конспект перенос слов по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_perenos_slova_po_russkomu.odt23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

пробного урока по предмету

«Русский язык»,

данного в 1 классе

МБОУ СОШ №3 г. Болхова

студенткой 3 курса группы «Б»

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Кондратьевой Александрой Дмитриевной

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 16.03.2021

Тема: «Перенос слов»

Класс: 1

Цель урока: - создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя

самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с правилами переноса слов;

- учить делить слова для переноса.

Развивающие:

развивать умение видеть разные по количеству слогов слова

-развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах

орфограмму, графически обозначать ее, внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.)

Воспитательные:

- способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, взаимовыручке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую;

- определять способы переноса;

- переносить слова по слогам.

Личностные:

- выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Познавательные:

- Умение наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; 

- Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, используют  на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- умение адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Оборудование: презентация, жетоны для рефлексии, макет дерева и цели из бумаги, карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      I.            Мотивационно-ориентировочный

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Александра Дмитриевна.

2. Психологический настрой

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

- Ребята! Наступила весна, и на нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите то, что разрешается делать на уроке русского языка.

∙€€€€€€€повторять то, что знаем

∙€€€€€€€баловаться

∙€€€€€€€узнавать новое

∙€€€€€€€играть в умные игры

∙€€€€€€€советоваться с другом

∙€€€€€€€помогать другу

∙€€€€€€€мешать другу

∙€€€€€€€смеяться над неудачами

∙€€€€€€€радоваться за себя и класс

3. Работа с девизом

- Прочитайте слова на слайде.

- Что одному трудно – то сообща легко.

- Как вы их понимаете? Как нужно работать на уроке?

4. Минутка чистописания

- Ребята, с чего начинается урок русского языка?

- Что нужно сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

Пальчиковая гимнастика

Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем?

- Это – раз!

Загибаем?

- Это – два!

Продолжаем?

- Три, четыре…

Где же пятый?

- Вот, смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Пиф-паф-ой-ой-ой!

Да, девятый он такой!

И десятый мы загнем.

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!

 

- В написании каких букв будем упражняться?

- Назовите виды соединений буквы «Я» с другими буквами.

- Сколько звуков обозначает буква «я» в этих сочетаниях?

- В каких еще случаях буква «я» обозначает два звука?

-Запишите буквосочетания до конца строки

Яя яз зя ям ял мя

- Прочитайте предложение.

- Что это?

- Как вы понимаете её смысл?

- Запишите предложение и поставьте ударение в словах.

Язык острее мяча.

5. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течёт, а не вода.

Оно бывает и парным.

И вообще - нам сытно с ним.

(Молоко)

 

Хоть красавица, но злючка

Настоящая колючка.

(Роза)

На земле лежит у дома -

Совершенно невесома,

Но её, могу сказать,

Далее краном не поднять.

(Тень)

 

У них овальные бока,

Продолговатые слегка.

Они бывают из лосьона,

Из пива, чая, из бульона,

Из мёда, спирта, керосина,

Сиропа, молока, бензина,

Из сока яблок и айвы...

Но чаще - из простой воды.

(Капли)

- Каким способом можно определить количество слогов в слове?

 

Приветствуют учителя

 

 

 

Настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

Выбирают цели и прилепляют на дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают девиз

Работать слаженно и дружно

 

 

С минутки чистописания

Пальчиковую гимнастику

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я» заглавная и «я» строчкая

 

Нижнее и верхнее (яз)

 

Два звука – яя, яз, ям, ял – в начале слова и после гласной

После «ь» и «ъ»

Пишут буквосочетания

 

 

Пословица

Ответы детей

Пишут предложение, ставят ударение

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько гласных – столько и слогов

   II.            Поисковый

1.Определение темы урока. Поставка учебных задач.

- Запишите под диктовку предложение.

Дедушка купил внуку подарок.

- Все ли слова поместились на строке?.

 

 

- Что нужно делать, если слово полностью не входит на строку?

- А как можно перенести слово на другую строку?

- Назовите тему урока.

Тема нашего урока – «Перенос слов.»

- О чем хотите узнать?

 

- Чему научимся сегодня ну уроке?

Один ученик записывает предложение на доске.

 

Нет, не все Слово подарок не помещается полностью на строке

 

Перенести слово

 

Ответы детей

 

 

Как правильно переносить слова со строки на строку

Переносить слова на письме

III.            Практический

1. Наблюдение за языковым материалом.

- Как же нам перенести слово?

 

 

 

- То есть, как можно перенести слово подарок?

- Покажите, как вы перенесли? Каким способом?

 

- Давайте проверим. Запишем предложение.

По небу плывет пушистое облако.

- Разделите каждое слово на слоги

- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую. (слайд: По не-бу плы-вёт пушис-тое об-лако.)

2. Формулировка выводов

- Сформулируйте по записи на доске правило переноса.

 

- Запомнить правила переноса слов вам поможет стихотворение:

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово

Как на дольки шо-ко-лад.

3. Самостоятельная работа

Дети получают карточку для самостоятельной работы.

Задание. Раздели слова для переноса, используя дефис.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно.

Самопроверка по образцу.

Ар – буз, ар – мия, пол – ка, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за

4. Физкультминутка

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

5. Чтение и работа со стихотворением А. Шибаева

- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит?

- Можно ли перенести слово осень?

- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

Е-два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

У-кол

И получил за это «кол»,

Опять я перенес:

О-пять,

Теперь, наверное, будет «пять»?!

- Так получит мальчик оценку «пять»?

- Почему? Объясните.

 

 

- Конечно, иногда  при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения.

- Какие правила переноса не знал мальчик?

- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другуюстрочку.

- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить

- Какую задачу мы решили?

- Какую задачу будем следующую решать?

5. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

- Отгадайте загадку (про весну)

- Весной появляется очень много цветов.

- Прочитайте слова на доске. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

Колокольчик, ромашка, василек

- Посмотри, как разделены слова для переноса.

Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.

- А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напишите любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

- Один ученик будет работать у доски.

- Кто записал другое слово?

- Какой вывод можем сделать?

 

6. Самостоятельная работа

- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, мы выполним самостоятельную работу.

- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку и оцените работу смайликом.

 

*7. Творческое задание.

КЕРА

НИКГА

-Составьте из букв слова и разделите их для переноса.

При переносе слово надо поделить на части. Мы умеем делить слова на слоги. Можно предположить, что слово надо переносится слогам

 

по - дарок, пода-рок, по-да-рок

Пишут слово на доске с нужным переносом

Учащиеся записывают

Учащиеся делят слово на слоги

 

 

 

 

Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги

 

 

Несколько раз повторяют стихотворение

 

 

 

Работают по карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

нет, т.к. в слове кит1 слог.

 

2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, не получит

Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке

 

 

 

 

 

Аня, Оля, ежик, оса и т.д.

 

 

Познакомились с правилами переноса

 

 

 

Пишут слова и вариантами переноса

 

 

 

Слова со строки на строку могут переноситься по-разному

 

 

 

 

Выбирают слова

 

Работают по карточкам

 

Делают взаимопроверку по образцу

 

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание

РЕ-КА

КНИ-ГА

IV.            Рефлексивно-оценочный

1.Подведение итогов урока

Над какой тмой работали?

- Чему учились?

Расскажите правила переноса слов.

2. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке цветными жетонами.

3. Домашнее задание

Подобрать 8 слов с разным колличеством слогов, записать их и разделить их для переноса

 

Научиться делить слова для переноса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

повторять то, что знаем

баловаться

узнавать новое

играть в умные игры

советоваться с другом

помогать другу

мешать другу

смеяться над неудачами

радоваться за себя и класс

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течёт, а не вода.

Оно бывает и парным.

И вообще - нам сытно с ним.

(Молоко)

 

Хоть красавица, но злючка

Настоящая колючка.

(Роза)

На земле лежит у дома -

Совершенно невесома,

Но её, могу сказать,

Далее краном не поднять.

(Тень)

 

У них овальные бока,

Продолговатые слегка.

Они бывают из лосьона,

Из пива, чая, из бульона,

Из мёда, спирта, керосина,

Сиропа, молока, бензина,

Из сока яблок и айвы...

Но чаще - из простой воды.

(Капли)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

(Весна)

 

 

 

Задание. Раздели слова для переноса, используя дефис.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

 

Задание. Раздели слова для переноса, используя дефис.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

 

Задание. Раздели слова для переноса, используя дефис.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

 

 

 

 

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

Е-два,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

У-кол

И получил за это «кол»,

Опять я перенес:

О-пять,

Теперь, наверное, будет «пять»?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

 

Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

 

Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

 

 

КЕРА

НИКГА

Составьте из букв слова и разделите их для переноса.

 

КЕРА

НИКГА

Составьте из букв слова и разделите их для переноса.

 

КЕРА

НИКГА

Составьте из букв слова и разделите их для переноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...

конспект перенос слов

конспект для 1 класса...