Страна слогов
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Маякина Марина Юрьевна

Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_sekrety_orfografii.doc630.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект открытого занятия

по внеурочной деятельности

               в  1а  классе

Тема занятия:

 « Путешествие в страну Слогов».

Форма проведения: игра-путешествие.

                          Цели занятия:

1.Знакомство со слогообразовательной функцией   гласных звуков.

2.Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

3.Развитие фонематического слуха.

4.Развитие зрительно-пространственной ориентации.

5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

6.Расширение и уточнение словарного запаса.

7.Развитие графических навыков.

8.Развитие связной речи.

9.Уточнение и закрепление понятия «слог».

10.Закрепление понятий «гласные», «согласные».

11.Профилактика нарушений зрения.

12.Развитие  внимания, памяти, мышления.

13.Воспитание толерантных качеств личности: терпения, уважения, уступчивости.

                           Ход занятия.

1.Организациоонный момент.

   

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим. (Дети садятся)

Игра называется «Хлопалки»

- Хлопают все здесь присутствующие;

- Только те, кто любит вкусно поесть;

- Только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;

- Только те, кто любит каникулы;

- Только те, кто любит учиться;

- Только те, у кого отличное настроение.

- Молодцы!

2.Сообщение темы занятия.

 На доске записаны буквы:  Г Л О С  

- Прочитайте буквы.

- Какую букву можно назвать лишней, почему? (О - гласная, остальные согласные).

 

-Составьте слоги  из записанных букв .

-Составьте слово из слогов (слог)

-Предположите, о чем пойдет речь на нашем занятии.

3. Основная часть

А) -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в «Страну Слогов», научимся делить слова на слоги и наоборот - составлять из слогов слова. Работать будем на листочках, которые лежат у вас на партах, каждое выполненное задание вы будете оценивать. В путь!

(показать лист Самооценки)

Но в гости с пустыми руками не ходят , давайте составим букет для хозяев

  Пальчиковая гимнастика.

-Но сначала попробуем сделать цветок из пальцев рук.

Упражнение «Бутон-пион»

Бутон - кисти обеих рук плотно прижаты друг к другу, затем, не отрывая нижнюю часть и кончики пальцев, отодвигаем среднюю часть руки.

Цветок - отрываем пальчики и широко расставляем по кругу, не отрывая нижнюю часть ладоней.

Произносим слова:

Набухай скорей, бутон

Распусти цветок-пион!

(Учитель  показывает картинки с изображением цветов.  Дети произносят их названия: роза, лилия, мак, тюльпан, василек, ландыш,  подсолнух, пион).

-А теперь  сорванные  цветы   нужно распределить  в вазы. (Учитель раскладывает три нарисованные вазы).

В вазу под номером  1-все цветы, названия которых состоят  из

одного слога, 2-из двух, 3-из трёх.

Б) -Мы отправимся в наше путешествие на  вот таком              « Веселом паровозике» (учитель показывает пластмассовый паровоз), у которого необычные колеса.

(на доске изображение такого колеса)

- Посмотрите, ребята, в этом колесе написаны буквы, которые нужно уметь складывать в слоги, а затем в слова. И только потом эти колеса начнут вращаться!

-Давайте попробуем ! (Из букв: к о л е с о - составить слова кол, сокол, сок, село, сел, осел, око.)

-Вот наши колеса завертелись и теперь закройте глаза и указательным пальцем правой руки нарисуйте колесо в воздухе.          

-Теперь представьте, что вы едете на «Веселом паровозике» и гудите, так как гудит паровоз. ( Звукоподражание гудящему поезду)

-Наше путешествие по Стране Слогов начинается, все готовы?

- Вот мы и приехали, откройте глаза! Давайте переведем дыхание и наберем воды из колодца

 В) Игра «Набери воды из колодца»

 - Сколько слогов в этих словах?

- А из чего состоят слоги? ( из букв)

-На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные)

Г) Сценка «Кто важнее?»

Учитель: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные: А вот и получится! Например, м.

Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Учитель: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

Высказывание (плакат):

Гласные – это река, 
А согласные – её берега, 
Реки без берегов не бывает.

(Исполняется песня «Гласные-согласные»)

Гласные, согласные – дружная семья,

Что такое АЗБУКА – постигаю я.

Выучу все буковки, научусь читать,

Становиться взрослыми – не в куколки играть.

-Сколько гласных жителей живет в Стране Слогов?(10)

-Давайте их назовем!  

-Это гласные, а все остальные -….?

-Из гласных и согласных букв, что можно составить? (слоги и слова).

-В Стране Слогов все жители (буквы) живут в разных домах (словах), а дома делятся на этажи (слоги).

-В домах может быть разное количество этажей (1-жук ,2-лиса , 4-пуговица). И на каждом этаже может жить от одной до пяти букв.

- А живут они по особому правилу:

На одном этаже должна быть только одна гласная,

количество же согласных может быть разным -  от 1 до 4. Гласная может одна жить на целом этаже, т. е. составлять целый слог (э - та –  ж и ).

 

- Как мы определяем количество слогов в слове?

-В Стране Слогов есть свой гимн:

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов

Это знает каждый из учеников!

-Запомните этот гимн!

Д) Игра «Засели жителей».

-Давайте попробуем заселить жителей в эти красивые многоэтажные  дома, распределяя по этажам, т.е. деля на слоги. Начинать нужно с первого (нижнего) этажа.

(Ребята по одному подходят к доске, произносят заданное слово по слогам и выставляют его из букв магнитной азбуки в пустые окна дома.) В одно окно – одна буква, на одном этаже - один слог. (Слова: кот, куры, собака )

(на магнитной доске прикреплены изображения многоэтажных домов).

-А теперь давайте еще поиграем.

Е) Добавь слог так, чтобы получилось слово

( работа с интерактивной доской)

 И)  Игра «Новые слова»

- Прочитайте  слова. Определите количество слогов.  Покажите с помощью веера с цифрами.

-Уберите по одному слогу у каждого слова, чтобы получились новые слова

- Запишите одно из этих слов, разделите на слоги.  

Радуга - дуга

Баранка - ранка

Лесник - лес

Дорога - рога

6. Рефлексия

 Игра «Фрукты не созрели».

-В  Стране Слогов растут необыкновенные фруктовые деревья. На одном дереве висят самые различные фрукты, они могут быть только зеленые или желтые. (На столе  бумажные нераскрашенные фрукты: лимон, яблоко, банан, груша.)

-Посмотрите, оказывается, фрукты еще не созрели, а для того чтобы они скорее поспели вам нужно записать название своего фрукта, подчеркнуть в нем все гласные красным, а затем разделить эти слова вертикальной чертой на слоги.

После этого нужно раскрасить   свой фрукт в желтый или зеленый цвет и повесить на дерево.

 

-Вот  наше путешествие подошло к концу. Закрываем глаза. (Гудит паровоз)

5.Итог занятия.

-Вам  понравилось  путешествовать  по  Стране  Слогов?

-Что вам понравилось? Чему вы научились в этой  стране?

-Подумайте и скажите что такое  слог?

-Сколько гласных  букв должно быть в одном слоге?

- Молодцы, ребята, вы старательно выполняли все задания в Стране Слогов!

-Всем спасибо!

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

"Путешествие в страну слогов"

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе.Тема занятия: « Путешествие в Страну Слогов».Форма проведения: игра-путешествие....

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Путешествие в страну ударных и безударных слогов

Форма проведения: урок-сказка с применением технологии сюжетно-ролевой игры.Применяемые технологии:- информационно-коммуникационные (ТСО, магнитофон);- здоровье сберегающая (физ. минутки, упражнения н...

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....


 

Комментарии

Очень интересный и познавательный материал. Обязательно попробую провести такое занятие. Спасибо.

Маякина Марина Юрьевна

Наталья Александровна,большое спасибо, за Вашу теплоту и отзывчивость!