КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) В 1 КЛАССЕ ЧОУ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема урока: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

УМК «Школа Росси»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: Познакомить обучающихся с буквами Х, х и особенностью звуков, которые обозначает данные буквы, с ролью звуков и букв в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obuchenie_gramote_1_klass_2019_2020.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) В 1 КЛАССЕ

ЧОУ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Тема урока: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

УМК «Школа Росси»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: Познакомить обучающихся с буквами Х, х и особенностью звуков, которые обозначает данные буквы, с ролью звуков и букв в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х,], характеризоватьих, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, звуковые модели слов, шаблоны букв.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

- Это наш девиз урока чтения.

- Проверим готовность к уроку.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Повторение о звуках.

- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

- Сколько гласных?

- Назовите их хором.

- Почему они относятся к гласным?

- Какие ещё звуки есть?

- Почему они относятся к согласным?

- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

- Какими ещё могут быть согласные звуки?

III.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Игра.

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Какая это буква» (дети с завязанными глазами ощупывают букву, называют её и характеризуют).

Буквы ЛЕХБ.

- Какую букву вы не смогли узнать? Почему?

- Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? О чем будем беседовать? Какие задачи перед собой поставим?

IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Пословицы о хлебе

Хлеб да вода – богатырская еда

Хлеб батюшка, водица матушка

Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет

Хлеб — всему голова

Не в пору и обед, коли хлеба нет

Хлеб черствый – обед честный

Хлеб — кушай, добрых людей слушай

Хорошо трудиться — хлеб уродится

Худ обед, коли хлеба нет

Работай до поту, поешь хлеба в охоту

Пот на спине – так и хлеб на столе

Что посеешь, то и пожнешь

Не трудиться — хлеба не добиться

Горька работа, да хлеб сладок

1.Хлеб наше богатство.

Хлеб

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Свежий хлеб.

И. Токмакова

-Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.

- Что изображено в центре?

- Что изображено в правом верхнем углу? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Для чего это делают?

- Каким изображено солнышко?

- Где выращивают хлеб?

- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

- Какую роль в жизни человека имеет пшеница?

- Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)

- Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

- Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (В пословицах содержатся народная мудрость.)

Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

• ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

• ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

• ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

2.Физминутка «Солнышко».

Солнышко встало и потянулось.

Подул ветер, набежала туча, полил дождь.

Сначала тихо, потом сильнее, сильнее.

Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал.

Солнышко засияло.

3.Знакомство со звуками [х], [х'].

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(ГОРОХ)

- Какой звук вы слышите в конце слова?

ХИРУРГ

- Какой звук вначале слова?

- Звуки[х], [х'] обозначаются буквой «Ха»

- Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х.

- На какой улице она живёт? (На улице согласных)

- В каком ряду она стоит?

- Почему она стоит в нижнем ряду?

- Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?

- Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные)

4.Знакомство с буквами Х, х.

- А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.

- Ребята, на что похожа буква Х?

(Отвечают дети)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка,

Ветру вольная подружка.

- Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

5.Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.

Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот,

6.Закрепление знаний и способов.

Чтение слов и слогов с буквой Х. (Учебник стр. 39)

Игра «Найдите стручок», из которого выкатилась горошина. В слове на стручке должно быть такое же буквосочетание, как и в слоге на горошине.

Хо хи ха хло хле

хлебушек хирург хлопок

буханка хорёк

V.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

1.Чтение текста на стр. 39.

- О чём говорится в тексте? Как озаглавить?

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

2. Беседа на тему «Как растет хлеб?»

- Послушайте загадку.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

 (ХЛЕБ)

Какие слова помогают догадаться. Что это хлеб?

Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: от маленького зернышка, заботливо вложенного руками пахарей, хлеборобов в землю до душистой буханки с хрустящей румяной корочкой, выпеченной пекарем. Сотни людей вкладывают свою душу в его создание, и их всех можно назвать хлеборобами.

Послушайте, как об этом сказано в стихотворении:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба е жалеют.

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу и людям которые его выращивают? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.)

3.Физминутка

Хомка, Хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать.

4.Слого-буквенный анализ слова хлеба.

Учитель:

- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

Наши звуки встали в ряд

И сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

Учитель:

- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

- Какой слог ударный?

- Какой звук ударный?

Всё сказали, не забыли

И на место поспешили.

Учитель:

- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

VI.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Работа в группах.

Игра “Тим и Том”

- У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.

 (Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

- Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима.

 (Хижина, хомяк, пастухи, ухо, мох, хитрец хор, хищник, холод, химик, хвост).

2.Индивидуальная дифференцированная работа.

- У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х,].

 (Карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).

VII. Рефлексия.

9. РЕФЛЕКСИЯ.

- У каждого на парте лежит светофор. Поднимите красный цвет, если скучали на уроке и ничего нового не узнали. Поднимите жёлтый цвет, если было интересно, но что-то не совсем понятно и знакомо. Поднимите зеленый цвет, если удалось справится с заданиями, урок понравился.

   Дети делают выбор

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за вашу активность!   Спасибо за работу!

VIII. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает?

- Почему нужно бережно относится к хлебу?

Учитель:  Дьякова Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".

Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса....

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с буквой Л...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ. ЧОУ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Тема урока: Люби и знай великое русское словоУМК «Школа Росси»Тип урока: развитие речи.Цели урока:1. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному языку.2. Развивать интерес к изу...