Технологическая карта к уроку по Обучению грамоте по теме "Буква Лл и звук л"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шабанова Валентина Александровна

Технологическая карта к уроку по Обучению грамоте. Тема: "Буква Лл и звук л".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Автор: Шабанова Валентина Александровна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

 Муниципального автономного

                                                                        общеобразовательного учреждения

                                                                          «Средняя школа № 8 с углублённым

                                                                      изучением отдельных предметов

Технологическая карта урока Автор:

Обучение грамоте  1- А класс.                                                                                                        .

Тема

«Чтение слов и предложений с буквой Л, л и согласными звуками [л] и [л’]. Закрепление.»

        

Цели

Образовательные:

Раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные структурные единицы; закреплять приём воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, парной  работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД  слушать и понимать речь других;оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:  учить поиску и выделению нужной информации  (работа со словами на цветном фоне).

Универсальные логические действия: подведение под понятие: формирование понятия

« смыслоразличительная роль звука » через анализ пар слов на цветном фоне.

Установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого и твёрдого согласного; между использованием в именах собственных прописной буквы и выводом о том, что это особое средство обозначения имён.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (КоммуникативныеУУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на

вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Звук, буква, слог, слово, предложение.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение.

Ресурсы:

- основные

-учебник по обучению грамоте и чтению   Азбука. 1 класс: учебник I часть / под ред. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская идр. / Учебник «Школа России»-2018.

- дополнительные

- раздаточный материал (модели русского языка).

- смайлы (для самооценки)

- индивидуальные задания для работы в парах

- презентация к уроку

Организация  пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Педагогические технологии: 

технология деятельностного метода обучения, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии.

Этапы

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Эмоциональный  настрой.

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

-уточнить темати- ческие раки.

1)Ученик рассказывает четверостишие:

Прозвенел уже звонок

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам друзья нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2)Определяют  тему урока через игру «Мягкий, твёрдый».

Вопрос: Какой звук [л], [л‘] в словах: олень, волк, лось, белка, лиса?Что мы сегодня повторим?

3) Подготовка артикуляции:

-«чистим» зубы языком;

-давим языком на правую щеку;

- давим языком на левую щеку.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует внимание учащихся и на тему урока путём показа зелёных[л‘], синих[л]  сигнальных карточек.

Организует речевую разминку.

Слайд

Работа с моделями-сигнальными карточками.

Актуализация знаний полученных ранее.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний.

1)Чистоговорка

Ри-ри-ри, а на ветках снегири

Ща-ща-аща, папа выловил леща

Са-са-са в лесу бегает лиса.

2) Вопрос: Кто такие снегири? Лещи? Лиса?

Где они обитают?

Вывод по этапу урока: О ком мы ещё на уроке будем говорить?

3)Делают вывод по вопросам к теме урока.

С помощью учителя формулируют тему урок и  ставят цель урока.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Презентация«Животные Югры».

 Пополнение знаний краеведческого материала.

Вопросы:

-Какая тема урока сегодня? (Буквы Л, л)

-Какую цель ставим? (Учиться читать и писать слова с буквами Л, л).

Знать отличие гласных от  согласных, твёрдых и мягких звуков.

Уметь проводить   сравнение по заданным критерииям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Этап вызова

Работа с учебной книгой

Цели:- организовать работу в парах.

1) Самостоятельно и коллективно читают тексты Азбуки стр.63

Окуни  и лини -……..

Аисты и утки-…….

Лисы и лоси -……..

А осы кто? Осы-………

- Каких обитателей лесов нашего края вы знаете?

2)Работа над словообразованием.

Игра «Большой -  маленький»

Учитель

ученики

Медведь

медвежата

Волк

волчата

Белка

бельчата

Кабан

поросята

Лиса

лисята

2) Подберите однокоренные слова к словам: лиса, лисята…….(нора лисья)

-Какой корень в данных словах?

Выделяют- лис

Организует проверку умения ориентироваться в тексте, приём орфоэпического чтения слов в сравнении, работать с информацией.

Организует чтение слов

Организует самопроверку.

Организует самооценку (методика Цукерман).

Организует работу по формированию умений работать в парах.

Откройте учебник на странице 63.

Работа по пополнению словарного запаса учащихся.

Уметь читать слова предложения   с изученными буквами.

Уметь находить однокоренные слова

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

IVФизкультминутка

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

                 До чего же хороша!

Уметь работать в команде

Уметь  слушать свою речь  и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

IV.Чтение предложений , слов  с изученной буквой (5 мин)

Цель:

- организовать работу над   фонетическим разбором и совершенствованием навыков чтения слов  и сл с доски.

1)Работа в тетради для печатания над распространением предложений.

-По схеме составить предложение со словом лиса                                                    

Распространите предложение.

-Как называется первое предложение?

-Как называем второе предложение?

-Что вы знаете о лисе?

2)Звукобуквенный анализ слова  лиса по алгоритму

                             

3)Как в сказках называют лису?

Рыжая, Плутовка, Патрикеевна.

А кого называют сохатый?

Лось

- А много?

Лоси

4) Звукобуквенный анализ слова  лоси по алгоритму

-Чем похожи и различаются звуки ло ли?

Организует работу по составлению предложений.

Организует работу над  совершенствованием  фонетического  разбора. навыка чтения и печатания  слов с доски.

Формирует понятие «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне.

Работа по распространению предложения.

Печатают в тетради.

Работают в дополнительных  тетрадях для печатания.

Уметь составлять предложения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V.Поиск и выделение нужной информации.

Самостоятельно и коллективно читают тексты  из Дидактического материала  «Лиса»  ( см Приложение)

Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы.

Ведут поиск нужных букв  цветным карандашом.

Организует проверку умения ориентироваться в тексте, приём орфоэпического чтения, работать с информацией.

Словарная работа.

Полакомиться- поесть,

селится-живёт.

Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Слайд Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Умеют давать самооценку собственной учебной деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

(Приложение)

Лиса

         Лиса часто выбирает себе жильё на лугах, где много мышей, кроликов, хотя рыжая не прочь полакомиться кузнечиками и ягодами.

         Плутовка не любит сама строить норку: чаще она селится на покинутой норке сурка или барсука. Лиса расширяет норку и выкапывает запасные выходы.

         Это осторожное животное. Чтобы поспать в безопасности, лиса может даже на дерево забраться. А уж до чего  хитра! Умеет притвориться мёртвой, прямо как в сказке «Лиса и волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта к уроку обучения грамоте "Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]", умк "Перспектива", 1 класс.

Задачи:Предметные:1.      Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]2.      Учить выделять звуки [м], [м\'] в словах, давать им характеристи...

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»

Технологическая карта открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»УМК «Школа России» ФГОС НООУчитель: Игнатьева Ирина ВладимировнаЦели деятельности учителя:1. Форм...

Технологическая карта к уроку обучения грамоте (чтение) Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м

Технологическая карта  к уроку обучения грамоте (чтение) 1 класс. Тема:Звуки [м], [м], буквы М, м. Создана к открытому уроку с аналогичной темой....