Склонение имён существительных. 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Ковыршина Елена Николаевна

Тема урока: Склонение имён существительных.

Разработка урока поможет позаимствовать  идею к подготовке  урока на заданную тему. В разработку включена технологическая карта урока, разноуровневый маршрутный лист ,презентация урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока

  Тема урока : Склонение имён существительного.

  Цель урока : Способствовать формированию умения  определять падеж имени существительного.

  Задачи :

-  систематизировать знания обучающихся об имени существительном;

- сформировать представление учащихся об изменении имен существительных по падежам;

 -развивать умение определять падеж имени существительного ,  с опорой на таблицу с падежными окончаниями;

- определять число имен прилагательных.

- закрепить алгоритм нахождения числа прилагательного на расположение слов в алфавином порядке по начальной и последующих           букв в слове.

- совершенствовать представление  обучающихся   о дифференциации словарей по назначению.

- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты

   Предметные:

-  называют  признак имени существительного

 - понимают принцип   изменения имени существительного по падежам;

- определяют падеж имени существительного  с опорой на таблицу с падежными окончаниями;

- осознанно употребляют падеж имени существительного в словосочетаниях и предложениях.

-

.

 Метапредметные:

  Регулятивные :

- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-выполняют  учебное задание в соответствии с целью;

- выполняют самопроверку учебного задания и вносят  

корректировку в выполненное задание.

Познавательные :

-овладевают базовыми предметными и межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи ,отношения между объектами и процессами; выполняют логические действия :сравнение, синтез, анализ).

 Коммуникативные :

- строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

-адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.

-

.

Личностные:

- осознают  собственных достижений

при освоении темы;

-осознают  роль языка и речи в жизни людей;

 Ресурсы урока: Учебник Канакина, мультимедийная доска, раздаточный материал, презентация; классная доска, индивидуальные таблицы «Падеж имён существительных».

таблицы 1-ого, 2-ого, 3-его склонения, индивидуальные карточки с предложениями, индивидуальные карточки тестами, массажёры Су-Джок («шарик + 1 эластичное кольцо»), карандаши, ручки, мяч, индивидуальные карточки с самооценочными лесенками.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                                                        1.Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение  предмета.

Приветствуют учителя.

                                                                     2. Проверка домашнего задания

Организовывает проверку дом. задания упр.59 стр.34 и повторение орфограммы мягкий знак и мягкий знак в именах существительных женского рода 3 склонения.

-Какой частью речи являются все слова , которые вы записали в упражнении?

-Как вы узнали ?

Сверяют с доской выполненное домашнее задание , отвечают на вопросы.

 Отвечают на вопрос

 -Исходили из определения имени существительного

                                                                        3.  Мотивация .

Организует обобщение знаний  по определению и основным признакам имени существительного.

Какие признаки имени существительного нам известны ? 

Подводит к тому, что  на уроке приумножат свои знания о признаках имени существительного;

Слайд № 1

Запись слова в тетради

 Перечисляют признаки.

С опорой на слайд обобщают знания об имени существительном, дифференцируют постоянные и непостоянные признаки имени

существительного.

Высказывают свои мысли по поводу лексического значения

Проверяют свои заключения со слайдом.

                                                                                  4. Актуализация  знаний

 

 Подбирают антонимы.

Читают, анализируют.

 Ответы обучающихся.

 

 

Выходят к доске , указывают  стрелочкой направление вопроса и пишут вопрос, выделяют окончание.

 Отмечают , что окончания изменились.

-Ответы обучающихся. Окончание служит для связи, согласования  слов в предложении или словосочетании.

Записывает на доске слово -ложь- ( слово из  д.з)

Организация определения лексического значения слова.

Слайд № 2

-Организовывает подбор антонима  к слову -ложь-

 

 Организовывает работу по подбору вопросов к имени существительному в слове -правда.

 -Слово правда повторяется в каждой пословице

 

 - Какой частью речи оно является ?

 На какой вопрос отвечает имя существительное -правда в первой пословице ?

-Каким членом предложения оно является ?

 -На какие вопросы отвечает имя существительное -правда- в других предложениях?

- Давайте  поставим  вопрос к слову -правда-. Для этого мы определим от какого слова будет исходить вопрос к  существительному , выделим окончание в слове -правда- 

Организовывает работу у мультимедийной  доски.

-Обратите внимание на окончания . Что произошло с этой частью слова ?

-Как вы думаете почему изменились окончания? Вспомните о роли окончаний в слове.

-Да, изменялись вопросы , а значит окончание выполняет свою роль в слове.

- Мы выполнили задание в котором изменяли имя существительное по вопросам .

 ВЫВОД:  имена существительные изменяются по вопросам.

При изменении имени существительного изменяется его окончание. Слайд № 4

Кто может сформулировать тему урока? Слайд № 5


Назовите тему урока .

Изменением имени существительного по падежам .

 Изменение формы имени существительного по вопросам называются изменением по падежам или склонением.

Слайд №

Чему научимся на уроке ?

Вы определите сами поработав с учебником на стр37.

Организовывает обучающихся к обдумыванию задач с помощью учебника стр.37

1.Узнаем сколько падежей существует в русском  языке.

2. Узнаем какие вопросы соответствуют каждому падежу.

3.Научимся склонять имена существительные .

4.  Получим знания необходимые для  определения падежей имён существительных на последующих уроках.

-Обратите внимание на свой маршрутный лист, в нём указаны все цели, которые мы с вами сформулировали.

Работа с табл.с.37

Опираясь на таблицу мы можем ответить на первую цель нашего урока ?

 Дополнение : падежей в анг.-2 , а японском- 11, в немецком 4).

 Физ минутка.

-Тема наша связана с изменением имени существительного по вопросам, изменением по падежам , вот мы и физ. мин. проведём вместе с падежами

Слайд № 6,7

Помощник. Он помогает  с помощью своих вопросов согласовать слова в предложении.

.

Возвращаемся к целям на уроке.

Прочитайте 2 цель урока.

Прочитайте 3 цель урока

Отвечает на 1 вопрос :

. И.п.кто ? конь,что? зима, что? окно;

Почему к  слову -конь я задала  вопрос -кто?

Т.е. автор подобрал для образца имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

На какой ещё постоянный признак имени существительного сделал акцент автор учебника.

Выполняем 3 цель урока

Поможет научиться Упр. 66 на стр. 38

Обращает внимание , что названий падежей нет, а есть только заглавные буквы.

  На доске прикреплены  карточки с названием падежа , кратким названием и вопросами, вызывает ученика к доске просклонять слова -журавль и гнездо.

  4.цель выполняем по алгоритму Слайд № 8

 Предлагает тренировочное предложение Слайд №9

Релаксация для глаз

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)

Рефлексия

 В маршрутных листах предлагается задания, на определение выполнения вами на уроке целей 3 и 4( задание дифференцировано, подсказка с названиями падежей висит на доске).

 По выполнению задания на маршрутном листке нарисуйте смайлик, который отображает ваше настроение после урока.

 Называют тему урока

Исходя из содержания учебника формулируют задачи.

Ознакомление с маршрутным листом.

 

-В русском языке 6 падежей

  Читают вопросы , отвечают.

Читают цепочкой:

-Слова подобраны так, чтоб мы проследили склонение м.р.,ж.р, с.р.

 Работа в тетради.

Высказывают предположения, определяют согласно алгоритму  падеж.

Выполняют задания.


              Дом. задание.

  Стр.  37 выучить название падежей и их вопросы, просклонять слово

Девочка и ветер                                                       



Предварительный просмотр:

Маршрутная  карта  ученика(цы) 3-Б класса  ----- ----------------

Тема : «Склонение имён существительных»

Наши цели:

1.Узнаем о количестве падежей в русском языке.

2.Узнаем какие  вопросы соответствуют каждому падежу.

3.Научимся склонять имена существительные в заданном падеже.

4.. Получим знания необходимые для  определения падежей имён существительных на последующих уроках.

Ответы :

  1.____________________

  2,3____________________

Падеж

Вопрос

 Лиса

Вопрос

Стол

Именительный

кто?

что?

Родительный

кого?

чего?

Дательный

кому?

чему?

Винительный

кого?

что?

Творительный

кем?

чем?

Предложный

о ком?

о чём?

4.  Поставь падежный вопрос, определи падеж имени существительного :

Образец : Рассказ (  о   ком ?  ) о  солдате -  П.п.  ;

  попасть ( чем?  ) снежком-…  ;  поздравить ( кого?)  маму-      ;

 писать (о чём ? ) о герое-      ;

 рассказ   ( кого?) гостя-    

 

 Маршрутная  карта  ученика(цы) 3-Б класса  ----- ----------------

Тема : «Склонение имён существительных»

Наши цели:

1.Узнаем о количестве падежей в русском языке.

2.Узнаем какие вопросы соответствуют каждому падежу.

3.Научимся склонять имена существительные в заданном падеже.

4. Получим знания необходимые для  определения падежей имён существительных на последующих уроках.

Ответы :

  1.____________________

  2,3____________________

Падеж

Вопрос

Лиса

Вопрос

Стол

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

4.  Определи падеж имени существительного:

Образец : Рассказ (  о   ком ?  ) о  солдате -  П.п. ;

привет ( кому ?) брату-

радоваться (чему?) весне-

писать (чем ?) пером-

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одушевлённые и неодушевлён-ные Имена собственные и нарицательные Число Род ??? Имя существительное как часть речи Постоянные признаки имени сущ. Непостоянные признаки

Слайд 2

Толковый словарь С.И. Ожегова ЛОЖЬ - намеренное искажение истины, неправда , обман .

Слайд 3

Пословицы 1.Правда с хорошими людьми живёт. 2. Без правды люди не живут, а маются. 3. Дай правде дорогу, радостно по жизни пойдёшь. 4. Дело помни , а правду не забывай. 5. Кто правдой живёт, тот и долго живёт. 6 . Говоришь о правде, правдолюбцем прослывёшь.

Слайд 4

ВЫВОД: имена существительные изменяются по вопросам . При изменении имени существительного изменяется его окончание. Тема урока :

Слайд 5

Тема урока : Изменение имени существительного по падежам. Склонение имён существительных. (стр. 36 )

Слайд 6

Падеж помощник . Он помогает с помощью своих вопросов согласовать слова в предложении.

Слайд 7

Падежи Падежи И.п Р .п Д.п Т.п. В.п . П.п

Слайд 9

Определи падеж Веселил (……..?) дочку Говорил(……?) учителю Решал (……..?) задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...