Открытый урок по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Медведева Валентина Сергеевна

Русский язык 3 класс

Формирование личностных УУУ по теме: «Род имён существительных».

Тип урокаУрок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных,познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Формирование УУД:

Личностные действия:

ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

признавать важность предмета и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

воспитание уважительного отношения друг к другу.

Метапредметные действия:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию на уроке.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3_klass_rod_imen_sushch.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

Формирование личностных УУУ по теме: «Род имён существительных».

Тип урокаУрок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных,познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Формирование УУД:

Личностные действия:

ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

признавать важность предмета и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

воспитание уважительного отношения друг к другу.

Метапредметные действия:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию на уроке.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)


Ход урока

  1. Организационный момент

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: «Я желаю тебе…»

С хорошим настроением приступим к работе.

-Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Расположите полученную тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались. Отступите от отметки 2 строчки вниз и запишите в тетради число и классная работа.

- Итак, мы настроились на работу на уроке.

2. Актуализация знаний.

-Вы видите, у нас в классе развешаны ребусы и загадки, выберите и разгадайте любые три и запишите ответы в тетрадь.

Каток, снежинка, мороз.

Что объединяет эти слова? (имена существительные)

Что мы знаем про имена существительные?

- Сегодня нам предстоит сделать ещё одно открытие и дополнить знания про эту часть речи.

-Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Как?

3. Постановка проблемы.

-А на помощь нам придёт анаграмма. Разгадайте ее.

ОРД=РОД

- Что такое род? Поиск слова в толковом словаре. (Род - это семья, родня.)

- А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Тема: Род имён существительных.)

Использование корзины идей (на доске картинка корзины)

-Подумайте, какие задачи можете перед собой поставить? Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов и поместите в нашу корзину:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Познакомиться с …( родом имен существительных.)

3. Научиться определять…(род имени существительного.)

4. Изучение нового материала

ветер лопата пальто карта тетрадь платье

Что вы видите? Нам нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «МОЙ», «ОНА», «МОЯ», «ОНО», «МОЁ». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Взаимопроверка обмен тетрадями, учитель раздает правильно выполненное задание.

Я предлагаю вам прочитать правило в учебнике и может быть, если нужно дополнить нашу таблицу.

Распределив имена существительные по трём группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из родов.

-Посмотрите на таблицу и сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Если к существительному подставить слова-помощники «она моя», то это имена существительные женского рода, если «он мой» - мужского рода, если «оно моё» - среднего рода.)

-Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение.

Составление памятки (работа в паре)

Женский род запомню я,

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило моё!

Проблемный вопрос.

-Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось?

Вывод: По родам существительные не изменяются.

Физкультминутка

Вижу сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку,

Всем понравится она.

4.Первичное закрепление нового материала

Выпишите существительные, поставленные
в начальную форму

1 ряд мужского рода
2 ряд – женского рода
3 ряд – среднего рода


Над соседней хатой

Грянул гром раскатом

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.

Старенькие ели

Вдруг позеленели

В лужицах- оконцах

Заиграло солнце.


- Сейчас мы будем работать в паре.

Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род существительных.

Морковь, свёкла, яблоня, огурец.

Карандаш, линейка, циркуль, портфель.

Солнце, туча, облако, поле, дерево.

5. Самостоятельная работа

Каждому ученику дается уже готовое дерево, на него нужно наклеить листочки со словами мальчики – мужского рода, девочки – женского рода.

Предложенные слова:

Красавица, богатырь, умница, силач, помощник, рукодельница, артистка, храбрец.

Поменяйтесь деревьями и расскажите о своем однокласснике.

Домашнее задание

Итог урока.

Зачем нам нужно знать род существительных? Где эта тема нам может пригодиться?

Рефлексия.

-Дайте оценку своей деятельности на уроке. Отметьте ступеньку знаний, на которой вы стоите после этого урока:

Красный - «Не понял тему урока»

Жёлтый - «Надо еще поработать дома»

Зелёный - «Тему хорошо усвоил»

Выставление оценок.

- Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, время для исправления ещё есть. Хочется поблагодарить вас за активность и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс Школа России...