Урок русского языка, 1 класс, программа « Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мусиенко Олеся Александровна

При проведении данного урока  используются современные педагогические технологии. Весь урок  выстроен через совместную деятельность учителя и обучающихся. В начале урока   создана атмосфера заинтересованности каждого ученика.

Так как дети лучше усваивают то, что открывали сами, а не получили в готовом виде, при введении нового материала я использовала задания, побуждающие мыслительную деятельность учащихся, заставляющие их анализировать, рассуждать.

В ходе урока мною также была использована проблемная ситуация с затруднением (придумать слово, чтобы мягкий знак был заглавной буквой).

На протяжении всего урока я использовала игровые технологии, так как обучающие игры занимают важное место среди современных педагогических технологий обучения. Игра была мною использована на всех этапах урока: при постановке учебной проблемы, в результате поиска решения детьми учебной проблемы, при выражении нового знания, полученного на уроке.

Также при закреплении нового материала имела место технология работы в группах (игра – соревнование между рядами – придумать слова с мягким знаком, смягчающим предыдущий звук). Межпредметная связь с математикой (счет в пределах первого десятка).

        

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мусиенко Олеся Александровна, учитель начальных классов, высшая категория;

МБОУ « Школа № 23»

Урок русского языка, 1  класс, программа  « Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: интерактивная доска; электронное приложение к учебнику: В.Л. Канакина; В. Г. Горецкий, иллюстрации сказочных героев, предметные картинки.

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Цель урока: 

- рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.

Задачи:

Обучающие:

1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.

2. Развивать умение проводить звуко - буквенный анализ слов, сравнивать слова.

3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение, наблюдательность, любознательность, речь детей.

2. Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитывающие:

1.Воспитывать  любовь к родному языку.

2.Формировать и развивать положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

3. Воспитывать внимание, усидчивость.

4. Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Планируемые результаты:

предметные:

-находить мягкий  согласный звук в словах, правильно обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.

 личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

    -определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

      -учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ход урока:

1.Орг. момент. Актуализация ранее изученного:

- какую проблему решали на прошлом уроке?;

- что нового узнали?;

- какие умения и навыки закрепляли?

2.Постановка учебной проблемы.

Вы любите сказки? Я Вам предлагаю сегодня создать удивительную добрую сказку. А ее название вы определите сами.

Было – угол, стало – уголь.

Было – мел, стало – мель.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Мягкий знак!

- Верно, ребята. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Сравнение буквы печатной и письменной. Запись в тетради.

-  Из каких элементов состоит эта буква?

- Почему эта буква не бывает заглавной? Попытайтесь придумать слово, чтобы буква была заглавной.

-  Какой звук обозначает эта буква?

3. Поиск решения учебной проблемы (изучение нового материала).

К нам в гости пришли сказочные герои (Буратино и Незнайка). Они приглашают нас в царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, надо произнести заклинание (дети повторяют за учителем).

Грамматика, грамматика – наука очень строгая.

Пусть трудна она, но без нее плохое было бы житье.

- Чтобы свободно продвигаться по этому царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которым Вы сегодня познакомитесь. А поможет Нам в этом сказочные герои.

Сейчас я Вам расскажу сказку. Вы ее послушаете и ответите, для чего нужен мягкий знак, какова его роль и значение?

Грамматическая сказка.

Жили-были в азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она обозначает звук.

- Что это за буква? – возмущались они.

Это был мягкий знак. Буква не обозначала звука, не умела говорить, молчала. Никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось ей плохо и очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку для себя загадало:

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога» (гвоздь).

Стали буквы составлять слово «гвоздь». Стали на нужные места, а вышло «гвозд».

- Что-то у нас не получается? – забеспокоились они. Звук «Д» в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

Буква «И» говорит: стану я и обозначу мягкость «Д».

Но получилось - «гвозди».

Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?

- Давайте лучше я встану, - сказала буква «Я».

- У нас опять ничего не получилось! Ведь ты обозначаешь звук «А», - сказали буквы.

- Что же будем делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить мягкий знак).

- Иди к нам, мягкий знак, - сказали буквы.

Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конце слова.

- Ребята, какое слово получилось? (гвоздь).

Развеселились буквы. Всем захотелось пригласить в гости мягкий знак. Вот, оказывается, какой он незаменимый.

Дети высказывают свое мнение по поставленному вопросу перед сказкой.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

4. Выражение нового знания в доступной и интересной для детей форме.

Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки напечатать в тетрадях.

Кто в лесу глухом живет?

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест клубнику, мед.

А зимой сосет он лапу? (медведь).

Льется речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим (коньки).

Число, которое больше 6, но меньше 8? (7).

Последующее число 4 (5).

Первый месяц года (январь).

Учитель рассказывает появление слова «январь».

- В старину на Руси январь называли «Сечень», так как он рассекает или делит зиму на две половины. Древние римляне этот месяц называли в честь Януса – бога солнца и света – январем. Они изображали Януса, как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300. На пальцах левой – 65. Это количество дней в году. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнев бога, который рассердившись, мог послать людям плохой год.

 - Где во всех этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен?

 - Давайте посчитаем количество букв и звуков в словах. Что Вы заметили?

Физминутка.

- Я Вам буду читать слова. Если в них есть мягкий знак – хлопайте в ладоши. А если нет – топайте ногами.

Игра-соревнование  по рядам: представитель каждого ряда  должен придумать слово, в котором есть смягчающий мягкий знак.

К нам в гости пришел Незнайка. И приготовил сюрприз. Он напечатал слова и доволен. Думает, что Вы их не прочитаете (на доске написаны слова: угол, мел, ел, брат, шест).

Буратино решил проучить Незнайку. Как только тот отвернулся, он написал мягкий знак во всех словах. И слова получились новые. Давайте их прочитаем.

- Какой же можно сделать вывод? Какую роль играет мягкий знак в словах? (запись слов в тетрадях).

Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята.

- Чем заканчивается слово «осень»?

- Спрячьте мягкий знак в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь (деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки)

- Для чего же нужен мягкий знак?

4. Итог урока.

 – Вы сегодня  отлично справились с заданиями наших героев. Вы все становитесь учеными царства мягкого знака.

- Как Вы думаете, все ли Вы узнали о мягком знаке? На дальнейших уроках Вы узнаете еще много нового об этой букве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по программе "Школа России"

По теме: «Предложения с однородными членами. Повторение»Цели урока:1. Повторить, проверить, систематизировать знания учащихся о предложении, об однородных членах предложения;2. Развивать умения ...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....