Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кунгаа Аяна Аликовна

Добро пожаловать на

урок русского языка!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Иштии - Хем

Урок «Роль местоимений в речи»

Русский язык

4 «Б» класс.

УМК «Школа России»

Кунгаа А.А.,

учитель начальных классов

с. Иштии - Хем, 2023г.

Разработка урока

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи: познакомиться с личными местоимениями уметь отличать местоимения от других частей речи узнать о роли местоимений в речи.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию. Образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.    

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре. 

Виды контроля  на уроке:

- ученик- ученик    (при    работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде)

 Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

Структура урока:

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. (1мин)  

Эпиграф, каким вы хотите видеть наш урок? Число, кл. работа

3. Актуализация опорный знаний. Постановка цели и задач урока. (5 мин)

Стихотворение, происхождение слова, МЧ, тема, задачи урока

 4. Первичное усвоение материала. (8  мин)  

Работа в парах (карточки) Проверка на слайде. Табличка + табличка

5. Первичное закрепление. (13 мин)

Работа с учебником . Упражнение 109 на стр.52. Проверка на доске. У доски 3 ученика.

6. Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

7. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (5  мин)  

Графический диктант, взаимопроверка в парах. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки),  ОЦЕНКИ за урок.

Ход урока:

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю  психологическую готовность у учащихся.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

- Добрый день ребята! Меня зовут Кунгаа Аяна Аликовна. У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.

- Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

- Ребята, вы согласны с ним?  

(Слайд 1)

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Учащиеся высказывают свои предположения

Фронтальная работа

2. Мотивация учебной деятельности. (1 мин)

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД


- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными.  Писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Запишите в тетради число, Классная работа.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Фронтальная работа

3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (5  мин) 

Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

а) Определение темы и задачи урока. Минутка чистописания. (3 мин)

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Прочитайте:

Я, ты, он, она,

Вместе целая – страна,

Вместе дружная – семья,

В слове «мы» – сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и селах.

( Р. Рождественский)

- Назовите местоимения, которые встретились вам в тексте? (Я, ты, он, она, мы).

 - Как называются такие местоимения? (Личные)

На центральную доску прикрепляются карточки:

 

МЕСТО

   

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

-  Послушайте о происхождении этого слова.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.


– Какое открытие для себя сделали?
(Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.)

  

(Слайд 2)     

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена!

Подготовленный ученик читает стихотворение Р.Рождественского

Учащиеся слушают.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащиеся  читают слово из выделенных букв.

Учитель рассказывает о происхождении слова.

Учащаяся отвечает на вопрос.

Ученица читает стихотворение.

Фронтальная работа

  б) посадка учащихся

Регулятивные УУД (контроль)

Коммуникативные УУД

- Напоминаю вам, следим за своей посадкой.

- Скажите,  как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся садятся правильно при письме.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

в) Минутка чистописания.

Личностные УУД

Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?   (Все они указывают на лица)

- Сформулируйте тему урока (Местоимение). 

(Слайд 3)

 - Сформулируем задачи урока

Узнаем … каковы особенности личных местоимений.

Научимся… распознавать личные местоимения.

Повторим… орфографию, разбор предложения.

- Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают местоимения.

Я мы ты вы он она оно они

Учащиеся  называют тему урока, формулируют задачи урока.

Фронтальная работа и Индивидуальная работа

4. Первичное усвоение нового материала.(8 мин)

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивный УУД (коррекция, самооценка)

Коммуникативные УУД

- Перечислим еще раз все личные местоимения. (Слайд 4)

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

- Работа в парах. 

Вспомните правила работы в парах:

У вас на столе карточки. (Слайд 5)

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы -  лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 6)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении).

-Сделаем вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка:

Указывает на предмет, но не называет его.

- Проверим наши выводы с учебником.

- Открываем с. 52, правило.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

(слайд 7)

Я иду и ты идёшь

Раз, два, три.

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три.

Мы идём и мы поём

Раз, два, три.

Очень дружно мы поём

Раз, два, три.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Работа в парах.

Записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Она поедает мышей, зайцев, диких уток.  Этим  она  приносит  пользу.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.

Учащиеся выполняют физминутку.

Фронтальная

работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

5. Первичное закрепление.(13 мин)

Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  УУД (планирование, саморегуляция)

Упражнение 109 (стр.)

- Прочитайте

- Запишите личные местоимения

- Как вы думаете почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица)

- Какие личностные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? ((а) Я, мы)

- Какие личностные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? ((б) Ты, вы.)

- Какие личностные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? ((в) Он, она, оно, они.)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

Учащиеся пишут в тетрадях слова.

Учащиеся выполняют задания индивидуально, оценивают работу.

3 ученика работают к доске.

Индивидуальная работа

6. Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  УУД (контроль)

- Найдите в учебнике на стр. 53 Упр. № 110. 

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка).

Учащиеся читают  задание, определяют план выполнения упражнения.

Фронтальная работа

  7. Рефлексия. (5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

оценить собственную деятельность на уроке;

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны  «-»)

(Слайд  8)

  1. Местоимение – часть речи.  (+)
  2. Он – это местоимение. (+)
  3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
  4. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
  5. Мы,он,ох,она,я,у – здесь записаны только местоимения (-)

Взаимопроверка в парах.

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

(Слайд 9)

- Какова была тема нашего урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют  таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок) 

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока

3) Я умею верно использовать местоимения в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

- У кого получилось 4 плюса, тот поднимите зелёные смайлики.

- У кого получилось 3 плюса, тот поднимите жёлтые смайлики.

- Кто на зелёном?

- Оценки за урок.

- Урок окончен. Спасибо всем.

Учащиеся ставят знаки «+» или «-»

Проверяют работу в парах.

Учащиеся участвуют в беседе.

Учащиеся выполняют самоанализ своей  работы, определяют достижения за урок.  

Фронтальная работа

Индивидуальная работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Иштии-Хем Урок русского языка «Роль местоимений в речи» 4 класс Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Иштии-Хем Кунгаа А.А.

Слайд 2

Эпиграф урока « Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя ». Древнеримский писатель: Петроня

Слайд 3

Прочитайте Я, ты, он, она, Вместе целая – страна, Вместе дружная – семья, В слове «мы» – сто тысяч «я», Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых В городах и селах. ( Р. Рождественский)

Слайд 4

Прочитайте Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена!

Слайд 5

Местоимение. Роль местоимений в речи. Задачи урока: Узнаем каковы особенности личных местоимений Научимся распознавать личные местоимения Повторим орфографию, разбор предложений. Учебник с.52

Слайд 6

Прочитайте: Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения.

Слайд 8

Проверка текста Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Слайд 9

Физкультурная минутка Я иду и ты идёшь Раз, два, три. Я пою и ты поёшь Раз, два, три. Мы идём и мы поём Раз, два, три. Очень дружно мы поём Раз, два, три .

Слайд 10

Графический диктант 1. Местоимение – часть речи. 2. Он – это местоимение. 3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него. 4. Личные местоимения заменяют имена существительные. 5. Мы,он,ох,она,я,у – здесь записаны только местоимения.

Слайд 11

Ответы: 1.Местоимение – часть речи. (+) 2.Он – это местоимение. (+) 3.Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-) 4.Личные местоимения заменяют имена существительные. (+) 5.Мы,он,ох,она,я,у – здесь записаны только местоимения (-)

Слайд 12

Рефлексия - Какова была тема нашего урока? - Справились ли мы с задачами урока? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи?

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....