Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Морсакова Анастасия Евгеньевна

Цели урока:

  1. Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
  2. Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
  3. Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
  4. Развивать мыслительные операции: аналогию, сравнение, обобщение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак".

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

  1. Сформировать способность к написанию слов с разделительным мягким знаком.
  2. Тренировать способность написания слов с мягким знаком- показателем мягкости.
  3. Повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова и парных согласных в корне слова.
  4. Развивать мыслительные операции: аналогию, сравнение, обобщение.

Ход урока

Приложение

I. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.).

 «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.

- Так давайте начнем с мудрого изречения:

На доске: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает» (читает ученик).

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?

- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?

- Что вам поможет в этом? (Активность, т. е. учеба с удовольствием, с желанием; шаги учебной деятельности; сообразительность, умение решать проблемы…)

- Вот сегодняшний урок – урок загадок и отгадок, вопросов и ответов поможет нам сделать открытие.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.).

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

И вот первая загадка!

- Я буду вам диктовать слова, а вы будете записывать только те слова, ? Желаю удачи!

- Медведь, пальто, тетрадь, мальчик, морковь.

1.Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши

Зимой спит,
Летом - ульи ворошит. 

2. Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... (пальто)

3.Белое поле,
Чёрное семя.
Кто его сеет.
Тот и разумеет.
 

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ... .

4.Когда он вырастет, станет мужчиной

5.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

- Что объединяет эти слова?

- Все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь – показатель мягкости, во всех 2 слога.

- На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы.

- Одушевленные и неодушевленные предметы.

- Слова с ь в середине и на конце слова.

- Значит где пишется ь – показатель мягкости? (В середине и на конце слова.)

Что вы знаете про мягкий знак? (Не имеет звука, обозначает мягкость согласного.)

- Где может стоять в словах? (На конце и в середине слова.)

- Посмотрите на схему, что она показывает?

- Что мягкий знак стоит в конце слова.

- Посмотрите на вторую схему. Что она показывает?

- Мягкий знак стоит в середине слова.

- Как называется такой мягкий знак?

- Мягкий знак-показатель мягкости.

- Между какими буквами он стоит во второй схеме?

- Между согласными.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Но я вам приготовила следующее испытание.

   В стихотворении А.С.Пушкина есть такие слова: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». Пушкинский портрет нашей гостьи (вьюги) очень выразительно характеризует ее буйный нрав.     Только вчера была тихая зимняя погода. А ночью вдруг откуда ни возьмись появилась она… Страшная, завывающая свою песню (вьюга).

- Запишем это слово на наши листочки: вьюга. (Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают.)

- Покажите, как вы написали?

- Вьюга (вывешиваю один листочек на доске).

- У кого так же написано? Покажите друг другу.

- У кого написано по-другому? Покажите (вюга) – вывесить на доску.

- Что же у нас получилось?

- Слово одно, а записано по-разному.

- А такое может быть? (Нет.)

III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.).

- Какие орфограммы мы встретили при выполнении последнего задания?

- Непроверяемая безударная гласная, мягкий знак-показатель мягкости.

- Есть ли такая орфограмма в слове вьюга?

- Нет.

- Но мы записали слово по-разному. Что это значит? (В слове есть какая-то орфограмма.)

- Кто знает, что это за орфограмма?

- Какова же цель нашего урока? (Повторить орфограмму о разделительном мягком знаке, построить алгоритм.)

- Давайте разбираться, а тему урока сформулируем позже.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.).

- Послушайте, как звучит это слово вьюга.

- Все ли согласные в слове сливаются с гласными?

- Нет. Согласная в и гласная ю читаются не слитно.

- Как это показать на письме?

- Поставить между ними мягкий знак.

- Для чего мы его поставим сюда?

- Чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным.

- Как мы называем такой мягкий знак? (Разделительный.)

- И тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак.)

- Какова же цель урока? (Повторить написание слов с разделительным мягким знаком.)

- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!

Работа в парах.

   1.   Сейчас мы проведем с вами исследование на тему “ Правописание слов с       разделительным  мягким знаком ” и попытаемся ответить на ваши вопросы.

    «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

– Значит, мы открываем что-то новое.

Давайте  исследуем слова и попытаемся определить когда же пишется разделительный мягкий знак.

            Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

     а) прочитайте  слова и запишите  их в тетрадь;

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией; 

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,                    

    делает свой вывод.         ( у доски работает один ученик)  

   3.     Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак?

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я

Продолжаем исследование. В группе составьте звуковую схему каждого слова. Определите, что общего во всех словах?

(Учитель вывешивает эталон на доску.)

4.  -  Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. Работаем в паре. Время ограничено. (песочные часы)    На парте листочки и фломастеры.

-Сравним свой алгоритм с авторским.     (слайд)

-Обобщение. Проговаривают алгоритм.

Вывод. Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я, е, ё, и, ю, если в слове нет слияния согласного с гласным.

Физкультурная минутка.

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5мин.).

- Хотите проверить, как работает наш алгоритм? Предлагаю следующие упражнения:

Вороб_и, долга_я, солов_и, нова_я, бел_ё, зеленее_ет, скам_я, тво_ё. 

- Вставьте слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Объясните по алгоритму, почему необходимо вставить в слово ь? Напишите в тетради.

  • На деревьях появились молодые листья. (Один ученик на доске комментирует, остальные в тетради.)
  • Муравьи дружно строят свой дом-муравейник.

Весной так чудно поют соловьи. (Устно объяснить, пишут по вариантам.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4-5мин.).

- Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и потом проверить его. Используйте алгоритм. Желаю успеха!

1 вариант: В лужах купаются воробьи.
2 вариант: Котик пришел к ручью напиться.

- Спишите предложения и вставьте подходящие по смыслу слова.

Проверка.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания Ь, пользоваться алгоритмом.)

- Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+».

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

- Как же мы можем применить новое знание? (Использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах.)

VII. Включение в систему знаний, повторение (4-5мин.).

1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? «Весной дождь прольет – капли не видать». Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- А теперь спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

2. Взаимопроверка. Если все правильно написано, поставьте себе на полях +.

3. Выполните упражнение 356, с.77.

- Прочитайте задание.

- Постарайтесь правильно расставить слова в два столбика. Желаю успеха.

(Два ученика пишут по столбику за доской.)

- Проверка. Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать.

- Прочитайте слова первого столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

- Прочитайте слова второго столбика. Какую роль выполняет здесь ь?

- Кто нашел у себя ошибки и исправил, поставьте себе +.

- У кого ошибок нет? Молодцы! Тоже поставьте на полях знак «+».

VIII. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.).

- Какую роль выполняет мягкий знак в слове ?

- Где пишется разделительный ь?

- Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания Ь.)

- Достигли мы цели?

- С какой пословицы мы начали урок? («Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстрее исчезает».)

- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!

Яблоня мудрости.

- Вы хорошо усвоили алгоритм написания разделительного мягкого знака, но вам нужна помощь учителя.. Вы вырастили желтое яблоко

- Вы научились работать по алгоритму, умеете писать слова без ошибок и можете объяснить другу. Вы вырастили красное яблоко

- Как вы думаете, нужно ли нам потренироваться в написании слов с разделительным мягким знаком? (Ответы детей.)

Домашнее задание:  5 предложений, в каждом должно быть слово с разделительным мягким знаком. Кому было трудно – выполните упражнение в учебнике (с.33, упр. 56).

- Урок окончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс

Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...