать свое предположение (версию).

 Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) -Отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. -Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми) -Оформлять свою мысль в устной и письменной речи -Слушать и понимать речь других. -Совместно договариваться о правилах общения в групповых формах работы и в паре и следовать им.

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность

-Давайте вспомним, какие слова отвечают на вопросы - Что делать? Что сделать?

- Как мы называем слова в предложении, которые обозначают действие предмета? А слова, которые обозначают предмет?

- Что такое подлежащее? (Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? Что?)

-Что такое сказуемое? (Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы – что делать? Что сделать?)

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? Что? (Предмет)

-Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать? (Действие предмета)

  1. Актуализация знаний

- Открываем тетради. Запишем сегодняшнее число и «классная работа». Сегодня на минутке чистописания мы с вами будем писать заглавную букву Дд в соединении со строчной. Пишем до конца строки.

- Отступаем одну строчку вниз и запишем несколько слов под диктовку: Стакан, работа, обед, компот, рисунок, барабан, топор.

  1. Постановка целей и определение темы урока

- Посмотрите на доску. Здесь записано 3 столбика слов.

Красивая                        Машина               едет

Ласковый                        собака                 лает

Злая                                  снег                      выпал

Пушистый                       кукла                   спит

Сломанный                    котенок               валяется

Грузовая                          стул                      сидит

- Что обозначают слова во втором столбике? И на какой вопрос они отвечают? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы – кто? Что?)

- В третьем столбике что обозначают слова и на какие вопросы отвечают? (Обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делать? Что сделать?)

- Давайте стрелками соединим слова, которые обозначают предмет со словами, которые обозначают действие этого предмета.

- А теперь от слов, которые обозначают предмет зададим правильные вопросы и подберем признак каждого предмета.

- Что такое признак предмета? (Это слова, которые описывают предмет)

- Вы догадались, какая тема нашего урока сегодня? (Слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какие?)

-Чему будем учиться? (Правильно! Ставить вопросы к словам: Какой, какие, какое). Находить эти слова в предложении.

  1. Работа по теме урока

Итак, мы уже с вами знаем, что в русском языке, существуют слова, которые обозначают предмет, действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова?

Сегодня мы с вами поговорим, о словах, которые обозначают признак предмета. И узнаем на какие же вопросы они отвечают.

- Еще раз повторим, что такое признак? (Это описание предмета). А, какие бывают предметы? (Живые и неживые, т.е. одушевленные и неодушевленные)

- Слова, которые обозначают признак предмета, всегда отвечают на вопросы: какие, какая, какое, какой. Например, у нас с вами предложение. Едет грузовая машина. Найдите в этом предложении слово, которое обозначает предмет, действие предмета. На какие вопросы отвечают эти слова, как мы их подчеркиваем и называем в предложении? А теперь найдите в предложении слово, которое описывает нам машину. Как мы это сделаем. Правильно зададим вопрос от слова «машина». Машина – какая? – грузовая. Это слово нам говорит о том, какая машина едет. Какой вопрос мы поставили, чтобы найти слово-признак? (Совершенно верно, «Какая?)

- Итак мы с вами выяснили, для того чтобы найти в предложении признак предмета, нам помогут в этом вопросы – какой, какая, какие, какое.

- А кто-нибудь знает, как такие слова называются в предложении и как мы их будем подчеркивать?

- Мы уже знаем, что в предложении мы выделяем члены. Они бывают главные, Какие знаем уже с вами главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое) и второстепенные. Вот как раз лова, которые обозначают признак предмета, в предложении являются второстепенным членом предложения, который называется определение (т.е. определяет нам признак того или иного предмета). Подчеркиваются слова-определения в предложении волнистой линией.

- Итак, слова, которые в предложении отвечают на вопрос какой, какая, какие – обозначают признак предмета. В предложении они являются второстепенным членом, который называется – определение. Подчеркивается волнистой линией.

  1. Физкультминутка

Музыкальная разминка Вероники Мазиной «Цыпленок Пи»

  1. Продолжение работы по теме урока

Ребята, на доске записаны предложения. Прочитаем первое. Как мы узнали, что это одно предложение и оно закончено? (На конце стоит точка, это обозначает конец предложения). Как мы пишем первое слово в предложении? (С большой буквы). Хорошо! Найдите в этих предложениях слова, которые обозначают предмет. Как мы можем найти такое слово?) Задать вопрос кто или что?). Как в предложении называются эти слова? (Это главный член предложения – подлежащее, подчеркивается одной чертой).

- Давайте запишем предложение в тетрадь и выделим подлежащее.

- А теперь от слова, которое обозначает предмет и является подлежащим, найдем слово, которое обозначает действие этого предмета. Как мы это сделаем? Зададим от слова, обозначающее предмет, вопрос что делает?

- И как это слово называется в предложении? (Это слово отвечает на вопрос что делает, обозначает действие предмета, в предложении такие слова являются главным членом и является сказуемым! Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.)

-А теперь найдем в предложении слова, которые обозначают признак предмета. Как мы это сделаем? (Правильно поставим вопрос: Какой, какая, какие, какое?). Как в предложении называются такие слова и как подчеркиваются? (Определение, подчеркиваются волнистой чертой)

Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?

 

Сказуемое – это, главный член предложения, обозначающий действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? В предложении подчеркивается двумя чертами.

Определение – это второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой, какие, какое?

Выполним аналогичное задание со всеми предложениями.

Предложения для доски:

Нашего петуха знают все соседские ребята. Гребешок у него красный, а крылья зеленые. Красивый наш петух. Он громче всех поет.

  1. Самопроверка

Прочитай. Раздели текст на предложения и запиши. Правильно обозначай начало и конец каждого предложения. Выдели в предложении слова, которые отвечают на вопросы: кто, что, что делает, какой, какая, какие.

Пришла зима выпал пушистый снег мороз нарисовал на окнах ледяные узоры

- Сколько предложений в тексте?

  1. Рефлексия

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Научиться определять слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какие, какое?)

- Мы достигли этой цели? Вы можете теперь находить такие слова в предложении/тексте?

- Для чего вам нужны эти новые знания?

- У вас на партах лежат смайлики, я вам буду произносить утверждения, а вы зеленый поднимаете если согласны, красный если не согласны, желтый если вы не знаете правильного ответа, на данное утверждение.

-Я знаю, какие слова отвечают на вопрос какой, какая, какие?

- Я легко справился с самостоятельной работой?

- Я умею в предложении находить слова, которые обозначают признак  предмета

- Я умею в предложении находить определение

- Я умею в предложении подчеркивать определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...