технологическая карта урока русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Митясова (Нилова) Ирина Борисовна

Изложение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx42.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Русского языка

В 4 «В» классе школы №148 г.о. Самара

                                                                                   Учитель Митясова И.Б.                                                                                                                                                                                                  

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Учебник, авторы: Русский язык 4 класс Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В.,1 часть

Тема урока: Изложение по самостоятельно составленному плану.

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель урока: создание условий для написания обучающимися изложения по самостоятельно составленному плану

Задачи:

Дидактические:

- вырабатывать умение пересказывать текст изложения

- формировать умение определять этапы работы над изложением;

- вырабатывать умение делить текст на части, составлять план;

- совершенствовать умение выделять опорные слова в тексте.

Развивающие:

- совершенствовать умение планировать действие по решению учебной задачи для получения результата;

- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные: 

- воспитать уважительное отношение и интерес к собеседнику, воспитывать умение соблюдать правила ведения диалога

Ресурсы: интерактивная доска (презентация), учебник, тетрадь, раздаточный материал

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная  задача этапа  урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации к контрольно- коррекционной деятельности

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный (слово учителя)

Приветствует и мотивирует учащихся

Приветствуют учителя

Фронтальная

1 мин.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Этап актуализация и пробного учебного действия

Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)

Подводит пробному учебному действию

Участвуют в пробному учебному действию

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

4 мин

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Этап локализации индивидуальных затруднений

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесный(беседа)

Выявляет затруднение

Выявляют затруднение

Фронтальная

1 мин

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Словесный (рассказ), наглядный (демонстрация)

Определяет тему и цель занятия с учащимися, проговаривает задачи

Слушают учителя

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

4 мин

УУПД: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесный (беседа, рассказ)

Беседует по теме занятия

Беседуют с учителем по теме занятия

Фронтальная, групповая

Тетрадь,  интерактивная доска (презентация), раздаточный материал

17 мин

Умеют определять этапы работы над изложением; выделять опорные слова в тексте

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; ответственно выполнять свою часть работы

Физ. минутка

Способствовать снятию физического, психического перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой

Словесный (объяснение), наглядный (демонстрация), практический(выполнение упражнений)

Показывает учащимся движения

Дети повторяют за учителем

Фронтальная

1 мин

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику

Поддерживать физическое и психическое здоровье

Этап обобщения затруднений во внешней речи во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практический (выполнение задания), словесный (беседа)

Беседует с учащимися, инструктирует по выполнению задания

Беседуют с учителем, выполняют задание

Групповая

Раздаточный материал

3 мин

Умеют делить текст на части, составлять план

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели

Практический (выполнение задания)

Дает инструкцию по выполнению заданий.

Выполняют самостоятельно задание

Индивидуальная, групповая

5 мин

Умеют пересказывать текст изложения

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Этап решения заданий творческого уровня

Повторение и закрепление ранее изученного

Словесный ( беседа)

Проводит викторину по пройденному материалу

Учувствуют в викторине

Фронтальная, групповая

Интерактивная доска (презентация)

3 мин

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Оценивать свое эмоциональное состояние

Словесный (объяснение, беседа)

Проводит рефлексию

Учувствуют в рефлексии

Фронтальная

Интерактивная доска (презентация)

1 мин

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

УУРД: устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Этап мотивации к контрольно- коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Этот урок я начну со слов немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте «Научиться можно только тому, что любишь».

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

- Тогда начнем.

- Добрый день.

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Этап актуализация и пробного учебного действия

– Ребята, какое значение имеет дождь для природы?

- Да, а представляете, как благоприятно он влияет на нее во время засухи. Об этом природном явлении мы и будем писать сегодня изложение.

– Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?

- Мы будем писать изложение по самостоятельно заданному плану.

- Сейчас я прочту вам текст, а вы скажете, можно ли, опираясь на такой текст, написать изложение

Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя.

Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.

Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

- Большое

- Изложение – это письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Пересказ текста.

- Нет, нельзя!

Этап локализации индивидуальных затруднений

- Почему возникло затруднение?

- Текст логически несвязный

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Слайд

- Тема нашего урока «Изложение по самостоятельно составленному плану»

Слайд

- Итак, какую цель мы можем поставить?

– Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

- Написать изложение по самостоятельно составленному плану

- Запомнить текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему грамотно записать текст.

Этап реализации построенного проекта

II. Работа над изложением.

а) Определение этапов работы над изложением.

– Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.

Слайд

План:

Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить.

Найти в тексте опорные слова.

Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.

Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.

Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний.

Написать изложение, проверить свою работу.

– Итак, начнем с первого шага. Но, чтобы текст изложения звучал правильно давайте расставим его части в верной последовательности.

Слайд

- На экране вы видите части текста, в какой последовательности их можно расставить?

- Верно, так текст звучит логически правильно.

б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.

Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.

Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя.

Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

– Какой это текст по типу?

– Определите его тему

– А основная мысль?

– Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай?

в) Выделение опорных слов текста.

- Сейчас при помощи моих вопросов мы с вами выделим опорные слова.

- Итак, какое лето стояло?

- Почему оно жаркое, а не теплое?

- Что случилось с травой?

- А какой была земля?

- А что случилось однажды утром?

- Что приближалось?

- Ветер стал сильнее или стих?

- Каким был дождь?

- Что это значит?

- А что громыхало?

- Чему радовалась природа?

- Верно, дождь принес конец засухи

- Итак, теперь выделите опорные слова

Слова записывают на доске.

Слайд с опорными словами

– Что заметили?

Проходит не больше 15 минут

- План:

Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную мысль. Озаглавить.

Найти в тексте опорные слова.

Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.

Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.

Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний.

Написать изложение, проверить свою работу.

- Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.

Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя.

Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

-  Текст – повествование

- В тексте идет речь о дожде

- Спасение природы от засухи

- Чтобы люди понимали, что влага очень важна для природы

- Жаркое

- Потому что на улице было очень жарко

- Она пожелтела и пожухла

- Она высохла и потрескалась.

- Погода переменилась.

- Дождь

- Ветер стих
- Долгожданным

- Это значит, что его появления природа очень долго ждала

- Частые раскаты

- Концу засухи

- Жаркое лето, пожухла, земля высохла, погода переменилась, приближении дождя, ветер стих, долгожданный, раскаты, концу засухи

- В основном это глаголы, которые помогут вспомнить последовательность действий

 

Физ. минутка

- А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют упражнения

Этап обобщения затруднений во внешней речи во внешней речи

г) Деление текста на части, составление плана.

- Сейчас вы самостоятельно в группах поделите текст на смысловые части и озаглавите их. Для того, чтобы это сделать вы можете воспользоваться листами бумаги, которые я заранее положила на ваши столы

Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение.

– Как озаглавили первую часть?

– Какое название вы предлагаете первой части?

– Как можно озаглавить третью часть?

Запишите план к себе в тетрадь.

д) Лексико-орфографическая подготовка.

Детям раздается текст с пропущенными орфограммами, где они заполняют коллективно, в группах, пропуски.

- Даю вам на выполнение задания 2 минуты

Ст_яло жаркое лето. Уже две недели не_было д_ждя. Тр_ва п_желтела и п_жухла. Л_ства на деревьях и кустах п_теряла свою свежесть. З_мля высохла и потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем и_чезли.

Но однажды утром п_года перем_нилась. П_дул резкий ветер. Стали собираться ч_рные тучи. Все говорило о пр_ближении дождя.

Вот ветер стих. И среди наступившей тишины пр_грохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. С_ловно вся природа рад_валась концу засухи.

- Какие ошибки встретились?

– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища и исправляют его недочеты (если они будут).

- Даю вам на это три минуты

22 минуты

Дети в группах самостоятельно делят текст на смысловые части и озаглавливают их.

- Примерный план:

1. Засуха.

2. Перемена погоды.

3. Долгожданный дождь.

- Засуха

- перемена погоды

- Долгожданный дождь

- Ошибки в безударных гласных в корне слова, безударный суффикс

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд с опорными словами остается

- Теперь запишите каждый свою часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите текст в тетрадь.

30 минуты

Распределяются между собой

Записывают изложение

Этап решения заданий творческого характера

- Теперь каждая группа зачитает свой текст, а остальные оценят

- Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла п потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.

Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Все говорило о приближении дождя.

Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

- А теперь нужно ответить на вопросы

- Как чувствовала себя природа до того, как начался дождь?

- Какие тучи начали собираться?

- Шел только дождь? Или его еще что-то сопровождало?

- Какое лето было?

- Листва оставалась свежей?

- Что стало с ручьями?

- Сколько недель не было дождя?

Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.

- Она была обезвожена

- Черные тучи

- Сверкали ослепительные молнии

- Лето было жаркое

- Листва потеряла свою свежесть

- Ручьи почти исчезли

- Две недели

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?

– Что понравилось?

– Чему научились?

Слайд

- Скажите, мы достигли цели урока?

- Теперь оценим свою деятельность

Слайд

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

- Написание изложения

- Работать в группах

- Больше ладить в группах

- Да, мы написали изложение.

Участвуют в рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...